В рамках организованного миссионерским отделом визита в Тульскую епархию сектовед, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент РАЦИРС Александр Дворкин прочитал для студентов исторического факультета ТГПУ имени Л. Н. Толстого лекцию «Искажение отечественной истории в современном неоязыческом движении»
Говоря о неоязычестве, историки, сектоведы имеют в виду так называемый нативизм (от латинского «natius» – родной). Это тот раздел неоязычества, который претендует на реконструкцию дохристианских верований древних славян. Но это – не отдельный феномен, а часть международного оккультного антихристианского движения New Age.
В конце ХХ века это движение стало самой распространенной религиозной системой, охватывающей разные аспекты жизни человека, и которое позиционирует себя, как работающая и действенная альтернатива «устаревшему и отжившему свой век христианству». По мнению создателей движения, «христианство – это уходящая «эра Рыб», на смену которой приходит восходящее солнце «эры Водолея».
Корни New Age – это спиритизм, теософия и молодежная контркультура 60-х годов прошлого века, точнее – присущие ей духовные эксперименты с галлюциногенами и восточными медицинскими практиками. Вообще, это движение напоминает винегрет из смеси сект, групп, сообществ, а также – мировоззрения лидеров. Так, что для него характерен самый широкий эклектизм.
Отличительная цель ньюэйджеского неоязычества – вытеснить из западноевропейской цивилизации все черты христианства, то есть – своего рода исторический реваншизм. Современное неоязыческое движение с претензией на восстановление дохристианского наследия началось с викканства – одно из форм современного ведьмовства, которое было основано оккультистом и эзотериком Джеральдом Гарднером. Он в 50-х годах ХХ века объявил о возрождении религии древних кельтов – друидизма.
Есть и другая форма ньюэйджевского ведьмовства, так называемое фери, включает в себя элементы гавайского язычества, вуду, сказок о феях, каббалы, африканского этнического язычества, тантризма и гностицизма, которое было основано Виктором Арадия также в 50-х годах.
Есть и радикальное феминистское дионическое ведьмовство, основанное в 70-х годах ХХ столетия Сусанной Будапешт.
Но ведьмовство – лишь один из путей ньюэйджевского неоязычества, прочие его формы – неошаманизм, церемониальная магия, реконструкторство, анимизм и так далее.
Довольно большое число людей не принадлежит эксклюзивно ни к одному из этих направлений, но каждый из них создает собственную эклектическую мешанину. Причем, они могут входить в группировки секты с авторским «коктейлем» уже готовых идей, либо придерживаться собственного, индивидуального пути.
Викканство или неодруидизм сегодня – одна из наиболее распространенных форм неоязычества, даже при том, что в нем отсутствует централизация, а учение может весьма заметно различаться в отдельных организациях. Общие элементы, присущие всему викканству – дуатеизм (наличие мужского и женского божества) и экологизм, а также его символ – пентакль (вписанная в круг звезда) – древний символ Люцифера. К слову, в США в середине 90-х годов он включен в список почитаемых общенациональных религиозных символов, что викканство получило официальный статус, позволивший ему иметь своих капелланов в армии, в тюрьмах и в больницах.
В России первая викканская община – «Ковен Ивовой Лощины», была официально зарегистрирована в 2011 году в Ижевске, есть и другие, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные группы, причем, их идеология сильно различается.
Если же говорить о нативизме, то он отличается от викканства по нескольким параметрам. Викканство появилось в 50-е годы в послевоенной Англии и несет в себе черты эзотерического движения – от Блаватской до Кроули, с элементами церемониальной магии. Нативизм – продукт соединения американской контркультуры 60- годов с феминистическими и экологическими движениями 70-х, а также – с историческим реконструкторством и основанными на фэнтезийной литературе ролевыми играми.
Так, что когда отечественные нативисты говорят о чем-то «исконно русском», то они ошибаются: идейные вдохновители проживают в Европе и за океаном.
Идеологи нативизма описывают его, как синтез исторического вдохновения и современной креативности (который, разумеется, сильно различается в каждой группе или секты). В отличие от рядовых членов движения, которые действительно верят в историческую достоверность той или иной реконструкции, лидеры нативистских сект, как правило, хорошо представляют себе эклектический характер своих учений и отдают себе отчет, что их «традициям» – не более полувека.
Среди присутствующих в России нативистских культов – еще более разнообразных и разрозненных, чем викканство и в целом ведьмовство, – можно выделить следующие направления: Асатру (германское неоязычество), Ромува Диевтриба (прибалтийское неоязычество), арманское солнцепоклонничество, эллинско-римское неоязычество, алтайский бурханизм, якутский неошаманизм, славянское неоязычество.
Их общие черты:
– политеизм (в отличие от викканского дуотеизма);
– экологизм, переходящий в поклонение природе (большая часть обрядов совершается на открытом воздухе, вне урбанистической обстановки). Что, впрочем, не исключает техническую продвинутость некоторых разновидностей нативизма, даже получивших наименование «техноязычества»;
– магизм, оккультизм и вера в работу с «энергиями» (Земли, космоса и пр.).
Но поскольку обычный человек не умеет работать с ними, он должен обращаться к кому-то более искусному – магу, жрецу, шаману, волхву и т.д.
Тот помоет добиться таких желанных результатов, как благосостояние. Исцеление от болезней и защиту от неблагоприятных воздействий.
