В «Праздник – Праздников» –  Светлое  Христово Воскресение  группа Тульского епархиального паломнического центра побывала на Пасхальных богослужениях  в Воскресенском Ново- Иерусалимском  монастыре в Подмосковье.

Пасха Христова – Торжество из Торжеств, об этом, в частности, говорит в своем Слове на этот праздник святитель  Епифаний, епископ Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в священных песнопениях называет Пасху Великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, Светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый.

Группа паломников отправилась в свое Пасхальное путешествие вечером, 7 апреля. Время в дороге пролетело практически незаметно. Православный экскурсовод Любовь Александровна Молчанова очень познавательно и подробно рассказывала об истории святой обители, которую предстояло посетить, о патриархе Никоне, трудами и стараниями которого был основан Воскресенский Ново – Иерусалимский монастырь. Были просмотрены фильмы о святынях обители. Совместная молитва объединила участников поездки. Настроение у всех было радостное и приподнятое  в  преддверии встречи  Великого праздника – Пасхи.

В Новый Иерусалим группа приехала задолго до начала Пасхальных богослужений, чтобы, не спеша заказать молитвенные поминовения о себе и близких, приложиться к Святой Плащанице, принять участие в Таинстве Исповеди.

Время приближалось к полуночи. Настало время первого богослужения – полунощницы. Перед Святой Плащаницей был прочитан канон Великой Субботы,  повествующий  о погребении Христа, после чего она была внесена в алтарь и положена на престоле,  где она будет находиться до праздника Вознесения Господня , в знак 40-дневного пребывания Воскресшего Иисуса Христа на земле.

А далее под ликующий , праздничный  перезвон колоколов, под пение стихиры  «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»,  паломники,  заботливо прикрывая  пламя свечей от прохладного ночного весеннего ветерка,  приняли участие в многолюдном  торжественном Крестном ходе.

По окончании Крестного хода , знаменующего собой шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю, перед закрытыми дверями храма в честь Воскресения Христова была совершена  Пасхальная заутреня, во время которой  после начального возгласа впервые звучит гимн Светлого Христова Воскресения: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Здесь же впервые прозвучало  Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!».

Затем все вошли  в храм, где совершилось самое торжественное богослужение в году — Пасхальная утреня.

Белые, а затем красные облачения священников, общая молитва и праздничные песнопения создавали особую, радостную атмосферу Пасхального богослужения.

Все паломники приняли участие в Божественной Литургии и причастились Святых Христовых Таин. По окончании  Литургии все  верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»

По завершении богослужения, которое длилось почти  4,5 часа, паломники поклонились святыням обители :   ковчегу с десницей святой мученицы Татианы Римской, помолились  перед чтимой Тихвинской  иконой Пресвятой Богородицы,  перед иконой Божией Матери  «Троеручица»  (список с чудотворной иконы),  у подобия часовни Гроба Господня, у гробницы патриарха Никона .  Приложились к Камню Помазания, спустились в подземную  церковь в честь святых Константина и Елены. В Успенском приделе Воскресенского собора  участники поездки благоговейно приложились ко кресту-мощевику с частицами Креста Господня и мощей святых.

Из рассказа экскурсовода паломники узнали, что на гробнице патриарха Никона, которая находится в Предтеченском приделе, неоднократно происходили чудесные явления исцеления людей, а также о других  многих чудесах, случающихся в этом святом месте. Например, каждую Крещенскую ночь, стремительное течение Истры, которую  называют  здесь Иорданом, внезапно останавливается на несколько минут. Этот факт был неоднократно зафиксирован, но объяснения ему нет и поныне. А на горе Фавор стоит удивительно мягкий микроклимат, намного мягче, чем в остальном Подмосковье: тут вырастают красивейшие экзотические цветы.

– Слава Богу, что у нас в России есть такое чудо! Не все могут попасть в Иерусалим, но почти  каждому доступен Новый Иерусалим с его святынями и памятью о последних днях Иисуса Христа перед распятием. Поклонившись  каждой святыне и, стоя перед ней, вспоминаешь все свои грехи и каешься в них, зная, что Господь  здесь ближе, чем где- либо. Невольно вспоминаешь и наш общий грех – грех наших предков, грех предательства нашей веры и разрушения храмов. Вспоминаешь всё самое скверное и приносишь покаяние, – сказала Галина Антонова.

