В рамках развивающегося сотрудничества с Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» слушатели Центра профессиональной подготовки Управления МВД России по Тульской области посетили Тульскую духовную семинарию. Знакомство с историей и традициями духовной школы переросло в беседу о православной культуре как основе уклада русской жизни, о предназначении священства и других важных вопросах и понятиях, неразрывно связанных с Православием.

Директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева рассказала, что инициатором проведения познавательных экскурсий для тульских стражей порядка выступил Общественный совет, действующий при УМВД Тульской области: «Мы с радостью восприняли такое предложение, и уже в июле в стенах семинарии побывала первая группа слушателей Центра профессиональной подготовки, имея в виду, что Православие и Русская Православная Церковь –  это духовно-нравственный стержень общества, воспитывающий его, формирующий мировоззрение, народа, его культурные традиции, образ жизни и этические нормы. Для начала они решили ознакомиться с учебным заведением, готовящих священников, – отметила она.- Это первые шаги на пути взаимодействия, в дальнейшем мы планируем продолжать сотрудничество. Так, мы со своей стороны предложили провести на базе Центра профессиональной подготовки тематическое занятие, посвященное шедеврам мировой художественной литературы, связанным с темой преступления и наказания.

Сегодняшняя встреча подразумевает обращение ко многим вопросам, которые, как правило, вызывают интерес у людей, знакомящихся с миром православия».

В первую очередь Марина Александровна вкратце ознакомила гостей с историей Тульской духовной семинарии – одного из старейших учебных заведений в области, славная летопись которого прервалась с установлением советской власти. В 1918 году наряду со всеми российскими духовными учебными заведениями Тульская семинария была закрыта. Так, началась другая история: изначально здание духовной  школы было отдано 17-ой Тульской пехотной школе комсостава, в годы Великой Отечественной войны здесь располагался военный госпиталь, в послевоенное время  – Суворовское училище и  школа-интернат.

С началом  духовного возрождения, произошедшего в России в конце прошлого века,  здания и сооружения семинарии были возвращены Тульской епархии, а в 2001 году здесь вновь начали обучать будущих православных священников.

Разговор на тему восстановления и развития духовного образования в Тульской епархии продолжился в мемориальном кабинете митрополита Серапиона (Фадеева), стоявшего у его истоков. Открытие этой музейной комнаты состоялось в 2006 году, и было приурочено к 205-летнему юбилею семинарии. Экспозицию её составляют документы, облачения, личные вещи не только митрополита Серапиона, но и предметы, связанные с деятельностью других иерархов на Тульской кафедре.

Так, также открыли для себя имя Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия (Симанского), который будучи  еще архимандритом,  в начале ХХ века, в самый разгар бунтарских настроений в студенческой среде, являлся ректором Тульской духовной семинарии. Будущий Святейший Патриарх также принимал участие в исторической встрече архиереев Русской Православной Церкви с Иосифом Сталиным в 1943 году. Состоявшийся в Кремле разговор имел большое значение для дальнейшей жизни Церкви: советское руководство решило не только открыть храмы для верующих, но также и  три духовные академии – в Москве, Киеве и Ленинграде. Поскольку служить в уцелевших церквях оказалось некому: часть духовенства за годы жесточайших гонений и репрессий была просто уничтожена, другая – находилась в лагерях или ссылках.

Затем  гости семинарии ознакомились с экспонатами комнаты церковно-прикладного искусства, связанными с богослужением, с Таинствами Русской Православной Церкви, внутренним устройством храма и церковной жизнью.

Многочисленное собрание икон, подаренных  в разные годы Церковно-археологическому кабинету Тульской духовной семинарии,  сильнее всяких слов убеждают, что наши предки  не представляли своей жизни, своего быта без святых образов.

Особое внимание было уделено  священническому облачению, которое вызвало у слушателей неподдельный интерес. Возможно, потому, что с каждой его деталью, имеющей символическое и духовное значение,  открывался  глубокий смысл и предназначение священнического служения – быть  воином  Христовым –  в чем-то понятный служителям закона и общественного порядка.

«Как вам известно, священник не имеет права брать в руки оружие. Но он при этом постоянно пребывает на поле духовной брани, и сражается он с темными силами и злом, проникающим в человеческие сердца, молитвой, словом, убеждением  и собственным образом жизни, – подчеркнула Марина Александровна.- Далеко не всегда христиане горячо откликаются на слова и убеждения своего пастыря, но всегда, видя перед собой в его лице достойный жизненный пример следования Христовым заповедям».

Обращение к теме церковных Таинств стало поводом для размышлений о том, что священник –  это слуга перед Господом и людьми.

«Совершая Таинство покаяния,  священник, наделенный даром Божественной благодати,  отпускает грехи кающегося от имени Господа, – продолжила Марина Александровна. –  Он всего лишь свидетель встречи раскаявшейся человеческой души Богом, проводник человека на этом пути, –

И в этом виден знак полного смирения и  служения Богу.  Служитель Церкви –  абсолютный слуга при Боге и служитель людям. Подобно оруженосцу, который обязательно сопровождал в средние века каждого рыцаря: он не только носил оружие своего господина, но и защищал его щитом во время опасности. Так же и священник ограждает от всякого греха  человеческие души щитом Божественной благодати».

Дальнейшее общение продолжилось в семинарском книгохранилище, где гости смогли прикоснуться к старинным книгам, в том числе –  уникальным:  рукописным, щедро украшенным цветными буквицами и заставками из натуральных красок и твореного золота. Каждая из этих книг – это своеобразное  историческое свидетельство того, что  дореволюционная Россия была  страной книжной. Разбирая владельческие и дарственные надписи, предусмотрительно сделанные два-три века назад,  гости убедились, что книги, приобретали не только дворяне и богатые купцы, но и крестьяне. Несмотря на то, что порой  их стоимость могла равняться стоимости хорошей коровы, а то и лошади. Разумеется, речь идет о книгах духовного, нравственно-поучительного содержания, которые бережно передавались в семьях из поколения в поколение.

Во время встречи в разных контекстах были затронут вопрос о  роли Церкви и духовенства в жизни российского государства и общества  в  Российской империи. И особенно – в самый сложный исторический период времени  – конец 19- го начала 20-го веков, закончившийся революционным переворотом 1917 года.

Заключительная часть экскурсии  была посвящена знакомству с экспозициями представленными в выставочном зале семинарии. Одна из посвящена уроженцам Тульского края – участникам партизанского движения, развернувшегося в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии, вторая – новомученикам и исповедникам Российским.

В завершение встречи Марина Александровна ответила на различные вопросы, возникшие у гостей, судя по которым, можно предположить, что экскурсия произвела на них впечатление и вызвала у них интерес к православным традициям, истории  Русской Православной  Церкви, жизни духовенства.

Марина Полянская, фото автора