В Доме культуры поселка Дубна одноименного района Тульской области состоялась конференция, посвящённая положению христиан на Ближнем Востоке, в работе которой приняли участие представители Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и Тульского отделения Международной Общественной организации «Императорское Православное Палестинское общество».

Проведение конференции было инициировано священником Алексием Садковым, настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла (пос. Дубна), недавним выпускником Тульской духовной семинарии.  Вместе с приходом храма соучредителями конференции стали Тульский епархиальный  культурно-просветительский центр «Фавор», Тульское отделение Международной Общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» и Комитет по образованию, культуре, молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования Дубенский район.

Основной доклад – «Гонения на христиан на Ближнем Востоке» – был

представлен священником Алексием Садковым. Он напомнил, что жестокими преследованием христиан были отмечены первые века по

Рождеству Христову, что объяснимо историческим контекстом религиозного

состояния общества: новая вера не вписывалась в языческое понимание мира

и общества и потому воспринималась исключительно враждебно. Чем же

объясняется непримиримое отношение к христианству в наши дни, когда оно

признаётся в качестве фундамента европейской цивилизации? Или уже не

признаётся?

Отвечая на эти вопросы, отец Алексий опирался на авторитетные источники:

опубликованные документы Постоянного Представительства Российской

Федерации при организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,

материалы конференций и круглых столов, проводившихся по инициативе и

при участии Русской Православной Церкви, тексты выступлений и статьи

Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), признанные интеренет-

ресурсы, которые профессионально занимаются мониторингом ситуации,

связанной с положением христиан на Ближнем Востоке.

Докладчик привёл впечатляющие цифры: например, если в 1990 году в Ираке

проживало около 2 миллионов христиан, то в прошлом году их было уже

менее 200 тысяч. Схожие показатели характерны для всех стран Ближнего

Востока. В среднем христиане по ряду стран составляют немногим более

4% населения, в то время как в начале 19 века их было около 20%. Во многих

странах количество христиан не достигает и 1%. Отец Алексий подчеркнул,

что гонения на верующих во Христа происходит на всех уровнях: в сферах

личной, семейной, церковной и общественной жизни. Например, в Иордании

уровень преследований на национальном уровне относительно низок (1,9

баллов из 18), но на уровне общественных отношений и внутрисемейных

отношений он очень высок (12,8). Недобрые первые места по уровню

гонений занимают Северная Корея, Афганистан, Сомали, Судан, Пакистан.

Приводя статистику по положению христиан в Египте, Турции, Ираке,

Сирии, отец Алексий постоянно обращал внимание на то, что за каждой

цифрой, какой бы малозначительной она не казалась, стоит живая человеческая жизнь. Приводились страшные свидетельства, опубликованные, в частности, на полях ресурса международной организации «Open Doors»: убийства верующих, сознательно ушедших из ислама и принявших христианство, насильственная изоляция исповедующих христианство в подобие концлагерей, мучения, которым подвергаются христиане внутри своих семей. Отец Алексий привёл и другие примеры, когда Сам Господь вразумлял отцов семейств, с ожесточением относившимся к своим детям-христианам. Вслед за детьми приняв христианство, и они были готовы потом пострадать за Христа.

Тему гонений на христианство на Ближнем Востоке продолжил священник

Александр Петренко, настоятель Свято-Воскресенского храма с. Воскресенское Дубенского района, студент Тульской духовной семинарии. Он обратился к истории ближневосточного региона и напомнил, что страдающая сегодня Сирия – это родина великих святых: Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина, Симеона Столпника и Исаака Сирина, целого сонма многих и многих святых, почитающихся Русской Православной Церковью. Именно в Дамаске Анания, один из 70 апостолов, крестил Савла, всему христианскому миру известного как апостол Павел. Здесь, в Дамаске, произошло чудо восстановления отрубленной руки Иоанна Дамаскина, и из этого города началось горячее почитание иконы Божией Матери «Троеручица». Именно в Антиохии, находившейся на территории древней Сирии, ученики Христовы впервые были названы христианами. Отец Александр рассказал о многочисленных святынях и святых местах Сирии, о древних христианских храмах, которые ныне лежат в руинах.

«Но самое чудовищное, – сделал акцент отец Александр, – это не разрушение храмов, а убийства людей. Изуверские казни христиан – и мирян, и священников – транслируются через интернет по всему миру. Почему же так толерантен мир к убийцам, с садистским удовольствием отпиливающим головы своим жертвам, почему так доступны человеконенавистнические интернет-ресурсы, что стало с цивилизацией, допускающей жесточайшую агрессию в адрес христиан?».