Воскресенский Ново–Иерусалимский монастырь является  уникальным  строением: и по замыслу, и по воплощению. Верующих не покидает непередаваемое чувство благодати в этой обители. Отцом-основателем ее был легендарный патриарх Никон. Это случилось в 1656 году , когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего – вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но блаженно почил на пути из ссылки и был погребён. После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор в честь Воскресения Христова  был освящён. Таинство совершил  патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.

Патриарх  Никон строил монастырь, как свою резиденцию, и стремился воплотить в постройке мечту о «Третьем Риме» в России. Он выбрал это красивое место по наитию, случайно остановившись здесь на пути из Москвы на Валдай. Оглядев окрестности, он осознал, что местная природа удивительно схожа с местами Святой Земли. И хотя, лично он в Палестине не бывал, но отлично знал ее по книгам и картам. Поэтому быстрая река Истра, по его мнению, напоминала реку Иордан, рядом отыскались аналоги библейским холмам и Гефсиманскому саду. Холм, возвышающийся над рекой, ассоциировался у Никона с горой Сион, тут- то и было принято решение о создании Нового Иерусалима.

Строительство монастыря началось с возведения белокаменного Воскресенского собора, причем патриарх настаивал, чтобы он был скопирован с прообраза – древнего храма в честь Воскресения Господня  в Иерусалиме. Для этого, холм, который был похож на гору Сион,  увеличили  в высоту, а русло реки изменили.  Маленькая речушка около монастыря, была названа Кедрон, как в Библии. Чуть позже в монастыре и его окрестностях появились аналоги множества палестинских христианских святынь: кладезь Самаритянки, Силоамская купель, гора Фавор, Гефсиманский сад, а монастырские земли стали называться Египетская страна, гора Елеон, Вифания. Идея Святейшего патриарха о воссоздании на родных просторах христианских святынь Палестины, удалась на славу: очень скоро монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье обрел громкую славу и в него потянулись тысячи паломников.

В начале XIX века Ново – Иерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

Вплоть до Октябрьской революции, обитель была богатой и процветающей, но в 1920 году, была переименована в музей, к слову, музей тут и поныне. Огромный ущерб монастырю был нанесен в период Второй Мировой войны, когда, отступающие фашисты заминировали и подорвали здание Воскресенского собора, колокольни и часть башен. Тогда же, были почти полностью уничтожены музейные фонды. Усиленное восстановление в этих Святых местах началось перед Олимпиадой в Москве: к ее открытию провели масштабные реставрационные работы, был разбит ландшафтный парк. Сегодня паломники могут увидеть здесь великие памятники русского деревянного зодчества: прекрасную церковь Богоявления, скромную часовню, аутентичную крестьянскую усадьбу Кокориных и романтичную ветряную мельницу.

Воскресенский собор на сегодняшний день  является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах  сохранились уникальные иконостасы, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров.

После поклонения святыням обители паломники побывали у святого источника и осмотрели скит Патриарха Никона. Этот скит был  устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда патриарх удалялся во время постов из своей обители.

– Эта  поездка  произвела на меня сильное впечатление. Я получила духовное обогащение, во всем чувствовалась Божья Благодать. Огромное эстетическое наслаждение.  Воскресенский собор потрясает своим великолепием.  Внутри мы увидели  темницу, где ждал казни Христос, и Кувуклию — мраморную часовню в центре храма,  символизирующую  место, где был погребён Иисус, где Он Воскрес,  и где происходит схождение Благодатного огня в Иерусалиме. Я просто дышала той святостью, которую ощущаешь, находясь в той обители. А Божественная  Литургия по Пасхальному чину, пение на клиросе, причастие… Пасхальная радость!!! Слава Богу за всё!!! – Рассказала Ирина Миронова.

С сердцем,  наполненным  чувством духовной  радости и всеобъемлющей любви к каждому человеку, паломники отправились в обратную дорогу.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра