Одним из значимых для региона культурных событий на  прошедшей Межрегиональной выставке-ярмарке «Тула Православная»  была книжно-иллюстративная выставка «Православная книга – путь к духовности», организованная  Тульской областной универсальной научной библиотекой. Уникальная экспозиция состояла из богослужебных книг и церковных сочинений XVII – XIX  столетий. О целях выставки и транслируемых ею глубоких смыслах рассказала Ольга Моторина, ведущий библиотекарь сектора редкой книги ТОУНБ.

– Ольга Михайловна,  кому была адресована экспозиция, какие у нее цели?

–  Наверное, главной нашей целью было рассказать, что старинные богослужебные и церковные книги, хранящиеся в секторе  редкой книги – это бесценное наследие. Работа с этим богатством  – цепь удивительных находок. Наши сотрудники  в исследованиях постоянно сталкиваются с редчайшими изданиями, со знаменитыми именами, с неожиданными пометками, многочисленными книжными знаками: это штампы, этикетки, экслибрисы, автографы и записи владельцев. Работа с таким благодатным материалом помогает выявить наиболее ценные издания того времени.

– Какие  новые  смыслы это позволит донести, показать, раскрыть?

– Вопрос непростой, наверное, перед каждым посетителем эти редкие книги раскроют что-то свое. Навязывать собственные выводы мы не стали: люди  обычно сами смотрят, спрашивают, интересуются, рассуждают. Интерес к выставке был,  туляки и гости города подходили к нашим столам, задавали вопросы.

Если обобщить опыт и тот материал, что здесь представлен, то выводов будет много. Один из них –  то, что в человеке XVII  века очень сильно церковное сознание. Он полностью погружен, растворен в церковной жизни,  ее таинствах, праздниках, песнопениях, акафистах, молитвах, они окружают его, наполняют смыслом его дни. Позже это мироощущение  все больше вытесняет мирское, светское, но интерес к  духовной литературе  в последующие два века все равно очень высок.

– Какие редкие издания можно было увидеть на  выставке?

– Среди духовных сочинений  особый интерес представляют три  патерика. Самый ранний – «Патерик или Отечник Печерский, содержаще жития святых преподобных и богоносных отец наших, просиявших в пещерах» (Киев, 1661). Киево-Печерский патерик – первый и самый известный из оригинальных русских патериков. Это сборник рассказов ο Киево-Печерском монастыре, основанном в середине XI века, и его подвижниках. Патерик составлен тремя Печерскими святыми: Нестором, летописцем Российским, Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и Поликарпом, архимандритом Печерским. На протяжении нескольких веков текст не раз перерабатывался, работа над ним завершилась только к середине XVII века, когда в 1661 году в типографии Киево-Печерской лавры вышло первое печатное издание на церковнославянском языке. После Синодальной правки в XVIII веке Патерик переиздавался в Киеве, в Москве. Помимо изящного наборного текста, книгу украсили множеством иллюстраций,  есть там и подробные планы киевских пещер. Представьте, у восточных славян они стали едва ли не первыми печатными точно ориентированными картографическими работами!

Любопытны и другие иллюстрации – гравюры, которые рассказывают о монастырском быте, например,  о том, как монахи пекли хлеба, о труде иконописцев, о копании пещер. Некоторые изображения, например, Соборной Успенской церкви Печерского монастыря, видимо, сделаны с натуры и потому важны для истории. И еще интересная деталь: в начале книги есть изображение государственного русского герба, осеняемого благословением Спасителя и Богоматери и покрывающего соборную церковь Киево-Печерского монастыря  с предстоящими по сторонам Печерскими  святыми. Можно предположить, что эта книга предназначалась в подарок  русскому государю.

Каждая из трех частей Патерика имеет шмуцтитул в рамке из наборных украшений.

Патерик Печерский – одно из наиболее выдающихся изданий типографии Киево-Печерской лавры второй половины XVII века. Гравюры для этого издания готовил в 1655–1660 годы некий мастер Илия.

В экземпляре библиотеки имеется вкладная запись «Сия книга Петерик Печерской достался от племянника Лазаря Красноглазова дяди родному Степану Владимерову Пальцову 1827 году февраля 10 дня. Дан для прочитания Ивану Собинину. Сему Петерик от написания 1661 годов. Степан Владимирович Пальцов». Несколько веков подобные вкладные записи  были единственным, что говорило о принадлежности книги. В качестве переплета здесь использована доска, обтянутая кожей с тиснением. Сохранилась металлическая фигурная застежка, обрез тисненный.

–  Наверное, на выставке были представлены не только печатные книги?

–  Да, были и рукописные. Несомненный интерес среди рукописных текстов в фонде Тульской областной библиотеки  представляет  сборник «Жития святых». Запись на форзаце говорит, что текст создан «во граде Туле в царствовании всероссийского императора Николая Павловича при епископе Дамаскине Тульском и Белёвском в лето от Р. Х. 1848 г.». Характер записей и пометы на полях «Минеи. Март. А.» показывают, что это так называемые четьи-минеи. Научный сотрудник  Тульского историко-архитектурного музея кандидат исторических наук Алексей Панин предположил, что сборник был составлен для монашествующих. Монашескую направленность подчерчивает много деталей («инока златая одежда», «инока беглеца погибель», «желание монаха плод древа»). Впоследствии он мог получить хождение и среди мирян, о чём говорит более поздний подзаголовок «Собрание всякой редкости» и более точное название «Жития святых», сделанное в современной орфографии.

