В Тульской духовной семинарии состоялось открытие выставки «Революция глазами художника» Михаила Левшина, известного тульского живописца, члена Союза художников России и руководителя художественно-выставочного отдела епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Событие вызвало немалый интерес: проект вызывает у зрителя множество спорных вопросов, направляет к осмыслению авангарда как революции художественной и не только… Именно поэтому формат выставки определен как 1-я дискуссионная.
В выставочном зале семинарии в этот вечер было многолюдно, на открытие экспозиции собрались коллеги по «творческому цеху», поклонники творчества Михаила Левшина, члены Тульского Хомяковского общества.
Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Михалева в своем приветственном слове отметила, что каждая выставка Михаила Левшина, а их в семинарских стенах было немало, – это всегда огромный праздник и колоссальное интеллектуальное наслаждение: «Но, бесспорно, выставка, которую мы представляем сегодня – изумительная и совершенно непохожая на предыдущие. Нужно отметить, что Михаил Викторович задумал ее задолго до этого, концепция в процессе работы менялась несколько раз. И то, что получилось, на мой взгляд, превосходит всякие ожидания, – произнесла она.- Важно отметить, что открывая экспозицию в дни празднования столетия Октябрьской революции, мы меньше всего собираемся говорить о событиях, которые разыгрались в Петрограде 7 ноября 1917 года, и ни в коей мере оценивать революцию с ее социальной, политической и экономической составляющих. Главное – это революция глазами художника».
Передавая слово самому Михаилу Левшину, Марина Александровна рассказала, что перед церемонией открытия в рамках работы Хомяковского общества состоялась очередная дискуссия на тему: «Искусство и революция», и постепенно участники заседания стали приближаться к выводу, что русская революция была во многом подготовлена творческой интеллигенцией. «Михаил Викторович, согласны ли Вы с этой мыслью? – обратилась она к художнику. – И если нет, то почему?»
Михаил Викторович воздержался от однозначного ответа. Однако заметил, что именно поиск ответа на вопрос о том, может ли художественная революция быть понята как часть революции политической, стал толчком к созданию выставки: «Изначальная идея была о выставке политической. Но чем больше я погружался в тему, а я потратил около трех лет на изучение документальных свидетельств той эпохи – хроник, очерков, дневников, переписки художников – то тем больше я понимал, что меня интересует революция не политическая и не социальная, а эстетическая, которую осуществили художники – выходцы из дворянства, буржуазии, служащих, – произнес художник.- Я понял, что сто лет назад, словно два поезда, столкнулись революция эстетическая и политическая, хотя эти поезда начали набирать скорость еще в начале 20-го века. Повторюсь, мой взгляд – это взгляд художника, а не историка и не теоретика искусства.
Важно понимать, что отзвуки революции, произошедшей в мире искусства, слышны и по сей день. Можно сказать, что эта борьба, эта атака авангарда на традиционное искусство и культуру, случившаяся в России и ставшая интернациональной, не прекращалась. Она до сих пор продолжается на наших глазах. Авангард, который в 1917 году занял прочное место в нашей жизни, привлекает современных художников, режиссеров, поэтов, представляется им неким образцом в их стремлении выйти за границы мира классического искусства».
Затем Михаил Викторович ознакомил зрителей с выставкой «Революция глазами художника» и представил ее концепцию, которая, на первый, непосвященный взгляд, выглядит парадоксально.
