В тульской Модельной библиотеке №8 в рамках многолетнего сотрудничества с епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» в неделю Православной книги состоялась беседа с учащимися 7 «Д» класса МБОУ «Центр образования №6».
Заведующая Модельной библиотекой №8 Ольга Владимировна Дворовкина тепло поприветствовала ребят и поздравила их с замечательным событием, касающимся каждого россиянина – днем Православной книги: «Я уверена, что сегодняшняя встреча с нашим давним и хорошим другом Мариной Александровной Михалёвой, директором епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», вас убедит и укрепит в этой мысли, – произнесла она. – А еще – откроет новый взгляд на книги, на их значение и роль в жизни человека, поскольку нам предстоит всем вместе порассуждать над интереснейшим вопросом: чему же учат нас книги?»
В свою очередь Марина Александровна Михалёва для начала предложила школьникам подумать над тем, что же такое православная книга, к чему она обращает человека, и, вообще, можно ли назвать православной книгу, не имеющей явного отношения к вопросам религии? Рассуждая над поставленными вопросами, она предложила обратиться к одному из полотен известного тульского живописца Владимира Голубова, представленному в библиотеке в рамках вернисажа. Перед нами предстает исторический центр Тулы в зимнюю пору, с узнаваемым и любимым горожанами ее символом – Всехсвятским собором и примыкающим к нему колокольней. «Когда мы смотрим на эту картину, любуясь, в том числе и изображенными на ней великолепными памятниками 18 века, у нас не возникает мысли назвать ее «православный городской пейзаж», – сказала Марина Александровна.- Согласитесь, что это звучало бы непрофессионально и глупо. Мы просто видим, как мастер объединил в одно целое и устремленную ввысь и колокольню, и золотые купола, и встающее над городом солнце, и люди, живущие в этих заснеженных домиках, радующиеся наступившему утру… Иными словами, православными здесь остаются только храм и колокольня, но мы понимаем, что это полотно в целом о жизни. Точно также мы понимаем, что любая хорошая книга, в которой говорится о добре, любви, красоте, мужестве, – это книга о нас с вами, даже если принадлежит она перу нерусского писателя, не имеющего непосредственного отношения к Православию».
Убедиться в том, что Православие намного больше и шире, чем мы представляем, школьники смогли на примере известной сказки датчанина Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». Марина Александровна рассказала, что в советское время из русского перевода сказки исчезли некоторые фрагменты: молитвенное обращение к Господу Герды, пробирающейся из последних сил через пургу в царство Снежной королевы, финальная сцена, когда названые брат и сестра, вернувшись в родной дом, встречаются с бабушкой, читающей Евангелие.
Хорошим поводом для раздумий стало и слово «вечность», которое так и не смог из льдинок собрать Кай, чье сердце в тот момент было таким же холодным и бесчувственным. Ведь вечность, то есть жизнь вечная, возможна лишь там, где есть любовь, живущая в горячем сердце, способном согреть вокруг себя всех и всё и даже растопить лёд!
Чему еще могут научить добрые, хорошие книги? Безусловно, книги открывают нам новый мир знаний, учат мыслить красиво и образно, видеть за простым словом безбрежные дали, невероятные картины….
Весьма интересно в этом контексте было послушать рассуждения ребят о том, что же такое слово, лежащее в основе каждой книги: «сочетание букв», «указание на окружающие нас предметы и явления» и т.д. И совершенно потрясающе на этом фоне прозвучали слова, приведенные Мариной Александровной из сочинений неизвестного почитателя словесности: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично».
И уж совсем необычно для юных читателей прозвучала мысль о том, что художественное слово сродни музыке. А сколько, оказывается, разнообразных ассоциаций вызывает картина величественных возвышенностей, широких русских просторов, с раскинутыми реками и лесами, воссозданная Николаем Васильевичем Гоголем! Кому-то этот великолепный пейзаж напомнил ни много ни мало, как Гимн России, а другому – звучание рэпа!
Конечно же, как было сказано далее книга помогает нам расти не только интеллектуально, но и позволяет обрести новый опыт, переживая судьбы литературных героев, воспитывать в себе собранность, уверенность, наблюдательность и способность подмечать малейшие изменения и тончайшие оттенки красок окружающего нас мира.
«Книга требует от нас внимания к каждому своему слову, – подчеркнула Марина Александровна.- Тогда это нас научит в чем-то предусмотреть развитие сюжета. Чем больше мы читаем, тем больше литературных характеров открывается нам, а это учит нас распознавать человеческие характеры – сначала литературных персонажей, а потом и самих себя, и окружающих. Но самое главное – хорошая книга всегда учит нас только добру. Если же это не золотое яблоко в серебряном сосуде, значит, это наполовину изъеденный, гнилой, с червоточинами огрызок, который нам предлагают в грязной коробке. Именно так распознается всеми нашими пятью чувствами книга ненастоящая ».
Увлекательно и весело прошла практическая часть познавательного занятия. Школьники попробовали себя в качестве натуралистов, составляющих описание флоры и фауны Африки, опираясь на красочную книжку-раскладушку, а еще приняли участие в литературном состязании, посвященном произведениям на морскую тематику.
Один из активных участников встречи Мигель Ламерт отметил, что, несмотря на серьезность темы, занятие прошло «на одном дыхании»: «Мне понравилось, что это была не просто поучительная беседа, а интересный разговор, в котором каждый мог принять участие, поделиться своими мыслями, – поделился он.- Марина Александровна очень интересно рассказала нам о разных сторонах пользы чтения книг. Я думаю, что все убедились, что читать книги необходимо, без них человек не развивается ни умственно, ни духовно. Конечно, нужно понимать, какие книги ты читаешь: хорошие или бесполезные или даже вредные, которых сейчас тоже много».
«Занятие было познавательным, – дополняет одноклассник Мигеля Ярослав Данечкин.- Мне особенно запомнилось, что книги учат внимательности, развивают чувство красоты. Раньше я как –то об этом не задумывался, хотя читать люблю и стараюсь читать не только книги по учебной программе. Понравились задания, которые нам давали: запомнить за несколько минут, как выглядит старинная книга, а потом дать ее описание. Это не так-то и просто, как кажется. Еще было интересно вспоминать на время произведения, связанные с морем, с кораблями и плаваниями».
На Дарью Шерстюк самое заметное впечатление произвело то, какие сильные изменения претерпел русский язык за три- четыре века: «Для меня стало настоящим открытием, что, например, слово «безнадежный» наши предки понимали совсем не так, как мы сейчас, а как «данный сверх ожиданий». Или слово «изумиться», когда-то оно означало «выйти из ума». Если вникнуть и разобраться, то мы порой говорим совсем не то, что подразумеваем. А, вообще, мне очень понравилось слушать Марину Александровну, как она грамотно и красиво говорит, ее хочется.. Вот что значит – начитанный человек!».
Подводя своеобразный итог встречи, Ольга Владимировна Дворовкина заметила: «Как всегда, Марина Александровна полностью завладела аудиторий, установила с ребятами хороший контакт, нашла правильную интонацию. Замечательно, что это был не монолог, а диалог с детьми, совместные размышления о пользе книг. А самое ценное заключается в том, что дети самостоятельно мыслили, рассуждали и этот процесс их увлек. Думаю, что многие из них задумаются над тем, что узнали, услышали сегодня и обратятся к книге, к нашему богатому литературному наследию».
Марина Полянская, фото автора