В стенах Тульской духовной семинарии состоялось открытие выставки заслуженного художника России Виктора Волгина, которая была организована епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».
Красная гостиная едва вместила всех, кто пришел разделить радость этого события с Виктором Федоровичем. Помимо преподавателей и учащихся Тульской духовной семинарии, здесь собрались друзья и давние поклонники творчества признанного тульского художника в широчайшем смысле этого слова.
Без всякого преувеличения, Виктор Волгин – человек уникальный, обладающий множеством талантов: дизайнера, оформителя, художника.
Вся сознательная жизнь мастера тесно связана с Тульским заводом «Штамп», на который он пришел в 1952 году учеником токаря. Но уже в 1957 году талантливый молодой человек, увлекающийся рисованием с детских лет, поступил во Всесоюзный заочный институт искусств.
Наибольшую известность Виктору Федоровичу принесли уникальные самовары, созданные им по собственным дизайнерским проектам. Этим видом творчества он начал заниматься с 60-х годов прошлого века. Эксклюзивные самовары, каждый из которых, судя по представленным на выставке эскизам, является произведением искусства, сегодня не только входят в коллекции многих музеев, но и хранятся у королевы Великобритании Елизаветы, президента Советского Союза Михаила Горбачева, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова и многих других именитых особ. Над многими из них вместе с Виктором Федоровичем работал его сын – Вадим Викторович Волгин. Сегодня самоварное дело продолжает внук Виктора Федоровича- Борис. И в этом нет ничего удивительного, поскольку супруга Виктора Федоровича происходила из знатного рода тульских самоварщиков Салищевых.
Однако отец и сын Волгины прославились не только чудо-самоварами. Именно об этом сказала Марина Александровна Михалева, руководитель епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», открывая выставку.
– Мне радостно, что сегодня у нас в гостях замечательный человек, настоящий мастер с большой буквы. Именно Виктор Федорович совместно со своим сыном разработал к 50-летию Великой Победы дизайн уникального меча, символизирующего российскую воинскую славу. Длина меча, подаренного первому президенту России Борису Ельцину, – 2 метра 25 сантиметров, а вес – 35 килограмм. В месте соединения клинка с ручками сверкает 159 металлическими алмазами орден Победы. На ножнах – барельеф Александра Невского и надпись: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
И первому президенту совершенно не под силу было взять его в руки, он даже не решился его приподнять, боясь, может быть, не столько физической тяжести, а моральной ответственности за то, что он хочет взять в руки. Сейчас это великое произведение искусства и великий символ духа христолюбивого русского воинства находится в Московском музее истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе, а его копия – в музее Тульского завода «Штамп».
Я подумала, что нашу встречу нужно было начать именно с этого меча Победы. Ведь прежде, чем изготовить этот меч Победы, сначала нужно понять, что такое самовар, что такое мирный дом, что такое малая родина, как выглядят милые сердцу цветы, что значит прожить с любимой супругой 51 год и отработать на одном заводе 43 года – только так можно по-настоящему понять, что такое Победа и каков он, победный русский меч.
Но поскольку экспозиция живописных работ художника насквозь пронизана ощущением спокойствия, мира и любви, то первый вопрос тоже был об этом, хотя касался совсем не картин: какой именно самовар сегодня бы создал Виктор Волгин, не специально к какой-то дате или празднику, а просто посвящённый Туле 2014 –го года.
– Ответить сразу на такой вопрос не просто, над этим нужно работать, – сказал мастер.- Но, конечно же, главной темой стала бы наша повседневная мирная жизнь. Пряники, гармони, самовары, улицы и парки – все это я собрал бы воедино и изобразил на самоваре. Кстати сказать, такая задумка у меня была когда-то, но, к сожалению, она так и не осуществилась.
