Группа Тульского епархиального паломнического центра недавно вернулась из длительного паломничества по старинным монастырям Ярославской митрополии и Вологодской епархии.
Словно в Константинополе побывали…
По дороге паломники не раз останавливались для молитвы и поклонения святыням в монастырях других епархий. Вначале побывали в Спасо-Влахернском женском монастыре, что находится в поселке Деденево Дмитровского района Московской области. Внимание паломников привлекли небесно-голубые купола, выглядывающие из-за деревьев. Зашли в собор Спаса Нерукотворного, помолились за здравие друзей и близких, почтили память ушедших.
Необычно название монастыря. Спасо-Влахернский монастырь своим названием обязан фамильной святыне рода Головиных — иконе Влахернской Божией Матери. Был в Влахернах, в западной части Константинополя, Богородичный храм, где находилась икона Божией Матери «Одигитрия». После взятия турками Константинополя эту икону для безопасности переправили на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Богоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. В Спасо-Влахернском монастыре села Деденева хранился один из слепков икон.
После того как не стало безбожной власти – в 1992 году икону Влахернской Божией Матери написал заново хотьковский монах Иона. С особым благоговением тульские паломники поклонились чудотворной иконе, помолились о своих родных и близких, попросили благословения на свое паломничество.
Спасо-Влахернский монастырь очень красив. Видно, что монастырь восстанавливают, и восстанавливают с любовью и тщанием, как это могут делать люди верующие. Повсюду цветы, ухоженные дорожки, для маленьких посетителей устроена детская площадка со деревянным бычком, словно из сказки. Удивила паломников большая поляна с полевыми цветами – полевые маки и гвоздики самых разных расцветок, ромашки, надо которыми жужжали шмели, летали бабочки, – уходить оттуда совершенно не хотелось! Но нужно было ехать дальше.
Память о прп. Сергии и свт. Николае в глубинке России
После Деденева наши паломники отправились в глубинку России. Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
Экскурсию для паломников провела одна из монахинь монастыря. По легенде, Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона свт. Николая, и на ее месте (там, где сейчас и находится монастырь) был построен храм. В то время монастырь был мужским.
В 1903 году было решено преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался расцвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Икона свт. Николая Чудотворца почиталась по-прежнему.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитскому мужскому монастырю как скит. А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный. Когда первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь, тогда это было заброшенное и глухое место. Потом началось строительство монастыря. Сейчас в монастыре тридцать сестер.
Тульским паломникам понравились росписи храма, освященного в честь святой блаженной Ксении, Успенский величавый собор с необыкновенной деревянной резьбой внутри, подземная церковь во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, храм в честь прп. Сергия Радонежского, который как две капли воды похож на храм с картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца. Красиво обустроен святой источник, такая уютная часовенка над ним!
Тульские паломники с радостью побывали в этом монастыре и верят, что по молитвам ее небесных покровителей святителя Николая и прп. Сергия Господь услышал их просьбы и молитвы!
На родине преподобного Сергия Радонежского
В Троице-Сергиевом Варницком монастыре у тульских паломников была возможность поклониться кресту, установленному на том месте, где, согласно преданию, произошла встреча отрока Варфоломея (мирское имя преподобного Сергия) с Ангелом Господнем.
Обитель в Варницах была основана в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом преподобного Сергия Радонежского. Это один из наиболее красивых русских монастырей, в архитектуре которого сочеталась удивительная легкость и воздушность со спокойной и монументальной статью. Тишина и покой! Воздух просто звенит.
В конце 90-х годов прошлого века монастырь начал новый этап своей истории. В Троице-Сергиевом Варницком монастыре тульским паломникам подробно рассказали о быте и уставе жизни учащихся православной гимназии с пансионным проживанием, которая действует в Варницах при монастыре. Эта православная гимназия является образцовой, здесь учатся около 70 человек. Юноши получают среднее образование и тот мировоззренческий православный базис, который необходим любому христианину перед вступлением во взрослую жизнь. Отрадно было видеть шестнадцатилетних юношей, которые еще не велики возрастом, но уже отличаются от своих светских сверстников духовной зрелостью и рассудительностью, что очень редко свойственно студентам мирских гимназий и лицеев.
