Или все же дано? Строка русского классика Федора Тютчева могла послужить лейтмотивом творческой встречи клуба православных писателей «Родник» при храме Преподобного Сергия Радонежского. Активно обсуждалась тема «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (Святитель Игнатий /Брянчанинов/)
О значении и значимости устного и письменного слова сказал во вступительном слове наставник клуба отец Лев Струков:
– Христос прошел по воде «аки посуху», и многие приняли его за привидение. Петр на призыв Христа «Иди ко мне!» не откликнулся, испугался ветра, бури, волн и стал тонуть. Но все же протянул руки, воскликнул: «Господи! Спаси меня!» Слова вроде бы простые, но они проходят через всю нашу жизнь. Легко произнести «Прости!», как Библейский грешник, распятый на кресте рядом с Христом. Неужели этого достаточно? Но ведь таинство произошло: Господь грешного услышал, объявил: «Сегодня же будешь со мной в раю». Неужели в самих словах заключены особые смыслы? Молитвой «Отче наш» отцы церкви исцеляют, а дрессированный попугай сможет явить чудо? Значит, важно погрузиться в настоящий мир слова, в глубины своей души, а душу обратить к Богу. Слова – не ритуал, не условность, не формальность. Слово – у Бога, Слово – от Бога, Слово – Бог.
Всего четыре строчки прочитал на встрече Иван Дмитриевич Дурнев, но какие! В них программа для любого стихотворца:
От грешных моих уст Ты, Боже, удали
Слова хулы и помыслы худые.
Очисти душу, сердце исцели,
Смиренье и любовь мне в сердце посели.
Еще не начавшуюся дискуссию можно было сразу завершить ироничным и мудрым четверостишием члена «Родника» из Тольятти Светланы Ильиничны Кургинян:
Стихами можно завалить конвейер
И штамповать, как кафельную плитку.
А есть стихи – и сразу веришь:
Написано без права на ошибку.
Конечно, в литературном клубе трудно найти «сдерживающих уста свои», поэтому поэтическая дискуссия состоялась, она была живой, интересной и вдумчивой. Людмила Дмитриевна Алтунина в своих стихах буквально следовала заявленной теме:
В красноречии и многословии своем
Пуста та речь, что льется не из сердца.
Да будем помнить мы о постулате том,
Что в сокровенное закрыта плотно дверца.
С этим согласна член клуба из Риги Ольга Григорьевна Чехович:
Из сердца исходят слов вереницы,
Их не удержат цепи, границы…
И Раиса Николаевна Дорогова их Подмосковья пишет о том же: «За многословием скрывается сердец их пустота». А Гордова Анна Павловна считает по-другому: «Где сердце горит – неуместны слова».
Образ сомкнутой двери встретился еще у двух поэтов. Павел Юрьевич Шувалов, настоятель храма Рождества Богородицы поселка Обидимо:
О, Господи, отверзи покаяния мне двери!
Анатолий Владимирович Матвеенков:
Приди во храм, обитель Бога,
Открой души тугую дверь.
Но в закрытом и сокрытом сокровенном, за дверями и вратами, может таиться и Божественное, и бесовское. Свой ум, свою душу надо приготовлять для встречи с ними. Об этом в канун Великого поста напомнила в философских стихах член клуба Наталия Викторовна Редозубова:
…но ад реален, близок, ибо в нас,
и сколько уж не обходилось раз,
а засосет под ложечкой, стеснится,
и мозг – галактика, и каждая частица
несобранного воедино тела
элементарная, невзрачная на вид,
вдруг содрогнется, вспомнит, подтвердит,
что у реки геенской нет предела.
В унисон отозвался другой поэт-философ Владимир Алексеевич Гусев. Созидательно и животворяще только слово от Бога при Богом же просветленном разуме:
Моей души коснулся Божий Свет –
Живет любое слово силой мысли.
Где мысли нет – там в слове жизни нет!
Святую мудрость пустословье глушит.
А что будет, если святого окропления не произойдет? Если ростки ясной и доброй мысли прорастут плевелами-сорняками? Ответ знает Ольга Ефимовна Осенская:
О, Боже! Помоги нам всем прозреть!
Уста – для правды. Или умереть,
Закрыв навеки многословность нашу,
Чем, может быть, грех свои заглажу.
Знает ответ и Александр Петрович Ситников: «Он так надоедает – жмых словесный!» Евангельский образ сеятеля развила член клуба из Смоленска Елена Григорьевна Бревнова:
Добро или зло мы устами творим?
