По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в стенах Тульской духовной семинарии состоялся вечер памяти Ивана Александровича Ильина, выдающегося религиозного философа, ученого-правоведа, писателя, чье 135-летие праздновалось 11 апреля.
Организаторами собрания, посвященного актуальным вопросам богатейшего наследия Ивана Ильина, выступили Международный Фонд славянской письменности и культуры, Тульская духовная семинария и Общероссийский молодёжный журнал «Наша молодёжь» при поддержке Правительства Тульской области. Во встрече приняли участие представители научной и творческой интеллигенции, общественности, преподаватели и студенты тульских высших учебных заведений, учителя тульских школ.
После совместной молитвы ведущая мероприятия Марина Михалёва, преподаватель ТДС и руководитель культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии, предварила дальнейшие выступления участников цитатой из книги Ивана Ильина «Кризис безбожия»: «Идти вперед человечество может, только взращивая в себе силу духа. Прогресс есть прогресс духа, побеждающего всё».
«И когда мы сейчас так увлечены поиском национальной идеи, когда мы погружаем себя в достойные и глубокие размышления о том, что есть прогресс и как должно развиваться наше любимое Отечество, – прокомментировала Марина Александровна, – наверное, мы должны в первую очередь помнить именно эти слова Ивана Александровича».
Примечательно, что собрание началось с приветственного слова человека государственного – Галины Фоминой, советника-наставника Правительства Тульской области.
В первую очередь, Галина Григорьевна выразила признательность и благодарность митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию за поддержку инициативы проведения встречи и предоставленную возможность провести её в стенах Тульской духовной семинарии, за радушие и внимание, с каким здесь традиционно встретили гостей.
Вместе с тем, советник-наставник вспомнила, как ровно 15 лет назад в Тульской Православной классической гимназии состоялся первый вечер, посвященный Ивану Ильину, чье имя, творческое и научное наследие многие десятилетия в России осознанно или неосознанно находились под запретом, были забыты и вытеснены из культурного рассмотрения.
«Публикации статей Ильина на родине стали робко появляться со второй половины 1988 года, но уже с начала 1990 года начинается просто лавинный выход в свет его работ. Он оказался самым нужным, самым читаемым, самым современным и своевременным писателем-философом, потому что мы переживаем то историческое время, которое, к сожалению, очень точно и пророчески предсказал Ильин, – продолжила Галина Фомина.- В его трудах столько подлинного, глубоко и хорошо продуманного, столько верного и здорового, обнадеживающего и оптимистичного, что они служат нам сейчас несомненной поддержкой, его волевая философия является для нас настоящей твердыней, его открытия и мысли – “огнями жизни”, а сам “Иван Александрович, – по меткому замечанию одного нашего писателя, – это наша опорная величина!”
Разрешите от Правительства Тульской области поблагодарить вас за неподдельный интерес к личности Ивана Александровича, его научному и творческому наследию. Его труды являются живой связью образования и духовного воспитания, служат формированию у молодежи русского национального характера. Идеи Ильина легли в основу профессиональной деятельности и научных исследований многих ученых и педагогов Тульского края. Спасибо огромное вам за то, что любовь к русскому мыслителю, патриоту и горячему борцу за историческую Россию вы передаете через душу и сердце молодому поколению, от которого зависит будущее нашего государства».
Марина Михалева озвучила приветственное письмо, поступившее в адрес участников встречи от Международного Фонда славянской письменности и культуры, подписанное известными и любимыми российскими литераторами: Владимиром Крупиным, писателем, секретарем правления Союза писателей России, и Константином Скворцовым, писателем, поэтом и драматургом, и что особенно приятно – уроженцем Тулы: «В эти пасхальные дни особенно хочется подчеркнуть значение именно русской философии. Не заменяя Богословия, она подводит к нему, к идее временности жизни на земле, к тому, что день земной кончины – это день рождения в жизнь вечную. К пониманию безсмертия души. И это увеличивает ответственность каждого человека за свою будущую жизнь в Божием мире, – говорится в послании. – Сердечно рады, что вы, «племя молодое, незнакомое», взяли на вооружение борьбу за спасение нравственной жизни России. И да поможет вам в этом Господь Бог и раб Божий Иоанн Ильин».
