Выставка «Осторожно: псевдоправославие!», расположенная в миссионерском отделе Тульской епархии, постоянно пополняется: добавляются новые книги «откровений» неких «старцев» или даже «иконы» неканонизированных людей.
Она создана для просвещения и предупреждения тех, кто приходит в миссионерский отдел, в правовую консультацию, расположенную здесь же, а также для иллюстрации новой программы «Осторожно: псевдоправославие!», с которой сотрудники отдела выступают перед разной аудиторией, в том числе – в учебных заведениях.
– Одна из величайших бед современного мира – смешение понятий, – отметил в беседе руководитель миссионерского отдела, протоиерей Павел Картушин.
– Хаос в сознании означает потерю нравственных ориентиров, неумение различать добро и зло: такой человек податлив, им легко управлять. Секты и лжеучения, восточная мистика и магия преследуют одну цель – ослабить и расшатать внутреннюю структуру личности, дабы не было в душе ее стремления к высокому, а низменное считалось нормой…
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов показал новые поступления в экспозицию, которые были принесены разными людьми.
Среди них – псевдоиконы Алексея Пензенского, за чьим именем вышло и распространяется немало книг: о нем самом, а также «откровения «старца», как его именуют. На самом деле это был инвалид детства, который не мог самостоятельно двигаться, ухаживать за собой, внятно говорить. Вокруг него возник некий культ, даже была построена некая «Михайловская обитель» в Пензенской области – на самочинно захваченной, без разрешения государственных властей, земле.
Те, кто находился рядом со стариком, толковали его обрывки слов, как некие «откровения». Часть людей – в основном, экзальтированные женщины – искреннее считает, что у него есть «дар», а другие решили попросту нажиться. Вначале вся литература о «старце» и от его имени маркировалась «по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета», но после сделанного на имя владыки Пензенского запроса и его отрицания причастности к данной кампании, книги стали выходить с пометкой «по благословению старца».
В соответствии с церковными канонами, больного мужчину никто не стал бы рукополагать, хотя в книгах сообщается, что «на рукоположение Алексия съехались несколько (!) архиереев…» Спрашивается, зачем архиереям из нескольких епархий устремляться в один храм для этого?
Понятно, что все это написано от незнания: если почитать литературу, вышедшую от имени старца – а порой и схиигумена! – Алексия, то там можно найти массу вероучительных ошибок, да и просто грамматических.
Ранние изображения «старца Алексия» – фотографии благостного пожилого человека – почему-то в священническом облачении. А затем появляются подобия икон – с нимбом: видимо, поклонники «старца» сами же и причислили к лику святых, даже написали акафист ему с припиской «для келейного чтения». Но, читая акафист, приходишь к выводу, что и «Михайловская обитель», и группа лиц, занимающаяся прославлением Алексея Пензенского, представляют собой обычную секту. Потому что в тексте, встречаются такие строчки: «Радуся, преподобный отче Алексей, заступниче последних христиан…» «Радуйся, новый Иове, ковчега спасения последним христианам строителю…» Но именно так рассуждают сектанты: во время конца света лишь им суждено спастись, остальные же – не входящие в состав адептов их культа, не разделяющие их взглядов – погибнут.
Имя недавно почившего о.Николая Гурьянова находчивые люди также используют: идет его самочинное прославление, печатаются (разумеется, без всякого благословения) фотокарточки – опять же, с сиянием вокруг головы. При этом в руках отца Николая можно увидеть некую картинку (почти как иконку), на которой Григорий Распутин в монашеском одеянии держит на руках цесаревича Алексея. То есть, тем самым эти «деятели» пытаются легализовать культ Распутина – есть группы людей, которые выступают за его причисление к лику святых.
В коллекции миссионерского отдела давно имеется так называемый акафист Игорю Талькову – что вызывает недоумение посетителей, многие интересуются, не шутка ли это?.. Но происшедшее на недавнем открытии памятника певцу подтверждает, что все это – не шутки, а чьи-то попытки его канонизировать. Некие люди принесли на торжественный митинг штендер с изображением Талькова – нимб вокруг головы.
Есть среди «новинок книжной полки» брошюра «Церковь глаголет устами богомудрых отцов»: рассуждения об антихристе и конце света. Построение брошюры очень хитрое: в начале, видимо, для усыпления бдительности читателя и его расположения, помещена проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) «О нашем времени», всеми уважаемого священнослужителя, недавно почившего. В ней ничего не говорится о всех страхах, которыми далее начинают пугать читателя: ИНН, чипы, печати, штрих-коды, смена паспортов, то есть, призывают граждан России выступать против государства (в конце даже приводится образец заявления против получения ИНН). Один из вещателей – деятель расколосектантского движения «афонский старец» Рафаил Берестов. Этот «старец» недавно отметился тем, что записал видео, на котором он с группой неизвестных лиц анафематствует Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Разумеется, все эти книги не имеют грифа «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви», в связи с чем по принятым правилам не могут распространяться через церковную книготорговлю.