Задуматься важно об этом!
Все то, что посеял ты словом своим,
Наполнит мир тьмой или Светом?
Неожиданное направление творческой дискуссии придала член клуба Ирина Викторовна Моисеева. Зачем мы засеваем и засоряем свою речь иноземными словами? Зачем нам «ресепшены», «респекты», «волонтеры»? Последнее слово не сходит с языка политиков, общественных деятелей. Но посмотрите его толкование: устаревшее, французское – «вольнонаемный на военной службе». Дальше просится ассоциативный ряд: контрактник, наемник. Ирина Викторовна предложила хотя бы в русской, российской среде использовать слово «доброволец», и она права. Какое многозначное, многомерное слово! Доброе, но воля; воля – но добрая. Добрая – значит свободная («по доброй воле»)? Или к добру направленная, ко благу людей?
К благой, деятельной активности, к созиданию и движению призвал гость клуба Владимир Владимирович Кокинский:
А дни, как небо, вечными казались,
И все на свете по плечу пути,
И каплями дождя ласкались,
А ветер звал с собой: «Лети, лети!»
Из суетного дня, полного земных хлопот, уносит фантазия Валентину Владимировну Белевскую: «Сдержи уста, не надо слов! Какая ночь – в молчанье!» Но от полуночных раздумий вновь к действию зовет коллег
Александр Михайлович Евланов:
У безделья язык – пустомеля.
Коль болтливость не славный удел,
В никуда словоблудием целясь,
Потревожить лишь воздух сумел.
Творить дела нужно торопиться, потому что, как пишет член клуба из Москвы Надежда Алексеевна Егорова,
Жизнь земная не вечна,
Что купальный сезон…
Высокое звучание получила встреча благодаря двум удивительным членам клуба – мастеру художественного слова Генриху Викторовичу Каспину и музыканту, культурологу Ольге Ивановне Филатовой. Под сводами зала зазвучали бессмертные сонеты Шекспира в обрамлении бессмертной музыки Шопена.
А встреча приблизилась к кульминации. Руководитель клуба Владимир Сергеевич Алешин представил свою великолепную видеопрезентацию новой книги стихов «Черный махаон» всеобщей любимицы, талантливейшей поэтессы Нины Гейдэ. Удивительна судьба выпускницы МГУ, двадцать лет причудой судьбы живущей в Копенгагене – между Данией и Россией, но сумевшей на чужбине остаться истинно русским, православным человеком. Хорошо известный в Отечестве и за рубежом поэт, журналист, переводчик, она творит свое Богом данное дело, по велению сердца идет своим путем добровольного подвижничества – Нина Гейдэ соединяет культуры, поэтические миры разных стран, открывает двери литературных сообществ, ломает препоны отчуждения между разными народами. Вот неполный перечень ее сердцем выстраданных трудов: поэтические циклы своих стихов и переводов она печатала в журналах «Нева» и «Звезда» (Санкт-Петербург), в сборниках «Берег» и «Новый берег» (Дания), «Иные берега» (Финляндия), «Письмена» (Латвия), «Пражский Парнас» (Чехия). Нина Гейдэ – автор ранее вышедших стихотворений, малой прозы и переводов датской поэзии «Тень незабудки» и «Билет на “Титаник”». Никого не оставит равнодушным и ее новая книга «Черный махаон», пронизанная ностальгическими мотивами:
От нежной Герды – к Снежной королеве
Прошла я путь от Родины вдали,
Иллюзий расписные каравеллы
Так быстро оказались на мели.
Но главное в творчестве поэтессы – желание служить добру, словом противостоять злу, затворить к нему двери:
Огорошу – и огорожу
от всей засухи мира и ада.
И, быть может, на миг
удержу
в невесомый сетях словопада.
Вдохновленные заочной встречей с коллегой читали свои новые стихи Нина Петровна Кузнецова, Ольга Павловна Малыгина, Елена Николаева Агеева, Татьяна Анатольевна Бабанова, Андрей Николаевич Акулов.
А поэтическую точку поставил на встрече в «Роднике» старейший и мудрейший член клуба Виктор Николаевич Мызников:
Пытаюсь слово выбрать, как набат,
Будить заснувших в мире этом.
Благослови, Господь, я буду рад
Служить Всевышнему поэтом.
Следующая встреча в «Роднике» состоится 22 марта 2018 года в 17.00
Тема: «Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного» (Святитель Игнатий /Брянчанинов/)
Шадская Анна