Открывает проект серия натюрмортов – один из излюбленных жанров Михаила Левшина. Прекрасные ирисы, гроздья золотых шаров, роскошные букеты полевых цветов – чистые цвета, тончайшие оттенки, игра света и тени, гармония и умиротворение… Но, двигаясь дальше, зритель оставляет все эти работы за спиной. Примерно так же сделали многие художники в начале минувшего века, объявившие, что консервативное искусство с его академизмом устарело, а декадентский символизм и мистицизм не выражают настроения времени. Художники новаторы просто отвернулись от предшествующего
Так, на смену классическим пейзажам, сюжетам из повседневной жизни, как и символической розе в бокале, приходят грубые в простоте своих форм рабочие инструменты: зубила, молотки и стамески… Суть новопровозглашённой эстетики предреволюционной волны русского авангарда – металлические чайники , примусы и бидоны… Пока это неотъемлемые атрибуты жизни трудящихся и крестьян, однако скоро они войдут в обиход господ и просто состоятельных людей, беспощадно сметая с белоснежных накрахмаленных скатертей изысканный фарфор …
Атмосферу нарастающих в творческих кругах протестных и откровенно радикальных настроений передают перерисованные плакаты, афиши и листовки с тезисами манифестов художественных объединений и групп самого разного толка, вышедших на авансцену русского искусства.
Над всей этой разноголосицей находится одна из двух работ, не принадлежащих кисти Михаила Левшина, – эпическое полотно «Взятие Зимнего дворца» признанного мастера Олега Ланга (вторая картина – «После чая» известного тульского художника Николая Трифонова). Вот оно – зримое воплощение политической революции. А что же революция эстетическая?
«Она произошла в Москве, причем в одном месте – на Кузнецком мосту в кафе «Питтореск», которое было открыто в 1918 году. К этому времени значительные радикальные события в русском авангарде уже произошли, но страсти продолжали бушевать. После революции кафе было передано в ведение театрального отдела Наркомпроса и получило новое название в духе времени «Красный петух». В революционное время это место пользовалось популярностью у художников, театральных деятелей и литераторов, – говорит Михаил Левшин.- Именно здесь сошлись воедино три известных художественных общества, представляющих ведущие течения русского авангарда: футуристы во главе с Маяковским, «Бубновый валет» в обновленном составе, который возглавил Малевич, и его же партия супрематизма «УНОВИС». Это варево художественной революции я представил в виде большой, закипающей кастрюли – такие порой здесь происходили горячие споры, после которых ужинали супом из селедочных голов и пили морковный чай».
Тонко передают богемную атмосферу эпохи НЭПа полотно-посвящение роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и весьма неоднозначная работа «Буратино», отсылающая зрителя к истории создания Алексеем Толстым в 1935-36 годах известной сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино», по существу являющейся талантливой обрисовкой общества серебряного века. Да, это пора безбедного существования не только успешных коммерсантов, но и творческой интеллигенции, нашедшей общий язык с властью Советов. Только «не все так однозначно», как принято говорить сейчас. Несмотря на то, что авангард быстро встроился в созданные новой властью структуры, со временем он перестал играть в художественном пространстве ведущую роль. Так, в 1928 году в Третьяковской галерее состоялась последняя выставка Каземира Малевича. Вскоре экспозиция будет запрещена и закрыта, авангард будет обвинен советскими чиновниками от искусства в формализме. С этого начнется эпоха соцреализма.
Этот период представлен на выставке «красным уголком», восстановленным с поразительной точностью. Рядом с кумачовым флагом и портретами Ленина, написанными советскими художниками, – работы Михаила Левшина, в центре которых обязательные серп и молот. Только вот лезвие у серпа уж очень зубастое, а вместо ручки – рукоять от сабли. Таким инструментом сподручнее жать не колосья, но головы… Зато перевернутый мощный молот увенчан хрупким яйцом… Вообще, яйца будто горох «рассыпаны» невидимой рукой художника по картинам.
«Это еще одна отсылка к Булгакову, к его фантастической повести «Роковые яйца, – поясняет автор. – Они словно напоминают о том, что далеко не все, что происходило в советское время, было правильным. Очевидно, некоторые яйца оказались по своему содержимому роковыми, и до сих пор из них продолжает вылупляться нечто уродливое и страшное».
