В стенах Тульской духовной семинарии прошел очередной круглый стол, посвященный памяти, творческому и научному наследию Ивана Александровича Ильина – выдающегося философа, писатели и религиозного мыслителя, со дня рождения которого в этом году исполнилось 135 лет.
Организаторами события выступили Тульская духовная семинария и культурно-просветительский центр «Фавор», Международный фонд славянской письменности и культуры, Общероссийский молодежный журнал «Наша молодежь» при поддержке Правительства Тульской области.
На сей раз участники встречи, в числе которых были преподаватели и студенты Тульской духовной семинарии и светских высших учебных заведений, обратились к проблеме государства и монархии в понимании Ивана Ильина.
С приветственным словом к собравшимся обратилась Галина Григорьевна Фомина, советник – наставник Правительства Тульской области, которая выразила благодарность организаторам события и в первую очередь – Тульской духовной семинарии за то, что уже во второй раз в ее гостеприимных стенах проводятся подобные мероприятия.
Галина Григорьевна напомнила, что проблема формы государственной власти всегда были первостепенными в творчестве выдающегося мыслителя, над ней он работал более 40 лет.
Главный итог его трудов – книга «О монархии и республике», где он выразил свое понимание государства как образования, призванного удовлетворять, прежде всего, духовные, нежели физические потребности человека. Не менее важным в положении политической концепции Ивана Александровича о государстве является сочетание в нем свойств корпорации со свойствами учреждения.
Галина Григорьевна также коснулась трактовки выдающимся мыслителем таких форм правления как монархия и республика, проанализированных им в контексте правосознании народа. Для Ильина правосознание есть добровольное следование закону гражданами данного государства, а реализация такого следования – первостепенная задача правителя. Знакомясь с трудами Ивана Александровича, можно отметить его видимое расположение к монархии и неодобрительное – к республике, как и утверждение, что монархия – историческая форма правления для России. Все эти проблемы нашли отражение в сборнике его статей «Наши задачи», который вошел в историю русской философии как аксиома политической жизни.
«Дело жизни Ивана Александровича как религиозного философа – обновление духовных основ человечества, что позволило ему усмотреть причину мирового духовного кризиса – источника революции и разрушений, по его убеждению. Вместе с этим – увидеть и указать пути оздоровления и возрождения России.
Нынешняя Россия и современный мир существенно изменились по сравнению с тем временем, когда жил Иван Александрович. Изменилось и мировоззрение народа, его понимание сущности демократии, – произнесла в заключении Галина Фомина.- Однако его концепция органической теории государства и демократии находит отклик и в наши дни, она является неким обобщением, через которое можно проследить, что изменилось, а что осталось неизменным в сфере политики, культуры и правосознания граждан.
Труды Ильина – это живая связь между поколениями, они служат формированию русского национального характера. И если ты однажды перечитал его труды, то ты обязательно неоднократно вернешься к ним».
Запоминающимся и ярким получилось выступление Татьяны Алексеевны Есиной, кандидата философских наук, доцента кафедры социологии и политологии Тульского государственного университета, на тему: «Государство и общество: проблемы сегодняшнего дня».
Постоянно обращаясь к первоисточнику – избранным работам Ильина – Татьяна Алексеевна более детально рассмотрела понятие «правосознание», которое выдающийся мыслитель расценивал как явление духовное. В частности, в своей работе «О сущности правосознания» он подчеркивал, что « в законе и в праве должно содержаться нечто объективно священное, некий высший духовный смысл», как и то, что «человеку как существу духовному невозможно жить на земле вне права, ибо оно определяет и поддерживает социальные грани индивидуального духа».
Значительное внимание было уделено востребованности идей Ивана Ильина в настоящее время, когда наша страна сложнейших политических условиях решает массу насущных проблем. В этом контексте основной принцип философии права Ильина был рассмотрен во взаимосвязи с парадоксом русского национального правосознания, характеризующемся глубоким внутренним конфликтом между следованием букве и духу закона.
«Философия права, сформулированная Иваном Александровичем, лежит в основе нормального, здорового правосознания и вытекающей из него самодисциплины. Отношение к государству сегодня – это выражение неких классических постулатов правосознания, а оно базируется на вопросах, отражающих наши национальные традиции. По Ильину, восприятие гражданином государства тождественно проблеме восприятия им родной культуры, ее истоков, – подчеркнула Татьяна Есина.- Главное, чтобы современный российский гражданин, вне зависимости от своих политических убеждений, уважал свой народ, свое государство, правительство, руководителей страны и региона, депутатов любых уровней как представителей законно избранной им власти».
Студент 5 курса Тульской духовной семинарии Валентин Елисеев представил вниманию слушателей сообщение, посвященное Российской империи в начале 20 века, в период правления последнего Государя Николая II. Приведенные им сведения о законодательной деятельности, реформах в политической, экономической и социальных сферах убедительно показали, масштаб преобразований, произведенных в стране в относительно короткое время. Отдельное внимание было уделено соблюдению прав и свобод граждан. Впечатлили также и данные о повышении уровня благосостояния народа, увеличении естественного прироста населения, активном развитии системы образования и народного просвещения. Все эти факторы указывают на то, что в преддверии Первой мировой войны монархическая Россия в целом, вопреки сложившимся историческим стереотипам, была достаточно сильным государством с огромным потенциалом.
