В миссионерском отделе Тульской епархии состоялась тематическая встреча, посвященная страницам истории Церкви и нашего Отечества. На ней присутствовали люди разного возраста и социального положения, прихожане храма и слушатели миссионерских курсов.
Для собравшихся был показан документальный фильм о Патриаршестве в России в ХХ веке.
Перед началом руководитель миссионерского отдела протоиерей Павел Картушин обратился к присутствующим. Он отметил, что эта лента повествует о предстоятелях Русской Православной Церкви в один из сложнейших периодов истории нашей страны. Были разные этапы в прошлом Государства Российского и РПЦ, зачастую связанные с различными ересями, которые атаковали Церковь Христову, пытаясь е уничтожить.
Но в ХХ веке Русская Православная Церковь пережила, пожалуй, самые страшные моменты, обогатив церковный мартиролог тысячами имен новомучеников и исповедников.
Взаимоотношения советской власти и Православной Церкви с самого начала, буквально с первых дней стали развиваться как острый конфликт. Гонения на Церковь со стороны большевиков развернулось буквально в первые же дни, и осуществлялось в различных формах. Прежде всего, это проявилось в законодательной деятельности: известно, что первым советским декретом был «Декрет о мире», вторым – «Декрет о земле». Там говорилось, что «все земли удельные и монастырские, церковные, со всем их инвентарем… переходят в распоряжение волостных земельных комитетов…»
Этим документом Церковь не только лишалась права владеть какой-либо собственностью, но в декрете было акцентировано, что религиозное общество вообще не имеет права юридического лица.
Следующим шагом был закон об отделении Церкви от государства – под видом закона о свободе совести. В то же время конституциями 1918 и 1925 годов закреплялось лишение избирательных прав целого ряда советских граждан, том числе – монахов и духовных служителей церквей – эта категория лиц именовалась «лишенцами».
На практике «лишенцы» ограничивались не только в избирательных правах, но и во многом другом: не получали пенсий и пособий, продуктовых карточек, что в условиях голода и Гражданской войны было вопросом жизни и смерти. А вот налоги с них были существенно выше, да и детям «лишенцев» было крайне затруднительно получить образование выше начального.
– В ХХ веке атеизм пытался противостоять религиозному мировоззрению, и природа этого явления понятна: церковь олицетворяла для новой власти старую, а значит, была неугодна, – сказал отец Павел. – И, несмотря на то, что Церкви был нанесен серьезный вред – были репрессии, гонения на священников и мирян, когда в конце 20-х годов в стране проводили анонимный соцопрос на предприятиях среди рабочих, то почти 60 процентов отметили, что верят в Бога. И в 30- е годы была та же картина…
Принятие антицерковного законодательства сопровождалось развертыванием атеистической пропаганды, причем, в самых оскорбительных для верующих формах: так, с конца 1918 года началась шумная компания по вскрытию святых мощей. Что противоречило большевистскому законодательству об отделении Церкви от государства.
Патриарх Тихон в связи с этим был вынужден апеллировать к декрету. Он писал председателю ВЦИКа Михаилу Калинину: «Мощи и иконы, и восковые свечи – все это предметы культа. И гонение на мощи является незаконным с точки зрения советского законодательства».
Тем не менее, резолюция на письме Патриарха была краткой: «Оставить без последствий».
Конечно, борьба с Церковью подразумевала и ускоренную ликвидацию церковных учреждений на местах. Уже в первые годы советской власти были закрыты все духовные школы – академии и семинарии, училища. С 1918 года началось повсеместное закрытие монастырей, уже в декабре 1920 года Красиков, выступая на очередном всероссийском съезде Советов, заявил: «8-й отдел поставил перед собой задачу полного уничтожения монастырей, как рассадников паразитизма – к настоящему времени ликвидировано уже 673 монастыря…»
Особенно это стало видно, когда началась Великая Отечественная война: храмы были полны, ужас войны снял все барьеры, и народ шел молиться Господу, дабы защитил от напасти. И в это же время поменялось отношение советской власти к Церкви…
Помимо антицерковных законодательств и пропаганды в своей борьбе с Церковью большевики не менее активно использовали массовый террор – аресты, расстрелы священников и членов их семей.
Обо всем этом рассказывается в фильме «Патриаршество. ХХ век», который с интересом просмотрели собравшиеся в миссионерском отделе.
Пять патриархов было в России в прошлом столетии. Пять судеб, вобравших в себя испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви: Патриарх Тихон (1917-1925), Патриарх Сергий (1943-1944), Патриарх Алексий I (1945-1970), Патриарх Пимен (1971-1990), Патриарх Алексий II (1990 – 2008).
История нашей страны прочно связаны с историей становления российского патриаршества. По словам современного исследователя истории РПЦ протоиерея Льва Лебедева, «за титулом «Патриарх» стоит нечто большее, чем просто предстоятель Русской Православной Церкви – патриаршество было установлено, как средство сохранения духовной цельности России. И в силу идей, заложенных в русском патриаршестве, и по особому Божьему промыслу, на патриаршество поставлялись люди, способные обеспечить эту цельность, почему и сами они оказались духовно едиными в образе правления Церковью…»
После просмотра фильма состоялось обсуждение, во время которого зрители обсуждали ситуацию, происходящую сейчас в России, на Украине.
Отмечалось, что сегодня в нашей стране вера более осознанная: люди, выросшие в духовном вакууме, идут в храмы. А при соцопросах многие заявляют, что считают себя православными.
И, несмотря на тот урон, который был нанесен Русской Православной Церкви в ХХ столетии, мы наблюдаем возрождение храмов и монастырей.
– Главное для нас сегодня – правильно воспитывать подрастающее поколение, чтобы не повторять ошибок прошлого, – подытожил в конце встречи отец Павел.
Пресс-служба миссионерского отдела