Елена Симонова, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра региональных исторических исследований Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Председатель отделения Российского исторического общества в Туле, в своем обращении отметила, что нынешняя встреча проходит в особенный период: «Наша страна, общество, научное сообщество обращается к историческим событиям, переживаемым Россией и ее народом, сто лет назад: Февральская и Октябрьская революции 1917 года, окончание Первой мировой войны и начало войны Гражданской,- произнесла Елена Викторовна.- Иван Александрович Ильин был участником и свидетелем этих трагических потрясений, и для нас осознание и переосмысление им произошедшего имеет большое значение, поскольку дает ключ к пониманию истинных и глубинных причин многих исторических процессов, к пониманию наших традиций и нашей современности, как продолжения и развития исторических и национальных принципов».
Затем к присутствующим с докладом «История возвращения на Родину «верного сына Отечества» обратился Александр Егер, председатель Новороссийского отделения Международного Фонда славянской письменности и культуры, один из инициаторов вечера. Открыв для себя много лет назад мощную и яркую фигуру Ильина, его творческое наследие, вышедшее из лона русской самобытности, ее философии, литературы, искусства, он много лет занимается тем, что пропагандирует имя и идеи великого мыслителя, уделяя особое внимание молодежной аудитории.
Александр Александрович рассказал, что история возвращения Ильина в любимую им Россию вязана с крупнейшим издательством «Советская Россия», которое задалось намерениями подготовить к изданию труды известных представителей русского зарубежья – Ремезова, Зайцева и других – практически не издаваемых в 90-е годы. А что касается трудов Ивана Александровича, то речь вообще шла о первой в мире инициативе и опыте издания собрания его сочинений. С конца 1992 года, когда издательство уже было переименовано в «Русскую книгу», проект был запущен. В 1993 году в свет вышел первый том, и тираж его составлял 25 тысяч. К сожалению, экономические трудности отразились не лучшим образом на динамике выхода сборников, на тиражах, как и на дальнейшей судьбе самого издательства, в итоге прекратившего свою деятельность. Поэтому нужно признать, что значительная часть работ русского мыслителя еще ждет своего часа, чтобы попасть в руки к читателям.
«Отрадно знать, что Тульская духовная семинария располагает десятитомником Ильина, – сказал Александр Александрович. – Как я понимаю, собрание сочинений оказалось в фондах библиотеки после того самого знаменательного первого вечера памяти Ивана Александровича, состоявшегося в 2003 году и посвященного презентации издания. Хотя идея была инициирована еще в 2002 году. Таким непростым оказался путь Ильина на тульскую землю. Однако, видит Бог, его наследие получило здесь большую поддержку. Сегодня, я думаю, с его трудами знакомятся учащиеся многих светских заведений, но, как я убедился, в семинарии к ним особое отношение, о чем свидетельствуют представленные рядом дипломные работы. Это значит, что Ильин работает, и в дальнейшем его идеи привлекут к себе еще больше молодых людей.
Здесь уместно вспомнить, что Иван Александрович никогда не порывал с Россией. И душой и телом он пребывал на любимой Родине, но физически не мог вернуться, понимая огромную опасность и угрозу своей жизни. Жизнью своей он не то, что бы дорожил, но отдавал себе отчет в том, что все наработанное им должно быть запечатлено и оставлено в рукописных трудах. Ильин неоднократно говорил, что если России будут нужны его книги, то это будет самое большое счастье, и эта мысль горела его сердце и вселяла надежду».
Помимо этого, выступающий напомнил, что в 2005 году, благодаря значительным усилиям Президента РФ Владимира Путина и режиссера и президента Фонда Русской Культуры Никиты Михалкова, прах выдающегося мыслителя вернулся в пределы родной земли, и был захоронен в некрополе Донского монастыря.
Продолжилось собрание выступлением Владимира Куликова, профессора кафедры городского строительства и архитектуры Тульского Государственного университета, заслуженного архитектора РФ, действительного члена академии архитектурного наследия, советника Российской академии архитектуры и строительных наук, председателя Тульского Хомяковского общества.
Владимир Васильевич рассмотрел проблему соотношения государства и народа в философии Хомякова и Ильина, проведя сопоставительный анализ самих подходов к важному для обоих мыслителей вопросу, ключевых понятий, основополагающих идей в его решении. Придерживаясь принципа объективности и избегая каких-либо оценок, докладчик призвал прислушаться к двум титанам русской мысли, в творчестве которых тема обустройства России на основе духовного единения русского народа, выбора самобытного пути развития и поиска своего места в мире, была центральной.