Тему цивилизационной деформации мира продолжил Михаил Борисов,

преподаватель истории Дубенской школы. Михаил Анатольевич предложил

своё видение русской цивилизационной системы, которая, на его взгляд,

полностью была уничтожена в 20 веке. Он подчеркнул, что Россия живёт в

изуродованном варианте западной цивилизации, в основе которой лежит

протестантизм, а именно – кальвинизм. Докладчик отметил существенные

различия между русским и западным цивилизационными типами: если Запад

представляет собой номократический тип, базирующийся на законе, то

Россия – цивилизация идеократическая, то есть основывающая себя на идее.

По замечанию Михаила Борисова, определяющая цель Западной Европы –

прогресс, Россия же видит свою жизнь во внутреннем преображении.

Докладчик привёл суждение Арнольда Джозефа Тойнби, согласно которому будущее – за восточно-христианской цивилизацией.

Согласившись со многими выводами уважаемого преподавателя,

собравшиеся высказали резкие возражения по поводу ряда предложенных им

умозаключений. Обсуждение затронутых Михаилом Анатольевичем

вопросов о Церкви, её истории и её миссии, продолжилось и после окончания

официальной части конференции.

Конференция же продолжилась выступлением учеников Воскресенской

школы Петро-Павловского храма Даниэла Хана и Андрея Сидорова, которые рассказали о гонениях на Православие а России на примере недалеко располагающегося Анастасова монастыря. Старшеклассники попытались найти свой ответ, почему и у кого христианство может вызвать жестокое отчуждение, сопровождающееся необоснованными репрессиями.

Своей личной болью о судьбах преследуемых в Сирии христиан поделилась

Наталия Милякова, преподаватель Опочненской школы Дубенского района.

Её близкие проживают в Хомсе, и их оценка событий в Сирии для неё очень

важна. Жители Хомса чувствуют живую связь между Россией и Сирией, что

объясняется и глубоким историческим чувством: Сирия была частью

Византийской империи, от которой Русь и приняла христианство. Озаглавив

своё общение «Взаимоотношение Руси с восточно-христианскими

соседями», Наталия Милякова постоянно подчёркивала мысль: это близкие нам люди страдают в Сирии, но на предельной глубине темы следует говорить о том, что в Сирии сражаются не группы разноверцев, а добро и зло. Учитель подняла и другую важную тему: как предостеречь молодое поколение от увлечённости идеей силы, как реагировать на явления скрытой или явной пропаганды терроризма и нетерпимого отношения к христианству?

Конференция продолжилась выступлением Марины Александровны  Михалёвой, директора Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», члена ИППО. Она рассказала о том, какую помощь Ближнему Востоку оказывает Русская Православная Церковь и Императорское Православное Палестинское Общество. Основанное в 1882 году, одной из своих целей оно видело в том, чтобы создавать школы, больницы, приюты на Святой Земле и в странах Ближнего Востока. Это служение совершает Общество и в наши дни. Сбор гуманитарной помощи в поддержку Сирии ИППО начался в марте 2013 года, и с того времени сотни тонн продуктов, одежды, медицинских препаратов было передано страдающему народу. Общество оказывает гуманитарную помощь и по двусторонним российско-сирийским каналам, и во взаимодействии с Международным комитетом Красного Креста, Обществом «Врачи без границ», Всемирной продовольственной программой, другими общественными организациями. Председатель ИППО Сергей Степашин, заместитель Председателя и руководитель Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке Елена Агапова проводят постоянные встречи с представителями зарубежных и

отечественных организаций, результатом которых неизменно являются

новые программы, реализующиеся в практических действиях по оказанию

помощи сирийским братьям.

Участники конференции узнали также и о масштабном международном круглом столе, которой прошёл в начале марта в Центре ИППО, – «Будущее христианства на Ближнем Востоке: реальность и прогнозы». Деятельность ИППО по оказанию помощи христианам в странах Ближнего Востока и Северной Африки была высоко оценена Святейшим Патриархом Кириллом, который является Председателем Комитета почётных членов ИППО.

Марина Шуманская, также член Тульского отделения ИППО, рассказала об истории создания этой старейшей в России общественной организации, о её первых руководителях и их служении. Если имя Елизаветы Федоровны вызвало очень живой отклик, то её труды на посту Председателя ИППО оказались совершенно неизвестными. Участники конференции узнали о том, что в Тульской губернии региональное отделение ИППО существовало с 1896 года, а со времени восстановления Тульского отделения в 2016 году его возглавляет митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Благодаря

Владыке на нужды христиан Ближнего Востока в 2018 г. Тульское отделение

пожертвовало 100 тысяч рублей. Марина Шуманская сообщила, где можно

получить исчерпывающую информацию о деятельности ИППО и раздала

печатную продукцию, на страницах которой отражены труды и

международной организации в целом, и её тульского отделения.

Итоги конференции подвёл священник Алексей Садков, который выразил

надежду, что она принесёт свои плоды.

Марина Михалёва, Фото Марины Шуманской