Начался Успенский пост – предтеча светлого и радостного праздника – Успения Пресвятой Пречистой Благословенной Девы Марии. Ведь именно в этот праздник Она перешла в мир Небесный, стала покровительницей и заступницей пред Богом за всех нас.
Об этом – наша сегодняшняя беседа с руководителем миссионерского отдела Тульской епархии, протоиереем Павлом Картушиным.
– Отец Павел, что главное для начинающих поститься?
– Хочется, чтобы люди понимали – ради Кого они постятся. Успение Божьей Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе. Это праздник Ее смертного сна и Ее воскресения из мертвых Сыном.
Поскольку Русь издревле чтит и любит Божию Мать, русскую землю справедливо называют Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому ради любви Божией Матери к нам и нашей – к ней, хочется попросить тех, кто будет поститься все эти 14 дней, чтобы постились в память о Ней, принесли Ей в жертву свой посильный труд.
Обычно мы просим у Богородицы разных милостей, помощи, все время хотим, чтобы Она нас покрывала и защищала. Но сами-то что готовы сделать ради Божьей Матери? Ведь недаром синоним слова «любовь» – «самопожертвование». И подлинная любовь всегда выражается в какой-то жертве, в том, что для тех, кого любим, нам не жалко отдать что-то свое.
А что мы можем принести Богородице? Она не нуждается ни в чем земном, ни в каких приношениях, значит, мы можем принести Ей в дар только самих себя. Значит, мы должны работать над собой, отсекать от души все, что неугодно в нас Богу.
– Да, пост – это время покаяния…
– И неслучайно Успенский пост также строг, как и Великий. Только вот, что есть покаяние, надо понимать правильно. Это – не истязание человека,
а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. А в таинстве Покаяния Бог забирает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.
– Успенский пост – самый короткий и какой-то радостный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и мы по-детски радуемся…
– Да, Успенский пост – отрадный, он отличается своими неповторимыми праздниками и традициями. В народе эти дни называют Медовым и Яблочным Спасом, когда то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией.
Но 14 августа мы празднуем Изнесение Честных Древ Животворящего Креста: то есть, обращаемся к Его Честному Кресту, как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В тот же день освящается мед: то есть, Успенский пост не так уж и горек.
А 19 августа – Преображение Господне, показывающее нам путь к изменению своей грешной сути: Господь оказывает милость нашей душе, как и телу.
Большинством православных христиан пост воспринимается не как тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за непослушание», а как счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни.
Поскольку человек разумный всегда чувствует, насколько он далек не только от идеала, но даже и начатков подлинно христианской жизни. И, понимая это, каждому хочется как-то собраться, стать хоть на время строже к себе, потому что без такой собранности духовная жизнь вообще невозможна.
А многодневные посты дают нам такую возможность, подвигают нас, ленивых и расслабленных, к большей ответственности, вдохновляют на малый, но необходимый труд.
– Ведь именно поэтому большинство верующих встречают пост с радостью?
– Да, и время поста – не тяжкое бремя, и сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе. Это именно приобщение к иной реальности – к действительной духовной жизни, что делает пост желаемым для многих христиан, утомленных своей повседневной и приземленной расслабленностью.
Но это – «высшая планка», которую мы ставим в себе в пост. А «низшая» – это воздержание от пищи животного происхождения.
– Что тут можно посоветовать?
– Тут все индивидуально, зависит от здоровья человека, от того, что рекомендуют ему врачи, в каких условиях он живет. Количество еды и частоту ее употребления каждый избирает для себя сам.
Но не надо забывать, что пост относится не только к пище – поскольку для некоторых он сводится попросту к диете с отказом от каких-то определенных продуктов.
«Постящееся, братие, телесно, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь. Пост требует повседневного воздержания от всего, что мешает нам в духовной жизни. А в наше время такие препятствия связаны, как правило, с телевизором, компьютером, с привычкой к всевозможным развлечениям. Так, что воздерживаться каждому есть, от чего, главное – взглянуть на себя, на свою жизнь трезво именно с христианской точки зрения. Как сказано в Писании: «Отвратись от зла и сотвори благо».
Пост – это время более сознательного и усердного, чем обычно, исполнения Христовых заповедей. Это благодатный и радостный труд. И в этой радости заключено главное утешение, которое только может обрести человек: приобщение иной жизни – жизни Самого Иисуса Христа.
Это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под ее благодатным Покровом обрести покой мятущееся душе и сподобиться быть причастными Того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.
Пресс-служба миссионерского отдела