В День крещения Руси, после торжественной литургии в Свято-Вознесенском храме, в миссионерском отделе состоялась тематическая встреча, посвященная этой дате.
К собравшимся обратился заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов. Он поздравил всех с праздником и отметил, что крещение Руси оказало влияние на развитие не только нашей страны, но и всего мира. Языческая Древняя Русь превратилась в новое христианское государство, ставшее союзником Византийской империи. И значение крещения Руси за прошедшее тысячелетие не ослабло.
А затем все вместе посмотрели фильм «Князь Владимир – Красно солнышко», где идет рассказ о личности человека, чье решение навсегда определило путь нашего государства.
Авторы ленты без прикрас ведут рассказ о жестокости языческого правителя Киева, устами политологов, историков, представителей духовенства. К примеру, историк Владимир Щербинин в фильме говорит, что, как политик, князь Владимир был и сильным, и лукавым – без этого невозможно удержать власть.
Процесс личного крещения Владимира был сложным, связанным с политическими процессами, и со стремлением князя принести на Русь единую религию тогдашнего цивилизованного мира.
Профессор Московской духовной академии Александр Осипов отмечает, что сейчас трудно восстановить ту историческую обстановку: данные, к сожалению, скудны. В основном, это – «Повесть временных лет».
А протоиерей Николай Уминский выдвигает идею, что образ крестителя идентичен образу самой Руси, каждого, кто живет в недрах этой культуры: ведь человек и человечество живут по единым законам.
С экрана ведется подробный рассказ о сыне Святослава Игоревича от наложницы, нареченном Владимиром – «владеющий миром». Незаконнорожденный мальчик, сын рабыни, рос без матери, чувствуя себя сиротой – нелюбимым в семье властной бабки, княгини Ольги, женщины недюжинных способностей, как ее описывают современники.
Именно княгиня Ольга поехала в Константинополь ко двору императора Константина и приняла крещение: летопись содержит красочный рассказ об этом событии.
И личность княгини Ольги, воспитывавшей внука, оказала огромное влияние на формирование Владимира. Но ее не стало, когда он был еще отроком, и был отправлен в Новгород на княжение, наблюдал, как его старший брат Ярополк убил другого брата, Олега, в борьбе за власть. А, не достигнув и 20 лет, и сам вступил в схватку за киевский престол – языческая религия, в которой Владимир был воспитан, как раз предполагала такой принцип отношений.
Так, что все происходило в рамках государственных законов, когда, убив брата Ярополка, Владимир в 980 году от Рождества Христова пришел к власти не только в Киеве, но и во всей Руси.
В фильме отмечается, что большинство современных историков рисуют сегодня его образ, как язычника, человека необузданных страстей, имеющего множество жен, сотни наложниц, который брал все, что хотел. И довольно навязчиво те, кто изучает прошлое, стремятся показать всем дикаря, который взяв Полоцк, пленился красотой Рогнеды, и публично взял ее силой. Но сколько лет было тогда Владимиру? Всего лишь 16! Это был не матерый детина, а еще отрок. К тому же, он всю жизнь любил Рогнеду, у них было 7 детей – может ли быть такое при отсутствии любви? И с какой целью искажают образ князя – крестителя?..
И главное: какой была Русь в то время? Разрозненные племена, поклонявшиеся своим многочисленным богам, которые между собою то враждовали, то мирились – не было единого государства, отмечает профессор Осипов. И князь Владимир понимал, что без единой религии государство не сможет жить и процветать.
Есть две истории крещения Владимиром Руси. Первая – история интриг талантливого дальновидного, расчетливого политика, главы стремительно усиливающегося варварского государства. И эта политическая версия кажется нам, живущим в XXI веке, понятной и логичной.
Но предания донесли до нас и иной, на первый взгляд, невероятный рассказ: жестокий язычник, неумолимый правитель, не знавший сомнений воин, мучительно искал смысл уходящей, как вода сквозь пальцы, жизни. Искал – и не находил. Язычество не отвечало на главнейший вопрос: каков смысл жизни, человеческого существования? В чем тупиковость любой религии, кроме христианства? В том, что человек умирает – и не воскресает.
А христианство проповедует не просто распятого и умершего Христа, но – Воскресшего, то есть: жизнь не заканчивается лишь своим земным отрезком, и в этом – сила и непобедимость христианства.
И это обусловило обращение князя Владимира к поискам ответа на вопрос: в какой же религии есть разумный ответ на мучающий его вопрос.
И летописи доносят до нас, что Владимир «разболелся глазами», и тогда византийская принцесса Анна, руки которой он так долго добивался, посоветовала ему креститься. И чудо свершилось: князь Владимир, выйдя из купели, обрел ту полноту зрения, которая была у него до болезни. Таким образом, открылись его очи – физические и духовные.
Конечно, князь переменился, и он хотел, чтобы эти перемены коснулись и его государства, его народа. И под 988 годом «Повесть временных лет» описывает крещение Руси, в уста князя Владимира летописец вкладывает вдохновенную молитву, когда тот благодарит Бога за все.
Были ли на само деле бунты, которые так настойчиво описывают? Да, возможно, но вряд ли они происходили в Киеве, где и князь, и его власть были священны для язычников, скорее всего – где-то на окраинах страны.
Несомненно, это было столкновение двух миров: один жил по хищническим законам, другой исповедовал свет и любовь, с призывом «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный».
– Христианство не приходит само по себе, оно приходит с проповедью, это – та вера, которую нельзя навязать…» Эти слова произносит в фильме священник за кадром. И по последующим поступкам князя Владимира видно, что он принял христианство по велению души, а не по политическим мотивам – это действительно новое рождение человека.
Впоследствии сыновья князя Владимира Борис и Глеб, погибнув от рук брата-язычника, смертью своей свидетельствовали, что христианство стало для этого государства подлинной верой. И это – показатель, что православие, как религия, очень гармонично слилось с душой нашего народа: у людей, и у страны появилась надежда на Жизнь Вечную.
После принятия христианства князем Владимиром начинается проникновение письменной славянской культуры на Русь, то есть – началось осмысление фундаментальных проблем человеческой жизни, новая нравственность, новое понимание существования человека, окружающего мира. В результате того импульса, который был дан крестителем, перемены произошли во всех сферах – после крещения в днепровской купели…
После просмотра фильма состоялся разговор о значении крещения для Руси, о том, что князь сделал выбор осознанно и глубоко, что подтверждает его полная перемена после Крещения, родился новый человек – христианин.
Пресс-служба миссионерского отдела