Как и другие книги, в частности, брошюра «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова», где цитируется сам свщмч. Серафим Чичагов, однако нет ни одной ссылки на источник цитирования. Прокопий Жамков, иеродиакон в отзыве на это издание пишет:
«Брошюра обильно исполнена стилистическими, грамматическими, пунктуационными и терминологическими ошибками, произвольными выводами (кто дал этой «оздоровительной системе» название «система Серафима Чичагова»? Не сама ли автор – Ксения Кравченко? Там есть такие перлы:
«Если мы накануне понервничали или во время еды обсуждаем какие-то проблемы, смотрим телевизор, сопереживаем или переживаем, у нас не замкнуты клапаны» (стр.33);
«Когда растительный продукт бродит, а бродит он две недели, процесс брожения превращает обычную капусту в мясо» (стр. 41-42).
«Из десяти литров желудочного сока восемь литров ежесуточно всасываются в кровь» (стр.21).
«Человеку можно обойтись вообще без лечения как такового» (стр.48).
Утверждается, что «система Чичагова» помогла многим, однако это и подобные утверждения голословны, в брошюре отсутствуют конкретные примеры помощи и положительного результата, от каких болезней зафиксированы случаи исцеления и т.п.
Ксения Кравченко произвольно толкует медицинскую практику священномученика, Серафим Чичагов действительно разработал методику лечения болезней, которая, однако, произвольно и искажённо интерпретируется К.Кравченко и не имеет никакого отношения к тому, о чем она пишет. Брошюра имеет ярко выраженный лженаучный и псевдоправославный характер. Приписывая свои домыслы священномученику Серафиму Чичагову, прикрываясь его авторитетом, Ксения Кравченко наносит вред Церкви, а также несёт полную ответственность перед памятью святого за произвольную и антинаучную интерпретацию его медицинской практики».
Псевдоправославные деятели не обошли вниманием и тульского старца схиархимандрита Христофора (Евгения Леонидовича Никольского, 1905-1996)».
Делясь впечатлениями от прочтения книги, написанной о нем иеродиаконом Авелем (Семенов), православный критик Василий Иванов пишет:
«С первых же двух страниц книги, еще прежде изложения собственно жизнеописания, читателя ошарашивают целым потоком фраз и оборотов.
Уже на четвертой странице «Жизнеописания» встречается первое из длинной череды крайне неудачных выражений, которые не только и не столько режут глаз при чтении, сколько вызывают сомнения в том, что автор серьезно и внимательно относился к тому, что писал и, таким образом, как бы вкладывал в уста почившего отца архимандрита, который уже не сможет открыть их в свою защиту…»
А затем автор переходит к излюбленной теме себе подобных, кликушествующих, – к теме близкого апокалипсиса с подробным изложением всех «страшилок» современных псевдоправославных течений – о трех шестерках, паспортах, ИНН и всех вообще «номерах», штрих-кодах и т.п. – уже является, увы, полностью предсказуемым. Нет смысла пересказывать однотипное пережевывание автором одних и тех же бессмысленно-панических фраз, построенных вокруг понятий «антихрист», «глобализация», «апокалипсис», «сети» и выражающих, пожалуй, единственную отчаянно-безысходную мысль: «Все, конец. Все погибло». Завершается же брошюра уже совершенно фантасмагорическими картинами грядущих в самом ближайшем будущем бедствий – «страшного голода», засухи, наводнения, Третьей мировой войны, наступления Китая, трех эшелонов со «спасающимися», из которых спасутся только из первого эшелона и т.п.,
При этом, в книге «Схиархимандрит Христофор» отсутствуют какие-либо данные об издателе и вообще людях, отвечавших за подготовку издания, стоят только данные типографии г. Смоленска…»
Книга священника Алексея Мороза «Исповедаю грех, батюшка» так же присутствует на выставке «Осторожно: псевдоправославие!»
Там перечисляются «грехи» столь экзотические, что читатель действительно должен прийти к выводу: каждый его шаг по земле – уже грех. К примеру:
украшение (лица, одежды, жилища); острижение волос (женщинами); ношение спортивной одежды, одежды с надписями, модной, пышной, яркой;
ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений; слушание радио; слушание музыки; участие в викторинах;
лечение у безбожников; жестикулирование; держание в доме собаки;
употребление гематогена; пересадка органов; обнажение тела (у врача); езда на велосипеде или на мотоцикле и проч.
Есть опасение, что после прочтения этой книги, вместо обещанного «лекарства от греха» новоначальный христианин рискует получить паранойю…
В отличие от большинства пособий по подготовке к исповеди, это не тоненькая книжечка или брошюрка. Прекрасно изданный фолиант в 576 страниц внушает доверие одним своим видом. Да и автор — священник, кандидат педагогических наук, член союза писателей России, автор нескольких книг…
Кстати, к грехам против седьмой заповеди («Не прелюбодействуй») автор также относит слушание современной и рок-музыки, ношение женщинами коротких стрижек, а также брак гражданский, т.е. зарегистрированный государством, о котором в Социальной концепции РПЦ говорится:
«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Печально, но подобного рода литература регулярно появляется, ее с пристрастием цитируют и рекомендуют, стараются по ней жить… И ни автора, ни издателя, ни продавцов не волнует, что подобное чтение в лучшем случае приведет человека, не утвержденного в Православии, к заблуждениям, в худшем – надолго отвратит его и от Таинства Исповеди, и от Церкви вообще…
Пресс-служба миссионерского отдела