Экскурсовод, воспитанник православной гимназии, которая располагается на территории монастыря, рассказал об истории Варницкой обители, ее возрождении, о юбилее в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, о строительстве и обновлении храмов.
– Сюда можно ехать хотя бы ради того, чтобы побывать на месте, где юный Варфоломей встретил старца-схимника (на этом месте сразу за воротами монастыря установлен крест), – поделилась после поездки своими впечатлениями Елена Кабанова. – В монастыре нам сказали, что Варфоломей жил здесь с родителями до 17 лет, а потом переехал в Радонеж.
– Православные монастыри на самом деле и есть воспитатели русского православного духа – такие как, Варницкий монастырь, – добавила Елена Митяева.
Поблагодарив Бога и Его святого угодника преподобного Серия, тульские паломники отправились далее.
Всех нас объединяет вера православная
Свято-Введенский Толгский женский монастырь гостеприимно встретил тульских паломников в великолепии солнечного дня, золотых куполов и радушия насельниц. Порадовала обстоятельная экскурсия по истории возникновения монастыря, обретения чудотворной Толгской иконы Божией Матери.
Толгская икона Царицы Небесной впечатляет своей древностью – и умилением склонившейся Богоматери к Иисусу Христу. Помолились на всенощной. Храм светел и праздничен. Приложились к мощам святителя Игнатия Брянчанинова и частицам мощей множества святых.
– Все это время мы провели с Господом и Матерью Божьей в благодатной атмосфере Ее монастыря, прикоснулись к великим святыням, и, как всегда после таких поездок, что-то в нас неуловимо изменилось. Дай Бог нам сохранить это состояния души как можно бережнее, – сказала Вера Миляева. – Мне еще хочется отметить, что все это наше путешествие прошло на редкость гладко, и не было ни единой мелочи, которая могла бы его хоть сколько-нибудь омрачить. Все было просто и хорошо.
Тульские паломники побывали в Толгской обители в день празднования его юбилея – 700-летия Толгского монастыря. Утром состоялась Божественная литургия, которую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На юбилей обители приехало большое количество народу. Событие это, безусловно, общероссийского масштаба. Богослужение проходило на улице, так как в храме не смогли разместиться все молящиеся. К концу службы пошел дождь. Но как только началась проповедь, капли дождя перестали быть ощутимыми, ведь речь шла о терпении.
«Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником – 700-летием Свято-Введенской Толгской обители. Мы вдумаемся в эту цифру, и поймем, что не одна эпоха прошла. Сколько всего изменилось. Всех нас соединяет вера православная»,— отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
– В поездке нам, слава Богу, удалось приложиться к главным святыням Толгского монастыря – Ризе Господней (часть Ризы в ковчеге выносится во время богослужения на центр храма), Толгской иконе Пресвятой Богородицы, а также мощам свт. Игнатия Брянчанинова, – сказала Татьяна Комарова. – Услышала от одной сестры монастыря, что святые – это друзья Христа. Очень мне эта фраза запомнилась.
Толгский монастырь хранит невероятное множество частиц мощей святых. Умиротворение и радость сопровождались чувством необходимости подготовки к исповеди и причастию. Праздничная литургия запомнилась тульским паломникам, кроме всего, чудесным пением сестринского хора. Многим подумалось, что такое молитвенное пение Господь хорошо слышит. Сердце наполнялось благодарностью Богородице, на время приютившей паломников в благодатной обители.
Диво дивное в русской глуши
Вологда, Кириллов, Ферапонтово… Белозерье! Сами эти названия звучат для русского человека как тайна и мечта. В поездке тульские паломники познакомились со старинным русским городом Вологдой. Древний кремль, величественный Софийский собор, Спасо-Прилуцкий монастырь! Экскурсия в Вологду стала настоящим открытием для паломников.
Всего лишь в ста километрах потрясающее чудо русского Севера — Кирилло-Белозерский Свято-Успенский монастырь. Монастырь удивляет своей мощью и суровой красотой. Во время экскурсии увидели великолепную коллекцию древней русской иконописи. Гордость Кирилло-Белозерского музея-заповедника – крупнейшее на Вологодчине собрание книг. Здесь есть такие раритеты, как Евангелие XVII века и подлинник грамоты царя Алексея Михайловича архимандриту Кирилло-Белозерской обители.
