В Миссионерском отделе Тульской епархии состоялось 6-е заседание Миссионерской коллегии, в котором приняли участие помощники благочинных по миссионерской работе и сотрудники Центра противодействия экстремизму УВД Тульской области.
Открыл заседание председатель отдела иерей Павел Картушин, который в своем докладе рассказал собравшимся, что 20 июня 2014 Госдума приняла в третьем чтении законопроект, ужесточающий наказание за финансирование экстремизма. Изменения будут внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в принятые ранее законы о противодействии экстремизму и терроризму.
В ряд статей УК и УПК предложены дополнения: после слова “терроризм” в них появится также словосочетание “экстремистская деятельность”.
Одновременно стало известно, что МВД России разработало проект стратегии противодействия экстремизму в России до 2025 года.
Закон “О противодействии экстремистской деятельности” был принят в России в 2002 году. За последнее время российские законодатели не раз принимали решения об ужесточении ответственности за экстремизм.
В январе были приняты поправки, которые ввели более суровое наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, организацию экстремистского сообщества, возбуждение ненависти, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка и религии.
В конце прошлого года законодатели приняли решение о досудебной блокировке интернет-сайтов, которые размещают в сети экстремистскую информацию. Это касалось призывов к массовым беспорядкам, участия в террористической деятельности, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.
Отец Павел также отметил, что 9 июня 2014 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему “Противодействие радикализации религиозных течений и развитие межконфессионального и межнационального диалога”. Участники выступили с докладами, в которых затронули такие вопросы, как: педагогическая профилактика экстремизма в молодежной среде, культурные и просветительские проекты, патриотическое воспитание, межконфессиональный диалог и сотрудничество в вопросах интеграфии и адаптации трудовых мигрантов, духовные аспекты работы по противостоянию экстремизму, активность сект и радикальный религиозных течений и противостояние им.
Круглый стол проведён при координации Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы на площадке Московского дома национальностей и был посвящён обсуждению проблематики радикальных тенденций в неоязычестве и других религиозных течений.
Сотрудники Тульского Центра противодействия экстремизму рассказали, что сегодня в целом, проявления радикализации общественных настроений имеют многообразный характер. При этом зачастую религиозная мотивация или фразеология используются определёнными радикальными силами лишь в качестве инструмента для более эффективного достижения своих экстремистских целей. Глобализация современного мира, всё более масштабные миграционные процессы приводят к активизации агрессивной ксенофобии и национализма, направленных, в том числе, на мигрантов.
Религиозные традиции в ходе своего формирования и исторического развития выработали как инструменты взаимного противостояния, подавления иноверных сообществ, так и механизмы поддержания с ними мирного сосуществования. Опыт взаимоуважительного диалога в высшей степени востребован и активно реализуется в России. Однако приходится констатировать, что на современном этапе в нашей стране и на сопредельных пространствах признаки и тенденции радикализма, экстремизма проявляют себя, в том числе, через различные религиозные традиции. Как представляется, истоки радикальной и экстремистской практики коренятся, прежде всего, в определении “иного” как врага. Восприятие людей иной веры как неполноценных, фактическое исключение их из человеческого сообщества таит в себе угрозу “расчеловечивания”, выведения целых групп людей за рамки человечества как фальшивого оправдания для их уничтожения. Именно по этому пути следовал германский нацизм, породивший чудовищную практику дискриминации и геноцида по расовому, национальному, физическому, идеологическому признаку.
Трагический опыт истории XX века заставляет нас с особым вниманием отнестись к едва заметным сейчас признакам развития радикальных националистических и религиозных идей, претендующих на оправдание покушений на здоровье и жизнь людей.
Традиционные религии признают за всеми людьми базовое, данное свыше человеческое достоинство, являющееся залогом их физической неприкосновенности.
На заседании в Миссионерском отделе состоялся разговор о том, что в Тульской области обстановка, в целом, благополучная, и представители традиционных религий сосуществуют вполне мирно. Есть примеры смешанных браков, при этом за детьми, рожденными в такой семье, оставляют право выбирать религию самостоятельно, когда подрастут, об этом говорили представители разных благочиний.
При этом отмечалось, что знакомство с духовными ценностями и моральными нормами различных религиозных традиций России в их многообразии и глубине благотворно влияет на обстановку в регионе.
Пресс-служба Миссионерского отдела