Одна из малоизвестных страниц в истории Великой Отечественной войны, связанная с патриотической деятельностью Русской Православной Церкви, открылась восьмиклассникам Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №1» города Богородицка во время общения с Олегом Сениным, заместителем председателя Тульского отделения Общества русской словесности, преподавателем Тульской духовной семинарии, и иереем Алексием Камаевым, настоятелем Свято-Покровского храма села Новопокровское Богородицкого района.

Необычный урок начался с приветственного слова Владимира Николаевича Чиквина, директора МОУ «Средняя школа №1» города Богородицка, который представил школьникам гостей, а также подчеркнул, что встреча с ними происходит в особое время – в преддверие празднования Дня Победы – а также в рамках тематического курса «Дни Воинской славы России»: «Сегодняшний разговор будет посвящен не памятным датам и сражениям Великой Отечественной войны, но столь же важной теме – значению религии и веры в победе советского народа над фашистскими захватчиками. Как известно, вся история нашей Родины, ее воинства и ратной славы, так или иначе, неразрывно связана с Православием, и во все времена с Божией помощью, русские воины, благословленные на борьбу с внешними врагами, одерживали победу».

Иерей Алексий Камаев в своем обращении продолжил мысль о том, что российский народ в разные исторические эпохи испытывал скорбный, но и героический труд войны, в которых он никогда не выступал завоевателем: «История свидетельствует, что мы никогда не были захватчиками, – сказал батюшка. – Это на нас нападали недруги, это к нам приходили с мечом. Всем хорошо знакомы слова славного защитника нашего Отечества святого благоверного князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Только не всем известно, что начало свое они берут в Новом Завете, а именно в Евангелии от Матфея, и принадлежат Самому Иисусу Христу, Который вразумил ими апостола Павла, одного из своих учеников: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Русское, российское христолюбивое воинство, действительно, ознаменовано великими победами, хотя они давались дорогой ценой. И мы всегда должны помнить об этом, как и о том, что одолеть самого сильного противника русским, советским людям помогал не только их героизм, их любовь к Родине, готовность к самопожертвованию, но и вера в Господа».

Олег Михайлович Сенин предварил обращение к центральной теме встречи кратким рассказом о роли Русской Православной Церкви в жизни российского государства и общества до 1917 года.

Выступающий изначально привлек внимание юных слушателей к тому, что начиная с 10 века, с принятием Святого Крещения, православная вера стала фактором, объединившим всю Русь, и положившим начало российской государственности.

Именно Церковь на протяжении столетий духовно скрепляла народ и власть, просвещала, приобщала к христианским ценностям, прививала уважение к представителям других народов и вероисповеданий, занималась благотворительностью и воспитывала своих чад в духе милосердия. Церковь выступала хранительницей семьи и национального духа, в лихую годину объединяла и вдохновляла людей разных сословий и национальностей, живущих под скипетром Российской империи, на защиту Отечества. При православных храмах действовали церковно-приходские школы, где дети с помощью священников получали начальное образование. Священники помогали своей пастве не только в разрешении духовных вопросов, но и других проблем – социальных, бытовых.

На фоне этой информации восьмиклассников по-настоящему поразили страшные и скорбные события, пережитые Церковью наряду с организациями и общинами других конфессий, после прихода новой большевистской власти, взявшей курс на создание государства без какой-либо религии. Олег Михайлович рассказал о гонениях и репрессиях на священников и православных, о тысячах людей, отдавших свою жизнь за веру, о варварском разорении и уничтожении святынь и храмов.

«Однако, ребята, советская власть, как и всякая, вразумлялась свыше – от Бога, – продолжил он.- И как не хотелось бы новым руководителям построить жизнь согласно словам из «Интернационала» – «никто не даст нам избавленья – ни Бог, ни царь и ни герой» – оказалось, что нельзя обойтись и без веры в Бога, особенно в тяжкую военную страду, и без крепкой державной и патриотической традиции, уходящей своими корнями в Православие. И в этом заключается ответ на главный вопрос: почему же после безбожных пятилеток, уничтожения духовенства, вытравливания православного образа жизни и мировоззрения большевистская власть в корне изменила свою политику в отношении к Церкви и верующим».

Далее гость подробно и максимально объективно осветил всестороннюю деятельность Церкви и православных в годы Великой Отечественной войны. Прежде всего, в первые же дни войны Церковь показала свою верность патриотическому служению своему народу. 22 июня 1941 года первым к людям обратился именно представитель РПЦ – Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Старгородский), призвавший паству в своем послании сплотиться в борьбе с враждебной фашисткой силой.

Все военные годы, тяжелые, исполненные горя, лишений, страданий, духовенство молилось Господу о даровании Победы над врагом, о том, чтобы Он ниспослал благодать Свою на воинство, мужественно сражающихся на полях брани, даровал крепость душевную и телесную всем, кто трудился в тылу. В уцелевшие храмы, которые по многочисленным просьбам граждан снова начали открываться в городах и селах, вновь зазвучало Слово Божие, дававшее надежду тем, кто ждал близких с фронтов, и утешение тем, чьи родные сложили головы в боях, оказались в плену, пропали без вести…

Ребята также узнали, что Церковь не только оказывала духовную поддержку и вселяла веру в помощь Божию, но внесла весомый материальный вклад. Каждый православный приход объявил сбор денег и ценностей и верующие добровольно жертвовали сбережения, ценности, крохотные зарплаты, которые в общей сложности за годы войны составили колоссальную сумму – 300 миллионов. рублей Собранные средства шли на создание такой необходимой боевой техники: танков, самолетов. По возможности оказывалась помощь раненым бойцам в госпиталях, семьям воинов, детям-сиротам…

Безусловно, Олег Михайлович рассказал и о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной, помогавших партизанам на оккупированных территориях наряду с мирянами.

В завершение гость прочитал юным слушателям стихотворения Константина Симонова, Анны Ахматовой и других известных поэтов, прошедших через Великую Отечественную войну и отобразивших в своем творчестве тяжкие испытания, боль и горечь утрат, принесенные ею, а также непреклонную веру в мужество и стойкость советского народа-победителя.

«Большое спасибо Олегу Михайловичу за беседу на столь важную тему, которая, к сожалению, в рамках школьного курса рассматривается не столь подробно, – сказал по завершении урока Владимир Николаевич. – Надеюсь, все, что сегодня ребята узнали, станет хорошим поводом для размышлений над тем, что такое духовность, вера, как много они значат: и для отдельного человека, и для народа большой страны. Подобные встречи очень помогают, нам, педагогам, воспитывать в детях уважение к истории своей страны, национальное самосознание и духовное единение, которое сегодня нам особенно необходимы».

Марина Полянская, фото автора