Кириллов монастырь так велик, что даже его части называются: Старый город и Новый город. В последнем находится одна из самых запоминающихся построек монастыря – надвратная церковь Преображения Господня, построенная при Борисе Годунове. Проходя под церковной аркой, можно выйти к красивейшему берегу Сиверского озера, которое освящают дважды в год: в день памяти Кирилла Белозерского и на Успение.
Кирилло-Белозерский монастырь был основан монахом московского Симонова монастыря Кириллом, учеником и последователем Сергия Радонежского. Приняв постриг и войдя иноком в 1380 году в Симонову обитель, Кирилл через несколько лет уже занимал важный пост архимандрита этого монастыря.
Спустя тридцать лет, он неожиданно удаляется на Север. Вместе с ним уходит и инок Ферапонт, незадолго до этого побывавший на Севере, где Симонов монастырь имел свою вотчину – село Едому.
Как повествует житие Кирилла, попав в Белозерье, они как-то взошли на гору Мауру (по дороге между Кирилловым и Горицким монастырями) и увидели прекрасные дали – леса, луга, озера. Решив обосноваться в этих краях, в месте уединенном, «тесном», «жестком» и безмолвном, Кирилл останавливает свой выбор на небольшом пригорке в лесу у Сиверского озера, где ставит деревянный крест и выкапывает землянку.
Ферапонт, ища место «гладкое» и «просторное», вскоре «разлучился» с другом и обосновал свою обитель в 19 километрах северо-восточнее Кириллова.
На невысоком холме между озерами, в безмолвии и тишине притаилось село Ферапонтово — «диво дивное в русской глуши». В далекие годы всего за месяц расписала храм Рождества Богородицы артель мастеров во главе с прославленным московским художником Дионисием. Фрески Рождественского собора — единственный полностью сохранившийся ансамбль монументальной живописи XV века.
Побывали тульские паломники в Спасо-Прилуцком мужском монастыре. Основан в конце XIV века учеником Сергия Радонежского – преподобным Димитрием Прилуцким. Находится на северо-восточной окраине города, на левом берегу реки Вологды. Спасо-Прилуцкий монастырь свое название получил по главному храму монастыря – Всемилостивого Спаса и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.
Монастырь является одним из самых древних и больших северных монастырей. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Средства на постройку монастыря давал Дмитрий Донской, так как преподобный Дмитрий был крестным отцом его детей.
Здесь сохранился уникальный ансамбль оригинальных зданий монастыря, которые практически не подвергались изменениям с начала своего основания.
В одном из соборов мужского монастыря покоятся мощи его основателя Димитрия Прилуцкого. Несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, болезнь приняла достаточно серьезный характер. По свидетельствам очевидцев, только после обращения с молитвой к святому люди начинали исцеляться.
В Спасо-Прилуцком монастыре паломники поклонились святыням: здесь мощи прп. Димитрия Прилуцкого и святых благоверных князей Угличских – Игнатия и Димитрия – почивают под спудом в нижнем храме собора. Посох прп. Димитрия Прилуцкого. Список с чудотворной иконы прп. Димитрия. Кладезь, выкопанный преподобным Димитрием.
– Поездка в старинные монастыри очень понравилась. Порой, оказавшись в святом месте, начинаешь понимать, что именно здесь люди живут настоящей жизнью, именно здесь есть непреходящее счастье и радость. Главное отделяется от второстепенного, снимается напускное и ненужное, и оказываешься такой, какая есть, – отметила Зинаида Давыденкова. – Это огромная радость: обретение себя настоящего. И очень не хочется ее растерять, вернувшись обратно. Поражает удивительное единение людей, разных по характеру, профессии, социальному статусу, материальному положению. Границы стираются. Перед Богом – все равны.
– Есть в России история, монастыри, святыни, духовная жизнь, исцеления, духовная радость от братского общения, от посещения святынь, – отмечали после поездки паломники. – Жив русский дух, а порадеем – и еще как расцветет православная Русь!
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломника Геннадия Белова