Выставка «Дом Романовых. Творение блага», подготовленная культурно-просветительским центром «Фавор» Тульской епархии и Тульским отделением Императорского Православного Палестинского общества,  открылась накануне  в Дубенском районном краеведческом музее.

Марина Александровна Михалёва, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» и секретарь регионального отделения ИППО, отметила, что название экспозиции  – «Дом Романовых. Творение блага» – совершенно справедливо, поскольку она посвящена периоду отечественной истории, связанной с правлением Романовых и ролью монаршей династии в процессе  становления и развития государственной благотворительности в России.

«Безусловно, традиция благотворения  берет начало со времен князя Владимира, однако поистине государственный масштаб она приняла при правлении императора Петра I и далее –  во времена Екатерины II, Александра I, создавшего Императорское человеколюбивое общество, которое за сто лет своего существования оказало всестороннюю помощь более 5 миллионам человек. Разумеется, работая над экспозицией, невозможно было обойти вниманием неоценимый вклад в развитие милосердия и  августейшей супруги Павла I, императрицы Марии Федоровны. Учреждения, основанные ею во многих губерниях, включая Тульскую,  и по прошествии ста лет продолжали именоваться «учреждениями государыни Марии Федоровны»,  – продолжила  она.-  Одним словом, дела милосердия Дома Романовых  не поддаются никакому учету. Пик и расцвет благотворительности пришелся на начало ХХ века, и этот период особенно выделен  на выставке и представлен информационными планшетами, посвященными жизни и служению Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны».

Иерей Алексий Садков, настоятель Петро-Павловского храма посёлка Дубна, в обращении к участникам события обратил внимание, что выставка открывается в замечательное время, ознаменованное знаменательными в жизни Русской Православной Церкви, государства и общества датами и событиями: день прославления святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, ставший Днем любви, семьи и верности; предстоящие 17 и 18 июля дни молитвенной памяти подвига Царственных страстотерпцев и Елизаветы Федоровны; а также объявленный в России год добровольца, призванный сплотить неравнодушных людей, готовых оказать поддержку и помощь тем, кто в них нуждается.

Вместе с тем отец Алексий  выразил мысль, что даже в столь сложное и непростое время неустройства, общественного разлада, войны, которое переживала Российская  империя в начале минувшего века, присущее христианским сердцам стремление творить добро и благо сохранилось неизменным.

Затем Марина Михалёва ознакомила собравшихся с экспозицией, которая получилась объемной, содержательной и многогранной. Нельзя не согласиться с наблюдением Марины Александровны: показанная ранее во многих учреждениях культуры летопись жизни и деятельности Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны, в новых стенах предстает в ином ключе, возникают новые акценты. Вот и на сей раз разговор об этих удивительных людях, ставших образцом любви, верности  и благочестивого супружества,  приобрел новое звучание: Великий князь и Великая княгиня предстали как продолжатели многовековой традиции благотворения Дома Романовых, как её неотъемлемая часть.

Тональность и характер предметной части  выставки  определили слова молитвы иеросхимонаха Парфения Киево-Печерского, родившегося в Туле и даже некоторое время обучавшегося в Тульской духовной семинарии, однако избравшего путь иночества и ставшего в 1824 году духовником братии Киево-Печерской лавры: «Сотвори сей день днём милосердия Твоего…»

«Иными словами, человек творит добро и милосердие только в том случае, если  понимает, что творит их не он сам, а Господь, – пояснила Марина Александровна.-  Человек лишь  соработник Бога, со смирением принимающий  и несущий свое служение по силам, которые опять же Господь посылает ему».

Проект «Дом Романовых. Творение блага», сформированный из собрания Тульской духовной семинарии и материалов Тульского отделения ИППО, получился разнообразным и обширным, благо пространство Дубенского музея не ограничивало организаторов выставки в замыслах.

Центральное место занимают иконы  конца XIX – начала ХХ века: Спас Нерукотворный, образ Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ряд святынь замыкают старинные хоругви и флаг Российской империи,  принятый государем Николаем II в 1914 году, когда Россия вступила в войну с европейскими державами.

На выставке представлена внушительная подборка оригинальных журналов, пользовавшихся в свое время немалой популярностью. Многочисленные публикации, афиши, посвященные благотворительным акциям, балам и ярмаркам, открывшимся домам призрения, школам и больницам, пожертвованиям в пользу сирот, больных, раненных воинов, передают атмосферу, царившую в дворянском обществе.

Организаторы выставки сделали акцент на том, что благотворители высшего сословия – это совсем не «добренькие» богатые господа, одержимых идеей спасения несовершенного мира,  как может показаться из сегодняшнего дня. Нет, эти люди не надевали посконные рубахи и сарафаны, не обували лапти, не кормили с показным умилением из рожка крестьянских детей, пока их матери жали рожь в поле, подобно легкоузнаваемым вечно страдающим персонажам Чехова. Вступая на территорию иных сословий, они не выходили за рамки своего благородного звания  и неизменно следовали принятым в их кругу строгим  правилам поведения  и эстетическим нормам. Своеобразной иллюстрацией этой мысли служит небольшой интерьерный уголок, воссоздающий  изящную обстановку дворянской гостиной.

Однако изысканные туалеты, шляпы с вуалью и строгие сюртуки не мешали представителям высшего сословия  по зову души и сердца творить благие дела. Потому-то и завершается предметный ряд дамской бальной перчаткой, поверх которой лежит тяжелый бронзовый крест, как знак того, что любая женская рука, самая нежная и изящная, способна с верой в помощь Господа достойно нести возложенный на нее крест, претворяя каждый день в день милосердия Божьего.

Еще одна особенность выставки – впервые представленные для ознакомления книги из библиотеки Тульского отделения Императорского Палестинского Православного общества.

«Можно смело сказать, что выставка «Дом Романовых. Творение блага» – одна из самых насыщенных и значительных – и по форме, и по содержанию –  выставок, представленных в нашем музее за последние несколько лет, – резюмирует Марина Геннадьевна Ижевская, директор Муниципального учреждения культуры «Дубенский районный краеведческий музей.- Хотелось бы отметить, что для воплощения ее замысла Марина Александровна не только  тщательно и продуманно подобрала экспонаты, среди которых преобладают подлинники,  но и нашла интересные сюжетные и композиционные решения. В результате разные, по сути, составляющие сложились в единую и гармоничную историческую картину, передающую дух эпохи царского времени.

Как всегда, Марина Александровна провела увлекательную экскурсию, представила историю Дома Романовых через призму дел благотворения и милосердия, рассказала малоизвестные и трогательные факты из жизни монарших особ, в частности, Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны.

На мой взгляд,  ценность этой экспозиции заключается в том, что она обращает современного человека к таким вечным понятиям, как любовь, доброта,  милосердие, готовность служить близкому, ближнему, своему народу и Отечеству, то есть патриотизм,  не называя их, а раскрывая  их смысл через судьбы людей, их труды.

Другой важный вывод, к которому пришли наши первые посетители –  не стоит сетовать на век, выпавший на нашу долю, на прерванные хорошие традиции и обычаи, никто и ничто, никакие внешние обстоятельства не могут помешать человеку делать искренне добрые дела, всё зависит от нас самих, от выбора, который мы делаем».

Марина Полянская, фото Марины Михалевой и Марины Ижевской