В православной общине Свято-Никольского храма при ИК-6 состоялось первое заседание литературного клуба.

Автор этого проекта Александр Лысенков подчеркивает, что он появился не на пустом месте: «У нас в колонии, кроме обычной библиотеки, работает и библиотека храма. В последнее время интерес осужденных к литературе ощутимо вырос, что потребовало поиска новых форм работы, организации обсуждения прочитанного, осмысления произведений самых разных жанров с православной точки зрения».

Первое заседание клуба было посвящено относительно новому явлению, появившемуся в русскоязычном литературном пространстве в последние 7-8 лет — книгам о так называемых «попаданцах»,  путешественниках во времени, попавших из современности в прошлое и пытающихся изменить окружающий их там мир на основе «послезнания». Важно подчеркнуть, что этот жанр, пусть и основанный на традициях научной фантастики, появился на просторах интернета силами тысяч самодеятельных авторов, а следовательно  отвечает запросам и пожеланиям читающей публики самым прямым образом. И уже «народная популярность» жанра привлекла к нему профессиональных авторов, в свою очередь существенно повлиявших на общее качество текста.

На заседании клуба были выделены характерные особенности «хронофантастики». Прежде всего, это попытки героев изменить негативные процессы, связанные со страной в целом. Ни один из героев не ищет только личного процветания, а направляет все силы на предотвращение известных по истории катастроф: поражение в русско-японской войне, неготовность к Первой мировой, Октябрьской революции 1917 года.

Второй и принципиально важной особенностью данного жанра является то, что, по мнению большинства авторов, никакие позитивные изменения в стране невозможны без активного участия православной Церкви. При этом, в общем псевдоисторическом контексте действуют реальные исторические персонажи, такие как святые праведный Иоанн Кронштадтский или Патриарх Тихон.

А вот третья особенность жанра, отмеченная участниками обсуждения, непосредственно вытекает из второй — при самом искреннем стремлении корректно смоделировать социально-исторические процессы, авторам мешает самая банальная неграмотность в вопросах не только богословия, но даже в вопросах основ вероучения. Достаточно привести такой курьезный пример — один из маститых авторов, герой которого попал из XXI века во времена Бориса Годунова, пишет о том, как отряд православных монахов «отправили на обучение в монастырь Шао-линь».

Поскольку жанр «хронофантастики» появился и продолжает развиваться именно в молодежной среде, его характерные черты помогают понять и то, что происходит сегодня в наиболее активной части общества. А это значит, что повод для оптимизма все-таки есть, потому что при искренней любви к Родине и желании изменить развитие страны к лучшему, повысить грамотность в отношении основ православного вероучения не так сложно. А следовательно, даже такой, с первого взгляда, «легкий жанр» займет не последнее место в стремлении общества к позитивному развитию.

В конце заседания состоялось конкурсное голосование за книгу-лидера в данном жанре. Подавляющим большинством голосов победил цикл Романа Золотникова «Генерал-адмирал».

Дмитрий Комаров