Так почему же стала возможна Октябрьская революция, которую все чаще именуют переворотом, что послужило ее причинами: несовершенство монархического правления, кризис духовности и национального самосознания или же вызванные войной экономические и социальные потрясения, политические и геополитические проблемы? Такими были основные тематические векторы дальнейшей дискуссии, происходившей в свободном формате. В процессе обсуждения приняли участие Дмитрий Анатольевич Овчинников, кандидат педагогических наук, преподаватель Института законоведения и управления, Юрий Сергеевич Алёшин, председатель Конгресса интеллигенции Тульской области, священник преподаватель Тульской духовной семинарии священник Павел Гаврилов, директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва, семинаристы.
Своеобразным итогом дискуссии при всем разнообразии мнений явилась цитата из работы Ивана Ильина «О монархии и республике»: «Катастрофа, разразившаяся в истории русского народа, произошла оттого, что на протяжении многих десятилетий, слагающихся в века, в душах меркла и исчезла духовная очевидность, т.е. верное восприятие и переживание великих духовных предметов – Откровения, Истины, добра, красоты и права. Так и произошла катастрофа…»
Тема актуальности философских воззрений Ильина на проблему отношений гражданина и государства получила дальнейшее развитие в выступлении Ивана Сергеевича Горбунова, редактора сайта общероссийского журнала «Наша молодежь». Он отметил, что современная российская молодежь в значительной степени пребывает в состоянии поиска ответов на сложные, порой противоречивые вопросы, касающиеся политической и социальной сферы; осмысливает такие понятия, как патриотизм, народное единство, национальная идея и т.д. Исходя из собственного опыта, Иван Сергеевич убедился, что именно в трудах Ильина можно найти нравственную и духовную опору, которая необходима каждому как полноценной личности, члену общества и гражданину.
К участникам встречи обратился Александр Александрович Егер, председатель Новороссийского отделения международного фонда славянской культуры и письменности, более двадцати лет занимающийся изучением и популяризацией трудов И.А. Ильина, один из инициаторов создания в Туле творческого и просветительского проекта , посвященного выдающемуся мыслителю.
«Отталкиваясь от известного слогана «Пушкин – это наше все», сегодня я, пропустив Ильина через сердце, убежден, что наше всё – это Иван Александрович Ильин. Его труды – это не только энциклопедия жизни русского народа, а всех народов нашей Отчизны. Никто так полноценно, объективно и глубоко не дал миру понятия о самых простых, но самых главных вещах в жизни, – поделился Александр Александрович.- О том, например, что добро не так, как зло, само по себе активно и слабее, но если люди добрые люди объединяются, то зло, как правило, отступает и проигрывает. Любовь, которая пребывает и в жизни каждого в отдельности на уровне семьи, и в формации государства в целом, в народе, является движущим началом любой жизни на Земле, начиная от примитивных форм и заканчивая высшей – человеком.
Именно человек по Божьему Промыслу оставляет после себя наследие другим поколениям. Возвращение наследия Ильина, его доступность широкому числу читающих и думающих людей – принципиально. И я не сомневаюсь, что на смену нынешнему поколению придут активные, любящие Россию молодые люди, которые предпримут всё возможное, чтобы наше Отечество преобразилось во всех отношениях, но прежде всего – духовно».
Продолжилось собрание выступлением Владимира Васильевича Куликова, профессора кафедры городского строительства и архитектуры Тульского Государственного университета, заслуженного архитектора РФ, действительного члена Академии архитектурного наследия: «Иван Александрович настолько велик и разнообразен, что говорить о нем можно долго. Но я для себя выбрал тему «Ильин как государственник», – обратился Владимир Васильевич к присутствующим.- Хочу отметить, как он мудро обращал внимание на проблемы российского государства, в его время еще незаметные. Однако сегодня мы понимаем, как он был прав. Иван Александрович беспокоился о том, что в Советском Союзе осуществляется неграмотная и недальновидная политика распределения населения и использования природных ресурсов. И, действительно, сегодня две трети населения нашей страны проживает в европейской части до Урала и лишь одна треть – за Уралом. В результате на европейской части территории испытывается нехватка рабочих мест, в то время как остальная территория со всем богатством ее ресурсов остается не освоена. Нельзя сказать, что эти вопросы государством не решаются. Но очевидно, что в этой области предстоит еще много работы, чтобы хотя бы возродить советскую систему целенаправленного распределения начинающих специалистов, восстановить контрактную систему. Я призываю всех, у кого есть идеи, поделиться ими с нашим правительством для совершения им дальнейших реформенных шагов».
В завершение встречи ее участники обратились к статье «Достойно избранный: памяти И.А.Ильина» Анатолия Петровича Ветошкина, доктора философских наук, профессора Московского государственного университета путей сообщения, директора духовно-просветительского центра им. И.А. Ильина, написанной к 60-летию со дня кончины великого философа, правоведа, писателя и историка. «Иван Александрович Ильин принадлежит к категории мыслителей, по-настоящему избранных. Ильин гармонично соединил в себе духовный огонь Православия, чувство слова А.С. Пушкина, провидчество и совестливое понимание Ф.М. Достоевского, волевое начало А.В. Суворова, государственный ум П.А. Столыпина и логическую мощь Гегеля».
В завершение организаторы и участники круглого стола выразили уверенность, что интересный проект, посвященный Ивану Александровичу Ильину как зачинателю идей, крайне важных для взращивания законопослушного, ответственного и творческого гражданина современной России, обязательно будет продолжен.
Марина Полянская, фото автора