Особое внимание Михаил Викторович уделил одной из витрин, на которой представлены семейные реликвии: «Для меня эта выставка это еще и попытка ответить на вопросы: если бы я жил и работал в тот исторический период, чтобы я рисовал, к какому течению примкнул, смог бы я предать свою семью. Если бы не Октябрьская революция, я не знаю, где бы я сейчас был и чем занимался. Ведь мои дед и отец были потомственными рабочими.
Здесь вы видите дорогие для меня вещи: фотографии дедушки и бабушки, партбилет деда. Сохранилась в нашей семье и маленькая икона Пресвятой Богородицы, которую моя бабушка, несмотря на то, что дед был коммунистом. А эту переписанную мамой молитву «Отче наш» я нашел в одной из книг уже после ее смерти».
Разговор вновь вернулся к исходной точке – к вопросу: как, с чего же начинается революция. Марина Александровна обратила внимание участников события на поддерживающие экспозицию экспонаты из фондов Тульской духовной семинарии, которые не только составляют картину российской жизни начала 20 –го века, но и передают умонастроения общества. Это не только милые фотографии, книги и журналы, пригласительные на торжественные заседания, но и полное собрание сочинений Ивана Бунина, и горячие по накалу, разрушительные и страшные в своем натиске произведения Леонида Андреева: пьеса «Царь Голод» и роман «Сашка Жегулев».
«Перед нами предстает Россия, которая в достаточно короткое время прошла путь от Последования к Святому Причащению, фотоизображения семьи императора Николая Второго, как Помазанника Божия, и журнала «Родина», указывающего на призвание Государя быть именно Помазанником Божиим во имя Отечества, до серпа и молота», – поделилась мыслями Марина Александровна.
Безусловно, собравшиеся обратились к полотнам Михаила Левшина – содержательным и насыщенным интересными, творчески переосмысленными стилистическими приемами, реминисценциями, создающими в итоге новые смыслы.
Неотъемлемой частью события стала дискуссия, которая, как ни старались ее участники, постепенно переместилась в плоскость революции политической и социальной, к ее первопричинам и последствиям.
Валерий Леонидович Большаков, замечательный доктор, известный и уважаемый в Туле, как хороший друг и преданный творчеству Михаила Левшина, заметил: «Михаил, а я думаю, что имею право его так называть, на моих глазах становился и рос как художник. И мне сегодня особенно отрадно отметить, что в последнее время он заметно вырос и возмужал, не просто как мастер, совершенствующий свои художественные приемы, а как гражданин. В его творчестве все сильнее проявляется его позиция как человека, отстаивающего те ценности, которые дороги и близки каждому из нас, особенно – людям старшего поколения. Ведь мы еще хорошо помним многие важнейшие события, происходившие в нашей стране, в нашем обществе. Огромное спасибо Михаилу за его честность и искренность».
Сергей Михайлович Романов, сотрудник музея – усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и автор журнала «Тульские епархиальные ведомости» прокомментировал экспозицию «Революция глазами художника» и состоявшуюся дискуссию следующим образом: «Замысел выставки, конечно, впечатляет своим размахом, проделана большая и очень объемная работа. Разумеется, пока в нашем обществе только идут разговоры о примирении и единстве, как показывают настроения, до полного единения еще далеко. По-моему, на темы, подобные той, к которой обратился Михаил Левшин, нужно говорить в тишине и единолично. И, на мой взгляд, Михаил Викторович правильно поступил, когда подошел к витрине, рассказывающей о его семье, и задался вопросом, как бы сложилась его судьба. Все-таки каждому из нас, прежде всего, нужно разобраться не с тезисами, а с вопросами».
Р. S. Составить собственное мнение о дискуссионной выставке «Революция глазами художника» может каждый желающий. Экспозиция продолжит свою работу до 7 декабря, ознакомиться с ней можно с понедельника по пятницу, с 10.00 до 18.00 ч. по адресу;: Тула, ул. Староникитская, 75 «А»; Тульская духовная семинария, выставочный зал.
Марина Полянская, фото автора