Начиная с середины XVII века «Великие четьи-минеи» перестали издавать, имя владыки Макария было забыто. С XVIII века четьи-минеи известны как «Жития святых Димитрия Ростовского». Митрополит Димитрий Ростовский, прославленный в лике святителей, существенно сократил сборник. Однако на Тульском сборнике середины XIX века значится имя митрополита Макария, что делает его уникальным. Кстати, упомянутое в тексте «Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового…» было популярным среди старообрядцев.

– Есть ли среди  выставленной агиографической литературы жития святых, особым образом повлиявших на развитие книжности, русской словесности?

– Пожалуй, да.  Стоит вспомнить деяния преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Фонд сектора редкой книги располагает литографией с рукописи XVIII века «Житие преподобного и богоностного отца нашего – чудотворца Игумена. Списано быть у премудрейшаго Епифания». В основе издания лежат две древнерусские редакции жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным.

Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик преподобного Сергия, написал самое первое житие преподобного через 26 лет после его смерти  в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний двадцать лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои записи. Знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался на тексты южнославянских и древнерусских житий. Он мастерски применил изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес». В самостоятельном виде эта древнейшая редакция жития не дошла до нашего времени. Ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо жития, Епифаний создал также «Похвальное слово Сергию».

– Сохранилась ли в фондах Тульской областной универсальной научной библиотеки старинная богослужебная литература?

– У нас хранится немало литургических книг, нотных и простых. Одна из них – «Октоих», датируется концом XVIII – началом XIX века. Нумерация страниц в рукописи отсутствует, счет ведется по тетрадям: их пятнадцать, по восемь листов в каждой. Переплет – это доска, обтянутая кожей, украшавшие книгу застежки утрачены, но сохранился красивый средник и все листы. На книге есть несколько владельческих записей: «Сия книга глаголемая Октай певчий орловского мещанина Дмитрия Варфоломеевича Тужилина сего 1828-го года», от которого она перешла законоучителю Орловского реального училища Илье Васильевичу Ливанскому, а позже была подарена им тульскому протоиерею, автору работ по церковному пению Александру Никаноровичу Иванову 3 марта 1889 года. В фонд библиотеки книга поступила из Тульской палаты древностей в начале 1920-х годов.

–  Важная страница истории церковных книг – синодики, из которых можно многое узнать о служившем в храме духовенстве. Был ли  представлена такая литература?

– В нашем  фонде два  старинных синодика. Особенно ценен «Синодик села Монастырщина», датируемый первой третью XVIII в. Это единственная лицевая рукописная книга в фонде библиотеки по истории  Куликова поля. В библиотеку рукопись поступила  после октябрьского переворота в 1918 году в составе национализированной библиотеки Тульской палаты древностей. Долгие годы рукописная книга оставалась неизученной, и только в 2006 году наша библиотека совместно с музеем-заповедником «Куликово поле» и кафедрой истории и культурологии ТулГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда реализовали совместный проект по ее изучению.  В результате совместного проекта создан электронный образ рукописи с полной расшифровкой текста, его переводом на современный русский язык, научными и справочными комментариями и статьями.

В итоге текст этой рукописи стал доступным,  кроме того, мы получили сведения об истории бытования книги, ее особенностях, о жителях села Монастырщина, перечисленных в помяннике.

В синодике  есть нотные записи, сохранились там и замечательные акварельные миниатюры в традициях Московской художественной школы. Миниатюры и текст отсылают к теме скоротечности бытия  и наставляют читателя иметь память смертную. Последняя запись в помянник внесена 12 ноября 1842 года. В качестве переплета использована сосна, обтянутая телячьей кожей, застежки утрачены. Исследователи НИИ реставрации Министерства культуры РФ установили, что использовалась бумага двух видов – льняная и тряпичная, краски для миниатюр приготовлены на отваре злаковых растений (рожь, пшеница).

XVII век был непростым для Русской Церкви  – после раскола и церковных реформ наступил переходный период . Как он отражен в литературе фонда?

– У нас хранится одно из главных антираскольнических сочинений XVII столетия «Увет духовный» (М.: Печатный Двор,1682). Автор книги Афанасий Холмогорский (в миру Алексей Артемьевич Любимов) (1641-1702) – первый архиепископ Холмогорский и Вяжский, писатель, идеолог «грекофильства». Главная тема этого сочинения – опровержение доводов старообрядцев (ответ на раскольническую челобитную). В первой части «Увета» излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при патриархе Никоне и доказывается его законность. Книга вышла тиражом 1200 экземпляров и сразу была разослана  по епархиям.

Кстати, это настоящий образец библиофильского исполнения. Переплет состоит из досок в коже с золотым тиснением, сохранились застежки. Издание поступило из личной коллекции помещика-библиофила Н. М. Горбова, о чем свидетельствует сюжетный экслибрис: сидящий юноша в римской тоге со свитком в руках с надписью «Exlibris Gorbof». В 2014 году книга была отреставрирована в отделе реставрации и консервации документов библиотеки иностранной литературы в Москве.

Отмечу, что сектором редкой книги ТОНБ совместно с другими  учреждениями культуры ведутся  и другие интересные  и полезные исследования. Надеемся, что и дальнейшая наша работа по изучению церковной литературы позволит сделать еще немало удивительных открытий.

Записала Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии, фото предоставлены ТОНБ

Благодарим  библиотеку за помощь в подготовке текста