«Хомяков и Ильин в своих рассуждениях призывают нас не терять бдительности к тому, что происходит в мире сегодня, и в поисках ответа на вопросы о сущности государства, формах власти и роли народа, исходить из национальных интересов», – резюмировал докладчик.
С интересом было воспринято яркое и убедительное выступление Татьяны Есиной, кандидата философских наук, доцента кафедры социологии и политологии Тульского государственного университета, посвященное теме: «Иван Ильин и актуальные вопросы нравственно-патриотического воспитания современной российской молодежи. Опыт ТулГУ».
«Иван Александрович был тем человеком, который в философском дискурсе сочетал культурологические, политические, правовые и этические аспекты, лежащие в основе проблемы самоидентификации русского человека, как патриота и гражданина, – констатировала она.- И обращение современных молодых людей к его отдельным работам помогает им отличить истинный патриотизм от ложного и воспитывает в них настоящее чувство любви к Родине».
В частности, была кратко рассмотрена работа Ильина «О сущности правосознания», поскольку именно правосознание, по убеждению философа, является квинтэссенцией русской души. Как показывает педагогический опыт, обсуждение со студентами основных принципов правосознания – закона духовного достоинства, закона автономии, позволяющий человеку идентифицировать себя, и закона взаимного признания – открывает им со всей ясностью проблемы наших дней (отход от российских дореволюционных и даже советских традиций воспитания в сторону методики и техники, раздробления целостного на детали и т.п.), и, соответственно, направляет их к утраченным ценностям, преемственности, своей истинной культуре и ментальности.
«Правосознание каждого человека, дремлющее в глубинах его инстинкта, Иван Ильин сравнивал с садовой дорожкой, заросшей сорняками, – сказала в заключение Татьяна Алексеевна. – И для того, чтобы выполоть сорняки в душе заблудшего студента, ему необходимо открыть наследие Ильина. При этом важно, чтобы молодые люди обращались не к интернету, а именно к первоисточникам».
Некоторые духовно-нравственные аспекты философии Ильина, затронутые Татьяной Есиной, получили дальнейшее развитие в сообщении Виктора Ивановича Дружинина, кандидата философских наук, доцента, заведующего кафедрой общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Тульской духовной семинарии, обратившегося к проблеме «Благодатный дар совести в понимании И.А. Ильина».
Алевтина Ивановна Григорьева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, Заслуженный учитель РФ, в своем сообщении – «Педагогическая поддержка целостного мира в контексте философских идей И.А. Ильина» – затронула ряд тем, открывающих в свою очередь педагогическому сообществу широчайший спектр
и богатую палитру красок в деле воспитания
«Философские и педагогические воззрения Ильина в наши дни имеют чрезвычайно значение вот почему: чтобы выжить в социальном и духовном отношении, наш новый подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политических отношений, коммуникаций, и при этом не потерять своей самобытности, нравственного начала, уважение к себе и другим людям, способности самоопределяться в этом мире,- отметила Алевтина Ивановна. – И в этом контексте отечественной педагогике очень близка идея Ивана Александровича, которая встречается на пространстве его работ о воспитании, о том, что человек живет в мире не как игра природы, а как духовное существо».
Тема воспитания подрастающего поколения в русле педагогических воззрений и рекомендаций Ивана Ильина была продолжена в Людмилой Петровной Санакуловой, директором Центра образования «Гурьевский» Венёвского района. Людмила Петровна поделилась многолетним опытом использования идей русского мыслителя в практике развития гуманистической воспитательной системы сельской школы.
Символично, что завершились импровизированные Ильинские чтения выступлением Павла Геннадьевича Васильева, старосты тульского храма во имя Державной иконы Божией Матери, и студента заочного отделения Тульской духовной семинарии, ознакомившего присутствующих с выдержками своей дипломной работы «Философия «поющего сердца И.А. Ильина».
Заключительная часть вечера была музыкальной. Преподаватели Тульского колледжа культуры и искусств Ирина Алимова, Наталья Карасёва и Оксана Лукаш подготовили небольшой концерт, в программу которого вошли произведения, особенно любимые Иваном Александровичем Ильным, вдохновляющие и вызывающие его душу.
Марина Полянская, фото автора