Продолжая тему самоваров, которую Виктор Федорович считает основным видом своей творческой деятельности, вспомнил, как шла работа по созданию некоторых памятных самоваров. Один из них – «Дружба народов»-, подаренный Леониду Ильичу Брежневу в 1876 году, был украшен национальными орнаментами всех 15 советских республик, ручки выполнены в виде виноградной лозы, а венчала всю эту красоту строка из гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь».
Непревзойденными являются по своему художественному оформлению самовар «600-летию Куликовской битвы», «Тула – город-герой», «Москва златоглавая», а вершиной творчества стал самовар «Лесная быль». С эскизами этих самоваров, как и многих других, можно ознакомиться на выставке.
Не уступают по уровню художественного исполнения и трогающей за душу искренности живописные работы Виктора Федоровича. Перед нами предстает милый сердцу любого туляка уголок Ясной Поляны, скромные фиалки и пышные пионы на подоконнике, подкупающие своей простой городские зарисовки и таинственная сиреневая аллея, окутанная лиловой дымкой. Сегодня очень интересно рассматривать сюжеты тульской жизни и тульского бытования, ставшие историей. Как, например, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, который когда-то в унылые безбожные времена служил автостанцией, но при этом оставался таким же прекрасным, или другая уходящая натура –стог сена на фоне урбанистической панорамы Тулачермета.
Присутствующий на выставке другой известный тульский художник Виктор Васильевич Авилов, буквально на днях лично познакомившийся с Волгиным, творчество которого хорошо известно, поделился своим видением его картин.
– Работы Виктора Федоровича мне очень понравились, есть в них подкупающая зрителя любовь ко всему – к натюрморту, к пейзажу, к окружающему миру. Единственное, на мой взгляд, «но» – чуть-чуть темноваты. Но это зависит от настроения художника, от его состояния духа. У каждого- свой вкус, свое видение: некоторые пишут ярко, но при этом ненатурально, а здесь все естественно. Особенно сильное впечатление на меня произвел портрет жены – настоящая русская красавица, чувствуется, что создан он с любовью.
Марина Александровна Михалева подметила другую поразительную особенность Волгина как художника, заключающуюся в совершенно разных творческих манерах.
– Бесспорно, Виктор Федорович – настоящий художник, но удивительно для меня другое: как художник, который занимается проектами самоваров, он абсолютно точен, он предусматривает, что потом по его рисунку будет изготовлена деревянная форма, на основе которой будет сделана еще одна – для отливки металла. Несмотря на изящество рисунков на его самоварах, это все-таки графическая работа, а вот живопись у него совершенно другая. Можно было бы ожидать, что его картины будут детализированы, геометрически выверены и графичны, что в них будет чувствоваться отточенный карандаш, но ничего этого нет. Мы видим в работах легкую затуманенность, как будто мы смотрим через влажные глаза, которые застилаются слезой умиления от созерцания родных пейзажей или городских дворов. И, на мой взгляд, это поразительно, что в одном художнике заключаются две ипостаси – точнейшего графика и живописца, не допускающего органичности красок, и очень точно выстраивающего композицию картины.
В настоящее время Виктор Федорович продолжает передавать секреты мастерства самоварного дела своим последователям. Хотя нужно сказать, что Волгин – сын уже сам является признанным мастером, выдержавшим самый главный экзамен – признание отца.
Так что сегодня основоположник еще одной династии мастеров самоварного дела может позволить себе заниматься творчеством: рисовать, петь (это еще одно давнее увлечение) и получать удовольствие от общения с друзьями.
Закончить статью о человеке, создающем с равным вдохновением и талантом как вызывающие восхищение самовары и символ воинской мощи, так и радующие глаз натюрморты с прелестными анютиными глазками, словами преподавателя Тульской духовной семинарии священника Владимира Болгарина.
– Радостно, что есть такие люди, непохожие ни на кого. Виктор Федорович занимается тем, что доставляет ему истинное удовольствие, а это очень важно. Значит, человек так прожил свою жизнь, что совесть его находится в таком состоянии, когда он может просто так, для своей души, по-честному и петь, и рисовать, и радоваться.
Марина Полянская, фото автора