«Круглый стол» с таким названием прошел под председательством руководителя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в начале июня в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга.

В двухдневной работе съезда приняли участие 170 участников, в том числе: 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви.

Тульскую епархию представлял руководитель информационного отдела игумен Агафангел (Болдин).

Высокое собрание начало свою работу с оглашения приветственного слова к участникам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после чего прошла секция «Послушание – дыхание монаха».

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении о «Послушании, как фундаменте духовного возрастания и приобретения других добродетелей» напомнил собравшимся, что «…в онтологическом смысле послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке».

В докладе о «Послушании как основе взаимоотношений послушника и духовного отца», епископ Касимовский и Сасовский Дионисий отметил, что при выборе духовного отца до сих пор исправно работает формула святогорцев, по которой старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца.

Говоря о «Подчинении, повиновении, послушании…» и о том, что должно быть в монашеском братстве, игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность и духовное дерзновение: «Послушание – это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит».

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в размышлении на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» поделился мнением о том, что послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером.

Настоятельница калужского Казанского женского монастыря игумения Анастасия (Мордмиллович), задумываясь о «Послушании – основном монашеском обете» подчеркнула мысль: «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути».

Работа «круглого стола» продолжилась секцией «Что такое жизнь в послушании», во время которой докладчики поделились личным опытом жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.

Первый рабочий день съезда завершился экскурсией в Кронштадт, где участники съезда посетили музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Второй день начался с выступления митрополита Сакнт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором владыка отметил важность общего обсуждения и решения вопросов церковной жизни: «Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь»».
Затем был заслушан доклад епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, поделившегося своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику: «Это возможно при условии, что послушание является не просто дисциплиной, но результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании».

Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис о том, что монастырский устав является школой послушания: «Мы все призваны к тому, чтобы исполнить предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение».

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, отметила, что «Врагами послушания» является низкая культура сердца: «Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотеческому преданию вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание – это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей – орудия Промысла Божия в приобретении послушания».

Итогом выступлений, прозвучавших на «круглом столе» стал вывод, сделанный игуменией Домникой (Коробейниковой), настоятельницей Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга: «Именно послушание дает монастырю жизнь. Именно благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир, и вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности».

После перерыва участники собрания имели возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, попросить совета в формате свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».

По окончании дискуссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал итоговый документ «круглого стола», особо отметив обстановку духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом.

Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества.

Игумен Агафангел (Болдин), резюмируя итоги работы съезда, поделился мнением о том, что все участники столь представительного духовного собора поступили по примеру древних отцев, столь высоко ценивших, общие собрания братьев монахов и находивших в них большую спасительную пользу для взаимного обогащения и духовного преуспеяния: «В старых монашеских патериках описываются подобные встречи как богоугодные и весьма к духовной пользе располагающие, а уклоняющихся от них наоборот предупреждают от множества грозящих опасностях на путях аскетического подвига. Во всех докладах мы слышали не просто удачные компиляции из цитат святых отцов разных веков, но самое главное, сокровенный личный опыт ведения не простой монастырской жизни в современных условиях настоящего времени. Чувствовался не формальный, а искренний подход к заданной теме, подкрепленный личным участием и реальными примерами из современной жизни! Все участники форума единодушно согласились со словами архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, сказавшего о том, что наша встреча была весьма плодотворной и помогла найти выходы в различных жизненных испытаниях».

сб. инф., фото с сайта mitropolia.spb.ru