После краткого летнего перерыва возобновилась деятельность Клуба любителей искусств, действующего под эгидой Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Традиционно  заседание клуба состоялось в гостеприимных стенах Тульской духовной семинарии.

Совершенно незаметно пролетело время «летних каникул», которые, судя по рассказам участников  клуба,  оставили множество приятных воспоминаний. Как обычно, заседанию предшествовал не с ними только обмен новостями, но и впечатлениями от заметных событий культурной жизни самого разного характера, не оставшихся вне поле зрения  любителей искусств.

Наталья Павловна Фундаева, методист-экскурсовод Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии  и руководитель Клуба любителей искусств, тепло поприветствовала собравшихся и поделилась планами на предстоящий  новый «сезон»: «По-прежнему одной из первостепенных задач нашего объединения остаётся знакомство с  историей и значением православных праздников, важнейших событий церковной жизни. В течение года мы традиционно будем обращаться к истории и иконографии почитаемых  образов, житиям святых, жизни и деятельности известных священнослужителей и церковных деятелей.  Разумеется, впереди нас ждет много интересных лекций, посвященных церковному искусству, и  разным видам  изобразительного искусства светского. Если говорить о последнем, то  буквально сегодня я хочу предложить вам новый цикл,  посвященный выдающимся русским и советским художникам, – произнесла она.-  Я  надеюсь, что в этом году  к хорошему  и доброму начинанию – готовить  сообщения и видеопрезентации о паломнических поездках, посещении интересных мест, знакомстве  с жизнью и культурой других стран и народов –  присоединится как можно больше участников клуба. Одним словом, будем вместе искать новые темы  и новые формы для наших занятий».

В свою очередь участницы заседания выразили пожелание возродить проведение мастер-классов по  декоративным видам творчества, а также предложили организовать в конце года выставку работ.

Следующая часть встречи, согласно сложившемуся  правилу, представляла собой знакомство с текущими выставками, подготовленными культурно-просветительским центром «Фавор».  Наталья Павловна вкратце рассказала об экспозициях, посвященных знаменательным датам и памятным  событиям, на которые так богат нынешний год: «100- летие Поместного Собора Русской Церкви и восстановление Патриаршества», «170-летие основания Русской Духовной Миссии на Святой Земле»,  «200-летие архимандрита Антонина (Капустина)». Основу выставок составили  копии документов, фотографий, которые прекрасно дополняют оригинальные экспонаты из семинарских собраний: книги, периодические издания ушедшей эпохи.

Особое внимание было уделено выставке «Притчи Христовы» – содержательной и зрелищной. Три  иносказательные и поучительные евангельские истории –  о десяти девах, о неплодной смоковнице, о талантах – представлены  в репродукциях работ известных художников всех времен и народов и сопровождены избранными цитатами из  толкований известных богословов  и священников.

Не менее  интересной получилась и завершающая  часть. Как и обещала, Наталья Павловна  более подробно представила  идею нового тематического цикла: «Художники о правде своего времени».

«На мой взгляд, название  отражает замысел  цикла: рассмотреть творчество художников, как уже известных нам, так и пока еще нет, которых объединяет одно стремление – максимально полно отразить действительность, передать правду жизни, какой бы она ни была, – пояснила она. – Говоря образно, эти мастера находились на самом  острие правды, подмечали и выражали в своих произведениях порой настолько смелые и откровенные вещи, что иногда в годы особых потрясений, происходивших в нашей стране, они рисковали не только возможностью писать, но и самой своей жизнью».

Первое занятие было посвящено Ивану Алексеевичу Владимирову, которому выпало родиться и жить не просто на стыке 19 и 20 веков, а на стыке двух эпох, и сполна испытать на себе, что такое крутые виражи истории… В историю русской живописи он вошел  как  приверженец русской реалистической школы, художник – баталист,  известный работами, посвященными  Русско-японской войне, революции 1905 года, первой мировой войне и двум последующим революциям. Однако больше всего поражают своей выразительностью и реалистичностью  цикл его зарисовок повседневной жизни 1917-1918 годов, которые были переданы за границу.

В это время художник работал в Петроградской милиции, принимал участие в ее повседневной деятельности и просто фиксировал, говоря условно, все, что видел, в том числе неустроенность, разруху, нищету, обесценивание человеческого достоинства и самой жизни человеческой.  Далеко не всегда достойно изображены  представители большевистской  власти – новоявленные хозяева жизни:  малообразованные, но самоуверенные в стремлении построить свой, новый, мир на руинах старого…

Позднее работы художника утратили присущую им некогда документальность. Владимиров избрал стиль так называемого подражательного соцреализма и писал работы на историко-революционную, военную  и героическую тематику, и даже  –  портреты советских вождей.

Обсуждение творчества Ивана Владимирова происходило весьма бурно. Далеко не все участники заседания согласились с тем, что мастер был объективен, создавая  «Революционные зарисовки 1918 года», усматривая в его манере явную карикатурность и четкую расстановку акцентов. С ними не соглашалась другая часть присутствующих, утверждающая, что некоторые «отступления» от правды жизни (например, священник в полном облачении и с крестом на улицах Петрограда, или бывший царский генерал в военном обмундировании, пасущий козу на городской окраине) – это всего лишь вынужденная мера, чтобы зарубежному зрителя было понятно, какую трагедию переживала Россия в эпоху военного большевизма.

По окончании встречи впечатлениями поделилась одна из новых участниц клуба Оксана Владимировна Саган: «Я  рада, что присоединилась к этому замечательному клубу, и впечатления можно выразить одним словом: «восторг»! Очень понравились и запомнились  тематические выставки: интересные, оформлены с такой любовью, чувствуется, что работали над ними не формально, а с воодушевлением, с вдохновением. Конечно, привлекает возможность ознакомиться с экспонатами из фондов семинарии: старинные предметы, книги, фотографии. Меня поразила копия снимка, на котором запечатлен Патриарх Тихон, как написано «после принесенного им  покаяния». Смотреть на это сегодня просто больно. И дальнейший разговор, посвященный Ивану Владимирову, продолжает эту тему: что есть правда, истина, и можем ли мы сегодня выносить какие-то однозначные оценки, судить кого-то? Я уже определилась – занятия клуба буду посещать обязательно.  Тем более, что здесь сформировалось такое интересное  сообщество, да и Наталья Павловна – хороший рассказчик, которого приятно слушать!».

Виктория Александровна Ермакова  открытие «нового сезона» прокомментировала так: «Конечно, очень приятно  снова оказаться в уже родных для нас стенах семинарии, увидеть знакомые лица.  Сразу ощущаешь такой прилив сил, творческого настроения, вдохновения от того, что впереди нас ожидает столько нового, замечательного. Конечно, еще нужно подумать над тематикой наших встреч, определиться со своими предпочтениями, интересами. Но это, я думаю, просто вопрос времени . Главное – что у нас есть желание двигаться вперед, сообща, вместе, открывать, познавать! Вот что ценно!»

Марина Полянская, фото автора