В рамках программы «Книжные памятники России» в издательском отделе Тульской епархии в библиотеке храма св. вмч. Димитрия Солунского состоялась беседа «Духовные писатели и проповедники Тульской епархии XIX века. Забытые имена».

Познакомиться с церковными изданиями XIX века, авторами которых были уроженцы Тульской земли, вспомнить малоизвестные широкому кругу читателей имена собрались председатель издательского отдела протоиерей Максим Троеглазов, редактор отдела Ирина Червякова, руководитель творческого клуба православных писателей «Родник» Владимир Алешин и сотрудники Тульской библиотечной системы.

По словам протоиерея Максима Троеглазова, все эти представленные вниманию собравшихся книжные памятники, чудом сохраненные и дошедшие до нас через события революции и советских лет, теперь стали неотъемлемой частью культурного и духовного наследия Тульской земли.

Их изучение, сохранение и популяризация – одно из важных направлений деятельности издательского отдела епархии. Этот труд позволяет восстановить забытые имена наших земляков, взглянуть на их произведения и затронутые в них проблемы и темы взглядом из сегодняшнего дня.

«Для нас очень важно сохранять книги в интересах настоящих и будущих поколений, особенно церковную литературу – ведь это и есть то самое бесценное духовное и материальное богатство, что способно менять сознание и ощутимо влиять на культурный и информационный потенциал нации. Именно поэтому для нас так значимо не растерять эти издания и заинтересовать ими читателя » – сказал протоиерей Максим.

Редактор отдела Ирина Червякова рассказала, что все представленные издания напечатаны до 1917 года. Это те произведения тульских авторов или те книги, вышедшие на Тульской земле, которые печатались малыми тиражами и с тех пор нигде больше не публиковались и не распространялись. Многие из них вышли накануне революции и в ее «социальном пожаре» и, возможно, остались незамеченными – не были тогда прочитаны.

Но назвать их раритетами в полном смысле слова будет неправильно – книги не редкие. Скорее, они – из разряда популярной литературы, адресованной массовому церковному читателю. Их написали и составили преподаватели семинарии, выпускники духовных академий, высокообразованные и грамотные священники и церковные люди. Эти работы публиковались в подборках, подшиваемых по типу старинных журналов, а также издавались отдельными брошюрами.

Теперь, конечно, они стали библиотечной редкостью и представляют большой интерес для современного читателя. А что дорого и интересно в них нам, современникам?

По мнению И.Червяковой, актуальность текстов объясняется тем, что, при внешней скромности эти небольшие исследования привносят важные дополнения в малоисследованные церковные вопросы, становясь для нас дополнительным источником полезной и редкой информации.

Богословские труды дают нам свежий взгляд на явления в жизни Церкви, неожиданно и по-новому раскрывают некоторые богослужебные смыслы. Добрый пример такого труда – произведения святых отцов Церкви с комментариями, собранные в сборнике и переведенные с греческого священником Михаилом Покровским.

Среди изданий много произведений одного жанра, распространенного в ХIХ веке – это беседы и проповеди известных духовных лиц: архиереев, епископов, священников. Проповеди были обращены не к абстрактному читателю, а ко вполне конкретным людям – прихожанам тульских храмов, нашим прапрадедам. Удивительно, что они оказываются полезны и понятны и нам в ХХI веке, потому что касаются не устаревающих ценностей: любви, сострадания, милосердия.

Нашелся среди изданий и поэтический сборник – это стихи настоятельницы Леушинской обители в ХIХ веке (в это святое место и по сей день съезжаются паломники к святыне – Леушинской иконе Божией Матери). Духовная поэзия игуменьи Таисии вышла в 1890 году. Образованная женщина, дворянка, она получила хорошее домашнее образование и окончила Павловский институт благородных девиц, вела келейные записи, встречалась и беседовала с о. Иоанном Кронштадтским. Сборник вызвал неподдельный интерес у тульских библиотекарей, а особенно заинтересовался этим редким поэтическим памятником бессменный организатор работы клуба тульских поэтов Владимир Алешин.

Ирина Александровна заострила внимание на интересных деталях – штампах и личных печатях и подписях, которые много могут рассказать и об истории тульских храмов, и о судьбах его духовенства. Затем она подробно познакомила участников беседы с изданиями и персоналиями – авторами и авторами-составителями книг.

Наиболее яркие из них – это митрополит Исидор (Никольский), Архиепископ Тихон (Покровский), священник Михаил Покровский. Расскажем об одном из них подробнее.

Митрополит Исидор (в миру Яков Сергеевич Никольский), уроженец Каширского уезда Тульской губернии, родившийся в 1977 году – епископ Православной Российской Церкви, митрополит Киевский, затем Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Священного Синода, окончил Тульскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Туляк по происхождению, владыка Исидор был видным церковным деятелем и был отмечен в участии в исторических событиях – в разное время своего служения он являлся настоятелем Петропавловского монастыря в Мценске, ректором Орловской духовной семинарии. Затем был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и управляющим Саввино- Сторожевским монастырем. Он же последовательно – епископ Полоцкий и Виленский, Могилевский и Мстиславский, экзарх Грузии.

Владыка Исидор участвовал в коронации Императора Александра II и Высочайшим рескриптом лично им возведен в сан митрополита. Интересно, что много лет спустя он же и отпевал этого русского царя, и уже через два года короновал на царствие Императора Александра III.

Митрополит Исидор вошел в историю и тем, что устроил два крупных благотворительных учреждения в Новгороде и Санкт-Петербурге и руководил завершающим этапом работы по переводу Священного Писания на русский язык.

Владыка Исидор был членом многих научных обществ, подарил Духовной Академии в Санкт-Петербурге свою ценную коллекцию рукописей и документов. Кстати, он и сам оставил неожиданный и своеобразный след в науке – потребовал отстранить академика Ивана Сеченова от работы в Медико-хирургической академии и сослать его… ни много ни мало в Соловецкий монастырь – «для смирения и исправления» за «предерзостное душепагубное и вредоносное учение».

Поводом к такой суровой мере послужили статья Сеченова «Рефлексы головного мозга» и личные беседы двух академиков – Сеченова и Исидора. Спор так и остался за скобками – на Соловки Сеченов сослан не был, но за границу на всякий случай выехал.

Митрополит Исидор еще долгое время служил Церкви и умер в 1892 году. Похоронен был в одной из церквей Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Завершая беседу и обзор книг, председатель и сотрудники отдела поделились планами. Недавно родилась идея создать экспозицию богословских книг из разрушенных храмов Тулы. Книги уцелели – храмы сровняли с землей. Церковная богослужебная литература – вот и все, что осталось от утраченных церквей. Но благодаря этим книжным памятникам храмы словно оживают в нашем сознании и получают новое бытие.

Кроме того, отделом планируется организовать отдельный цикл бесед по церковным книжным памятникам с презентацией литературы. Цикл охватит различные периоды церковного книгоиздания – ХIХ век, затем время полного запрета на православную литературу – время гонений, Великую Отечественную войну.

На очередную встречу с духовной книгой, чудом Божьего смотрения дошедшей до наших дней, приглашаются все желающие.

Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии, фото автора