В Тульской центральной городской библиотеке имени Л.Н.Толстого при содействии Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» начала работу выставка редких книг из фондов церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии. Первыми ее посетителями стали ученики Центра образования №34 города Тулы, которые также приняли участие в интерактивном занятии, посвященные искусству буквицы и украшения книжных текстов.
Заведующая читальным залом Центральной городской библиотеки имени Л.Н.Толстого Оксана Владимировна Амелина рассказала, что экспозиция под названием «Искусство первой буквы» будет работать целый месяц: «Мы уверены, что она вызовет интерес у посетителей библиотеки и наших гостей. Само отношение к слову, к книге, присущее нашим предкам со времен Древней Руси, просто потрясает. Надеемся, что уникальные издания, представленные на выставке, помогут просветить современных людей, возродить утраченное почтительное отношение к слову как ценному дару. К сожалению, со временем восприятие и значение важности буквицы было утрачено. Сегодня она используется при оформлении книг, как правило, детских, скорее как декоративный элемент, отражающий содержание книги, хотя изначально играла в тексте особую роль. Очень хорошо и символично, что первыми посетителями выставки стали дети, которые особенно любят читать, любят книги».
Методист- экскурсовод церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии Наталья Павловна тепло поприветствовала ребят, вчерашних первоклассников и завтрашних второклассников, и в первую обратила их внимание на почтительный возраст представленных книг: «Только представьте, что возраст многих из них составляет сто пятьдесят, двести, а то и триста лет, – сказал она.- Когда Древняя Русь в девятом веке обрела свою письменность, благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, появились первые книги, и с тех пор на протяжении многих веков отношением к ним было благоговейное. Книга воспринималась не просто как источник знаний, а как настоящая сокровищница, над созданием которой приходилось немало потрудиться».
Далее Наталья Павловна живо и интересно рассказала юным слушателям о том, сколько труда нужно было мастерам в допечатную эпоху приложить сил, чтобы изготовить книгу, что такое пергамен и почему обложки делались из дерева и назывались окладами.
На примере репринтной копии Остромирова Евангелия – старейшей русской датированной книги, написанной в 1056-1057 годах в Великом Новгороде – ребята узнали, что писцы могли переписывать один фолиант от нескольких месяцев до года. Но больше всего их поразил тот факт, что в этой книге прорисовано более 130 неповторяющихся буквиц «В», украшенных изобразительным узором и в виде дивных зверей.
«А теперь давайте с вами внимательно посмотрим на буквицу и на обычную букву и подумаем, чем же они отличаются, – обратилась к детям Наталья Павловна, – Вы совершенно верно подметили, что буквица – это прописная буква, с которой начинается текст. Она не только значительно превосходит по своим размерам строчные буквы, но и украшена необычайными, затейливыми узорами, раскрашена яркими красками. Отсюда, кстати, и возникло хорошо знакомое вам выражение «красная строка». Но самое главное предназначение буквицы заключалось в том, чтобы вызвать у человека интерес к содержанию книги, обратить внимание на то, что предыдущая мысль или глава книги закончились, начинается новая часть текста».
С интересом и нескрываемым восхищением дети слушали повествование гостьи и рассматривали настоящие сокровища книжного фонда Тульской духовной семинарии, в числе которых изданная печатным способом, но вручную раскрашенная «Псалтирь», «Акафист святой великомученицы Варвары», датированный 1878 годом, где буквицы напоминают изысканные миниатюры, рукописный «Ирмологий» XIX века с тщательно выписанными крюками и знаменами, предназначенными для пения в церкви, не уступающее по красоте и богатству оформления рукописное «Проследование погребения мирским чином», «Житие Феодора Эдесского», привлекающее внимание красочными заставками.
Но, безусловно, главный акцент был сделан на искусстве буквицы. Содержательная и яркая видеопрезентация открыла школьникам, что заглавные буквы украшались самыми разными способами – все зависело от вкуса и фантазии художника иллюминатора: витиеватые растительные орнаменты, сказочные существа, забавные человечки, легко угадываемые зверушки и птицы, невиданные животные и рыбы, в которых подчас сложно сразу разобрать букву…
А затем наступила практическая часть занятия. Воодушевленные увиденным, мальчишки и девчонки с удовольствием принялись за дело: одни – за раскраску готовых буквиц, другие – за создание собственных.
Преподаватель начальных классов ЦО №34 города Тулы Елена Александровна Пидрубная уверена, что знакомство детей с выставкой и участие в интерактивном занятии поможет им в следующем учебном году лучше и быстрее освоить тему происхождения русской азбуки: «Занятие ребятам явно понравилось, поскольку прошло в непринужденной форме живого общения. Дети почерпнули много нового, кроме того, они развили навыки чтения, письма, умение рассуждать и анализировать. Безусловно, самая большая ценность – это возможность увидеть старинные, великолепные книги, рассмотреть их, проникнуться их красотой. Умение видеть, понимать и чувствовать прекрасное, на мой взгляд, не менее важно для современных детей, которых окружают новые современные материалы, технологии. А здесь для них открылся совсем другой незнакомый мир. И это прекрасно!»
Соня Кравченко своим впечатления от посещения библиотеки выразила так: «Больше всего мне понравились красивые книги! Я узнала, что очень давно книги писали от руки и эти люди назывались писцы. Мне понравилось отгадывать разные буквицы, рассматривать их, а потом раскрашивать».
Марина Полянская, фото автора