Правовая консультация при миссионерском отделе Тульской епархии – явление уникальное: правоведы ведут бесплатный прием при Свято-Вознесенском храме. Этот опыт заинтересовал даже Синодальный отдел по социальному служению Московской Патриархии: на его сайте была размещена информация о работе туляков.
Она появилась лет десять назад при Общественной палате Тульской области, потом стала автономной, и ее активисты по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия и приглашению миссионерского отдела епархии стали принимать здесь всех, кому нужна помощь.
Первая запись в журнале посетителей сделана 7 октября 2010 года, и за э то время было почти 2000 обращений, причем некоторые люди приходят сюда по нескольку раз по разным вопросам, как рассказали правовые консультанты на общественных началах Владимир Константинович Белов, Иван Матвеевич Винников и Олег Дмитриевич Щербаков.
– Мы работаем по четвергам с 11 до 14 часов, и чаще всего обращаются социально незащищенные, малоимущие люди, – пояснил Олег Дмитриевич. – У человека обеспеченного есть возможность нанять дорогостоящего адвоката, а как быть пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям – тем, у кого низкий достаток и не хватает средств даже на продукты, но происходит что-то сложное в жизни. При этом у наших специалистов квалификация не ниже, чем у тех адвокатов, что дорого берут за свои услуги.
К примеру, к нам приходил на прием пожилой человек, у которого в 2011 году умерла жена. И в том же году он отключил стационарный телефон в их квартире: написал заявление в Ростелеком, в котором отказывался от их услуг, заплатил все долги. И вдруг спустя три года ему приходит из Ростелекома квитанция, в которой требуют вернуть неуплату в 1,5 тысячи рублей, и он не знал, что делать. Когда мы начали разбираться, оказалось, что стационарная точка была оформлена еще на его тещу, умершую в 1984 году, и почему ему звонят и пугают судебным приставом, который опишет все имущество, так и не смогли понять. Я работаю в Тульской областной ассоциации по защите прав потребителей, по своим каналам связался с московскими коллегами, все уточнил. И все прояснилось: не было никаких оснований присылать этому старику счет, поскольку телефоном три года никто не пользовался. А то, что эта точка после смерти главной владелицы в 1984 году даже не была переведена на ее дочь – супругу обратившегося к нам человека – прямое нарушение. И перед тем мужчиной извинились, платить ему ничего не пришлось…
Или пришла к правоведам пенсионерка, вся в слезах: ее муж, инвалид, брал кредит в 30 тысяч рублей. При этом заплатил за страховку своей жизни: если с ним что-то случается, то остаток суммы должна погасить страховая компания, которой и являлся все тот же банк, выдавший кредит. Но старик умер, не успев выплатить остаток кредита 5 тысяч рублей, и в банке вдове сказали, что она должна выплатить не только оставшуюся сумму, но и проценты – всего 25 тысяч рублей. Бедная женщина чуть не лишилась чувств, и в отчаянии пришла в храм, где ей и подсказал кто-то из прихожан, что там есть правовая консультация. Щербакову пришлось объяснять служащим банка, что здесь тот страховой случай, когда заемщик умер, и его долг – это долг страховой компании, то есть этого же банка. В случае, если не согласятся, Олег Дмитриевич предложил встретиться в суде. Но до крайности не дошло, пенсионерку оставили в покое.
Много бывает обращений, касающихся наследства, выяснения отношений между родственниками: в России – увы! – не принято писать завещания и держать в порядке бумаги. Случаи, когда наследники известны заранее, можно пересчитать по пальцам, в основном же полная неразбериха.
– Когда мы начинали работать, львиную долю обращений составляли те, в которых речь шла о проблемах с ЖКХ, начислении пенсий, – вступил в разговор Владимир Константинович Белов. – А на втором месте – жалобы на бездействие местных чиновников. На сегодняшний день картина несколько изменилась, лидируют жалобы о земельных спорах, что связано с массовой застройкой. К нам едут люди не только со всей Тулы, но и из Дубны, Узловой, Новомосковска, Алексина, Белева, Ефремов, больше всего – из Ленинского. И мы стараемся помочь старушкам, на землю которых есть множество претендентов, желающих «построить коттеджик», как писал Шукшин. Почему бабушкам? Да ведь молодых не облапошишь, они грамотные, знают свои права, а тут и сил уже нет у человека, и здоровье не то – от потрясений, от перспективы переселиться из дома родного на улицу то и дело давление подскакивает. У меня недавно пенсионерка тут плакала: «Двадцать лет на своем огороде морковку содила- содила, огурцы содила-содила, а теперь говорят: “Ты тут никто, освободи этот участок!”..» Оказывается, за ее спиной ее же собственность умудрились кому-то продать – представляете? И мы уже третий месяц в суде доказываем незаконность той сделки, бабульке прямо в суд уже дважды «скорую» вызывали… Ничего, разберемся, несправедливость не должна торжествовать.
– Хоть наша православная правовая консультация находится при православном храме, сюда приходят люди разных национальностей и конфессий, – пояснил секретарь миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов. – Примем и сектантов, если обратятся: они граждане Российской Федерации и имеют право получить помощь. И потом, мы, как христиане, никогда не оттолкнем человека, попавшего в беду. За помощью в правовую консультацию обращаются и родственники людей, попавших в секту. Ведь новоявленные «братья» и «сестры» не всегда действуют бескорыстно, бывает нацеливаются и на имущество нового адепта. К примеру, недавно приезжали трое мужчин, чью маму так обработали сектанты, что они опасались за квартиру. А сыновья, хоть и законные наследники, могли остаться ни с чем. Вот и разбирались, где сектанты могли нарушить закон. Еще много обращений на так называемых знахарей и лекарей, после действий которых ухудшается здоровье их пациентов. Главное, все, кто обращается в нашу правовую консультацию, знают: здесь не останутся равнодушными к их беде, всегда помогут, свяжутся с нужными инстанциями, а если есть потребность у человека в беседе со священником, то он получит утешение, сможет облегчить душу.
Пресс-служба миссионерского отдела