Интересным и полезным во многих отношениях получилось общение старшеклассников Дубенской общеобразовательной средней школы одноименного поселка с иереем Алексием Садковым, настоятелем местного Петро-Павловского храма, и Мариной Михалевой, директором епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».  Темой познавательного урока явились особенности воспитания, правила  поведения в семье и обществе молодых людей в дореволюционной России.

Говоря о цели интерактивного занятияпод названием «Хорошие юноши, хорошие барышни», иерей Алексий Садков поделился собственными весьма интересными наблюдениями: «Помимо Дубенской школыприход нашего храма  духовно окормляет воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, который находится в поселке Гвардейском, – произнес батюшка.- Ребята всегда встречают меня с радостью и, как правило, с один и тем же вопросом: «Вы с нами о Боге будете говорить?». Конечно, такие беседы происходят регулярно, посвящаются они обычно истории и значению церковных праздников, житиям святых, православным традициям. В то же время, особенно если мы приглашаем к участию Марину Александровну Михалёву, в центре внимания оказываются история, культура нашей страны, традиции и уклад жизни нашего народа.Мы говорим о том, какие в ту пору бытовали нравы, какими ценностями жили люди. И так получается, что во время каждой встречи – в той или мной степени- мы неизбежно обращались к вопросам веры, Православия. Возможно, потому-то дети в Центре  готовы к разговору о Боге и с таким нетерпением ждут его?  Так, возникла идея ознакомить учеников  старших классов с повседневной культурой 18 -19 веков, с нравственными понятиями и принципами поведения в семье и в обществе, которые были приняты в России в то время и которые прививались с младых ногтей. После такой подготовительной беседы, на мой взгляд, можно будет переходить к темам религии, веры, духовной жизни человека, ребятам будет легче их воспринять ».

Более подробно свою мысль отец Алексий изложил в обращении к старшеклассникам, в котором он также пояснил смысл некоторых важных понятий, хорошо знакомых их  сверстникам вплоть до начала минувшего века, и, к сожалению, во многом утраченных в наше время: Таких, как послушание родителям и старшим в семье, сдержанность, почтительность,порядочность,  соблюдение четко установленных правил поведения и общения как внутри семейного круга, так  среди сверстников и в обществе.

Заметный акцент бы сделан на воспитании в  дворянских семьях в духе скромности и целомудрия девушек, порядок поведения которых, особенно с приобретением  статуса «невесты на выданье», был строго регламентирован. В частности, юная особа не могла вступить в переписку с мужчиной любого возраста без разрешения на то родителей. Более того, родители обязательно отслеживали  самосодержание писем. Ведь «девичья честь может исчезнуть  незаметно, подобно дыханию на замершем оконном стекле» – как сказано в одной из статей позапрошлого века, приведенной отцом Алексием.

Продолжила занятие Марина Александровна Михалёва, представив вниманию слушателей замечательный русский литературно-педагогический памятник, составленный неизвестным автором и изданный по повелению императора Петра Первого в начале 18 века– «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению.

Марина Александровна привлекла внимание школьников к тому, что часть трактата, предназначенная для юношей, так и называется «Юности честное зерцало»( что во многом определяет ее характер). Однако открывается она патриархальной заповедью: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать». И только после  подробного ее разъяснения следует целый кодекс навыков, знаний, умений и правил этикета, которыми должен владеть «честной отрок».

Совершенно иначе выглядит часть книги, обращенная к девушкам, о чем говорит само ее название: «Девической чести и добродетели венец». Сплетен венец этот из десяти добродетелей, в число которых также входят «почитание родителем, трудолюбие , благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная , стыдливость и воздержание, целомудрие» и прочие. Но все же первостепенными названы: «охота, и любовь к слову, и службе Божеи, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарениe, исповедание веры».

Размышляя над вопросом, почему же так кардинально отличаются наставления для молодых людей и девушек, подростки пришли к выводу, что мужчины были более свободными в обществе и имели возможность, представляя всю свою семью, чаще бывать в публичных местах, что требовало от них безукоризненно блюсти себя внешне. Иначе дело обстояло с женщинами, которые  изначально воспитывались ориентированными  на семейную жизнь и воспитание детей на основе христианских добродетелей. И потому, даже пребывая в светском обществе, она должна была оставаться образцом добродетелей.

С интересом ребята ознакомились с оригинальными фотографиями и предметами времен «хороших юношей и хороших барышень» из собрания Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии.

Можно сказать, что старинные фотокарточки, на которых запечатлены выпускники и выпускницы тульских учебных заведений 18-19 веков, стали своеобразной иллюстрацией норм внешнего облика и манер светского человека: безупречная осанка,  спокойное выражение лица (никакого намека на фамильярность или тем более раскованность, особенно в присутствии особ противоположного пола), скромные, но весьма достойные наряды и прически… Марина Александровна и отец Алексий также посвятили ребят в правила, которым следовали юноши и девушки, выходя в свет, в особенности «бального этикета» и тому подобное.  Предметом для разговора об особенностях дамского гардероба и изящных манерах стали пара настоящих, дореволюционных перчаток и  шляпа. Важно отметить, что проникнувшись услышанным, девочки, примеряя на себя эти изысканные вещицы, не кокетничали и не жеманничали, а вели себя как настоящие  девушки из высшего общества.

Гости подчеркнули, что внешнее достоинство и воспитанность есть плод неустанной внутренней работы человека над собой, прежде всего, над нравственной стороной своей личности, и ребята  единодушно согласились с этой мыслью.

В завершение встречи отец Алексий познакомил ребят одной из глав издания конца 19 века «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов  и наставлений», составленного Юрьевым и Владимирским, посвященной понятию нравственного долга.

Воспринимая нравственный долг, как внутреннее обязательство или правило, человек 19 века считал недостойным для себя пренебречь им или нарушить его. Ведь в этом случае его ждал самый строгий и беспощадный судья, с которым невозможно договориться, – собственная совесть.

На прощание священник предложил ученикам продолжить знакомство с  кодексом  человека, воспитанного в лучших традициях дворянского  российского общества, но уже в другом формате: устроить тематический костюмированный бал в стиле 19 века. Предложение это вызвало у ребят неподдельный интерес, и они с радостью тут же принялись обсуждать его с педагогами.  Так, разговор о прекрасном прошлом, получил продолжение в замечательном настоящем!

Марина Полянская