В первый день августа Россия вместе с другими европейскими державами вспоминает трагическую дату – 100-летие начала Первой мировой войны – кровавого побоища, изменившего систему мирового устройства и унесшего миллионы человеческих жизней.
В войну такого масштаба, когда ареной боевых действий стал весь мир, были вовлечены все слои государства российского. Вполне закономерно, что участниками исторических событий стали православные священнослужители. Защита Отечества во все времена была священным долгом русского человека. Русская Православная Церковь всегда благословляла воинов на их ратный подвиг и труд. Мы знаем, что преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в подкрепление воинов-монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя», освятив служение воина-защитника.
Со вступлением Российской империи в войну в народе произошёл всплеск патриотизма. Общество, включая интеллигенцию, обратилось к своим корням, к своей русскости, что подразумевало и исповедание православия. Процессу объединения, сплочения российского общества, формированию морального духа сражающихся воинов и тех, кто вносил свой вклад в борьбу с врагом в тылу, способствовала и активная позиция самой Церкви.
С началом войны с особой силой повсюду зазвучала церковная проповедь. По Высочайшему манифесту от 20 июля 1914 года о войне с Германией во всех православных храмах проводились «вседневные молитвы о победе над врагом» и литургические сугубые молитвы о здравии и упокоении с публичным провозглашением имен поминаемых.
В августе 1914 года Святейший Синод издал особый указ, в котором призывал монастыри, церкви и самих прихожан жертвовать «на врачевание раненых и больных воинов», собирать средства в пользу Красного Креста, проявить заботу о семьях погибших и раненых воинов, искать помещения под госпитали и приюты для сирот, готовить людей, способных ухаживать за больными и беспризорными. Церковь обратилась ко всем православным людям с просьбой «оставить взаимное несогласие, ссоры, сплотиться».
От духовенства требовалось взять на себя все заботы по организации работы на местах.
Белое духовенство, монахи и десятки тысяч церковных приходов по всей Российской империи отозвались на призыв Святейшего Синода. В считанные недели лазареты и санатории для воинов появились в десятках городов; сестрами милосердия в них становились прихожанки храмов и в первую очередь матушки – жены священников.
Чтобы составить представление о вкладе священнослужителей Тульской епархии в поддержку российский воинов обратимся к статье Ольги Лисицыной, ассистента кафедры истории и культурологии Тульского государственного университета, под названием «К вопросу об организации благотворительной и патриотической деятельности тульского духовенства в годы Первой мировой войны», основанной на архивных источниках.
В этой научной работе в частности указывается, что «по отчетам Синода наиболее значительные единовременные пожертвования в 1914 году поступили от Тульской губернии – 12000 руб. после Екатеринославской – 25000 руб. и Донской – 20000 руб., всего -10 губерний».
Почти в каждом приходе согласно определению Святейшего Синода были учреждены Приходские попечительные советы для помощи семьям лиц, призванных в армию. Эти народные органы собирали и раздавали деньги, продукты, вещи, зерно, доставляли дрова, уголь, чинили разрушившиеся постройки.
Православное духовенство не только проводило часы в искренней молитве о даровании победы, в праведных трудах по оказанию материальной помощи и поддержке фронту и тылу, благословляя при этом на ратный подвиг солдат и офицеров, отправляющихся на передовую. Епархии отбирали из своей среды священнослужителей, которые добровольно следовали в действующую армию для исполнения пастырского служения, как в войсковых частях, так и в госпиталях. Как свидетельствуют историки, из числа таких священников создавались так называемые «духовные отряды». В общей сложности в период с 1914 по 1917 годы в армию и флот войсковыми священниками были зачислены более 5 тысяч человек.
Довольно часто воины в рясах шли в бой в первых рядах, вдохновляя своим поступком других бойцов. В годы Первой мировой войны священник вместе с другими воинами принимал на себя вражеский удар, поддерживал боевых товарищей добрым словом, вселяя в них смелость, выносил с поля боя раненых, принимал исповедь, совершал причастие и отпевал убиенных. Известны случаи беспримерного мужества, поразительной храбрости и недюжинной выносливости, которые проявляли эти солдаты-молитвенники. По неуточненным данным за отличие в боях царских военных наград были удостоены 640 православных священников.
Один из выдающихся российский военачальников, герой Первой мировой, генерал Алексей Алексеевич Брусилов в своих воспоминаниях о тяжелом поражении русских войск в 1915 году после Горлицкого прорыва написал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
Не стоит забывать, что в это время военное духовенство противостояло не только внешнему врагу, но и большевистской пропаганде, неудачам на фронтах, приводящим к огромным человеческим потерям, перебоям в снабжении войск. Однако со временем эти негативные явления только усиливались, привычные моральные и нравственные устои российских солдат и офицеров сознательно расшатывались, что в результате приводило к пораженческим настроениям и массовому дезертирству. Скатывание армии и народа в пропасть революции и воинствующего атеизма были неизбежны…
Миновали десятилетия после окончания Первой мировой войны. Но до сих пор не умолкают споры о том, кто же одержал в ней победу… Парадокс и ужас этого многолетнего театра военных действий, захватившего весь мир и унесшего жизни десятков миллионов людей, заключается в его беспощадной бессмысленности. Но это нисколько не умаляет подвиг смелых людей, которые воевали и отдали жизни за свою родную землю. А тем более подвиг священнослужителей, которые могли остаться в тылу, но предпочли встать в военный строй.
Православное духовенство в годы Первой мировой войны, исполняющее свои пастырские обязанности на фронте, в госпитале, на приходах или в приютах для сирот, являло собой силу веры Христовой, которая помогала русскому народу на протяжении веков выдерживать все войны и испытания. И наш христианский долг – пронести в своем сердце память о них и извлечь из их жизней пользу для собственной души.
Марина Полянская, фото с сайтов: http://hero1914.com; http://topwar.ru; http://diletant.ru