– элементы индуизма, такие, как карма, чакры, аура и пр. Сюда же относится почитание Вед, провозглашенных базовой священной книгой человечества.
– мифологизм (гиперборейство, арийское происхождение славян, Атлантида и тому подобное), с опорой на фейковые источники (в случае с российским неоязычеством – это «Славяно-Арийские веды», «Велесова книга»), конспирология и теория заговора, тесно связанные с созданием альтернативных исторических повествований и систем.
– гуманизм и человекобожие. Практикующая ведьма Стархок считает: «Нам не от чего спасаться, не существует Бога вне мира, которого нужно бояться и подчиняться». Языческий жрец Дональд Фрей восклицает: «Как тогда мы можем достичь спасения? Да мы даже и не пытаемся этого сделать: мы не понимаем, от чего нас нужно спасать? Идея спасения предполагает, что было какое-то грехопадение, а это является самой фундаментальной ошибкой христианства».
– нативисты провозглашают индивидуалистический характер своей веры, что, тем не менее, чаще всего является лишь декларативным заявлением, ибо в их системе координат личность немыслима вне родовой или племенной общности, в которой она растворяется.
Начало распространения неоязыческих идей в русской культуре связано с процессом дехристианизации российского общества, особенно они проявились в творчестве целого ряда деятелей «серебряного века»: Валерия Брюсова, Андрея Белого, Дмитрия Мережсковского, Александр Скрябин.
К ним можно отнести и А. Луначарского, маршала М. Тухачевского и музыканта Н. Жиляева, близкого в свое время Скрябину. Согласно некоторым сведениям, еще в 1918 году Тухачевский и Жиляев составили «Проект уничтожения христианства» и восстановления древнего язычества, как «натуральной религии». Докладная записка с предложением объявить язычество государственной религией в РСФСР была подана Тухачевским в Совнарком. В Малом Совнаркоме проект был в повестке дня и серьезно обсуждался.
Но язычество Тухачевского было похоронено вместе с ним. Современный славянский нативизм появился лишь в 70-е годы ХХ века, когда очевидно под влиянием уже зародившегося на Западе нативизма, в московских и питерских интеллигентских кругах стали появляться самозваные волхвы.
Первым обрел известность Доброслав – Алексей Александрович Добровольский, человек с бурной биографией.
В своем становлении он прошел через сталинизм, неонацизм, затем был крещен Глебом Якуниным и примкнул к диссидентскому движению. После ареста дал показания на своих товарищей и отделался самым легким сроком.
Выйдя на свободу, занялся, как он считал, реконструкцией славянского язычества – правда, на оккультно-фашистской основе.
Популяризацией неоязыческой идеологии также послужили труды академика Б.А. Рыбакова и сочинения писателя В.Д. Иванова, автора псевдоисторических романов «Русь изначальная», «Русь великая».
Кстати, представленная Ивановым реконструкторская мифологизированная и идеализированная картина древнего славянского язычества в те же 70-е получила поддержку советского агитпропа. По его роману был снят фэтезийный фильм с участием известных актеров.
Случайно или нет, но в те же годы в массовом прокате стали появляться первые фильмы с популяризацией йоги («Индийские йоги – кто они?»), уфологии, телекинеза, телепатии, экстрасенсорики и прочего.
Все это представлялось зрителям, как пока еще неподвластные науке загадки природы. Лекции на эти и схожие темы вошли в темы пропагандистов общества «Знание», в печати стали появляться первые гороскопы.
Тогда же в самиздате стали появляться первые рассуждения предшественников Фоменко о необходимости пересмотра общепринятой хронологии. Распространялись эти труды почти легально. Так, что можно сделать обоснованное предположение, что вся эта ньюэйджевско-неоязыческая обойма была легитимизирована и пущена в ограниченный прокат в качестве альтернативы начинающемуся в те же годы возрождению православия.
Так что к началу перестройки и принесенному ею идеологическому плюрализму неоязычество уже заняло определенную нишу в нашей стране.
Труды академика Рыбакова помогли созданию начальных основ нативистских реконструкций, а идеологизированные мифы из советских учебников о «кровавом крещении Руси» способствовали формированию общей атмосферы доверия к неоязыческим псевдоисторическим реконструкторам.
А начало широкой публикации трудов А.Т. Фоменко сыграло значительную роль в их дальнейшей популяризации.
В целом, весьма пестрый и раздробленный современный русский нативизм можно условно разделить на 2 идеологические группировки: радикально-политическую, смыкающуюся с неонацизмом, и – природно-экологическую, связанную с альтернативной медициной, вегетарианством и прочее.
Но количество людей, полностью или хотя бы частично разделяющих неоязыческую идеологию, гораздо шире, чем число адептов этих сект.
А число тех, кто воспринимает элементы оккультного мировоззрения, из которого произрастает неоязычество, еще шире и составляет большинство нашего общества – как и большинство населения стран, еще совсем недавно принадлежащих к христианской цивилизации.
Оккультное мировоззрение активно пропагандируется голливудской кинопродукцией – одним из самых мощных инструментов воздействия на массовое сознание. Впрочем, и наши СМИ не отстают: оккультизм является чуть ли не официальным мировоззрением российского ТВ, и пропагандируется в целом ряде передач и шоу.
Затем в своей лекции Александр Дворкин перечислил основные аргументы российских неоязычников и их историческая несостоятельность, а затем ответил на вопросы слушателей.
Пресс-служба миссионерского отдела