Группа Тульского епархиального паломнического центра недавно поклонилась святыням Греции. В самом начале своего паломничества паломники отправились на Святую Гору Афон, а женская часть группы – паломницы – совершили круиз вдоль  полуострова Афон.

Конечно, впечатления паломников-мужчин были несравнимо ярче и душевнее, ведь они побывали в духовных центрах – монастырях, где постоянно совершаются богослужения.

Планировать на Афоне что-либо бесполезно: Хозяйка горы Афонской – Пресвятая Богородица все Сама решит, направив паломников по тому маршруту, который им нужнее всего. Так получилось и с тульскими паломниками

…Подъем в 7 утра и получение диамонтирионов в конторке на берегу. Этот документ дает право пребывания на Афоне в течение нескольких дней.

Паром «Агиос Пантелеимон» отплывает из Уранополиса в порт Дафни в 9:45 с остановками на побережье полуострова. При входе проверяют паспорт и диамонтирион. Сначала тульские паломники доплыли до главного порта Афона – Дафни. Здесь всего пять – шесть  домиков: почта, таможня, афонская полиция, сувенирные магазинчики и таверна.

Афон… Святая Гора – Агиос Орос. Каждому Афон дает свое и никого не оставляет равнодушным. Случайных людей там не бывает, уж больно труден путь туда – и духовный, и мирской. Не каждый станет «выправлять» диамонитирион, чтобы несколько дней вставать по удару било ранним утром, жить по уставам монастырей, стоять на молитве, есть весьма скромную пищу… не для туриста Афон, а для души, которая сама просится прикоснуться к Святой Горе…

На Афоне особенное отношение к русским – теплое

Первый монастырь, в котором побывали тульские паломники, называется Кутлумуш. Встречающий монах спросил, откуда паломники. Туляки ответили: Россия. Монах обрадовался. Кругом на Афоне особенное отношение к русским- теплое .

Именно на Кутлумуше понимаешь, что такое Афон.  Электричества в храме нет, зажжено у алтаря десяток свечей, и теплятся лампады у нескольких икон. Темнота почти абсолютная, стоящих с боку вообще не видно, только впереди на фоне свечей проглядываются силуэты.

Монастырь греческий, служба на греческом. Но как монахи поют! Красиво и величественно. Наверное, это и означает- византийское песнопение.Чувства возникают незабываемые, ощущения близки к нереальности: монастырь X века, свечи, темнота, молитва и византийское песнопение монахов. И тогда, десять веков тому назад было все также, это поразительно. Где обычная суета и шум городов? Здесь другой мир и другая жизнь. Думается, что именно это и есть настоящая жизнь.

В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное Заступничество» – известен еще один перевод этого названия: «Страшное Предстательство». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но, пожалуй, главное из них –это  то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, по молитвам у иконы «Удивительное Заступничество» Богородица скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым спасла его от верной гибели.

Скит св. Андрея – «Кремль Востока»

Затем паломники поехали в скит св.Первозванного Апостола Андрея. Это бывший русский скит и, даст Бог будущий,  теперь принадлежит грекам. Приложились к иконам и главе св. апостола Андрея.

Особенно рад святыням один из тульских паломников – отец Андрей, еще бы, ведь туляки прибыли в скит его небесного покровителя. Благоговейно приложились к прекрасному ковчегу с частью главы апостола Андрея, пропели величание, помолились.

В Свято-Андреевском скиту хранятся мощи ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Богородицы «Скорбящих Утешение», украшенная окладом с драгоценными камнями и находящаяся в алтаре кафоликон, от образа было совершено множество исцелений глухих и парализованных.

Этот скит еще издали, с горного серпантина, поражает своим величием. Сразу видно, что такой скит, который грандиознее некоторых лавр, построила великая  – Российская империя, ее мощь видна во всем. Это место издавна называлось «Серай» (т.е. «дворец» по-турецки). Название перешло и к русскому скиту из-за его красоты и величия. Греки называли скит еще «Кремлем Востока».  Его храм и сейчас поражает огромным золоченым иконостасом, монументальными росписями, бронзовыми паникадилами, замечательным кипарисовым полом.

Колокольня собора считается самой высокой на Афоне (40 м) и имеет двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный – дар великого князя Алексея Александровича.

Возрождение скита началось в 1992 году с приходом новой братии. В 2001 году новым дикеем стал отец Евфрем из Филофейской обители, давший новый импульс как материальному, так и духовному возрождению Андреевского скита. Вскоре в нем появились и русские послушники.

Монашеская республика Афона управляется Священным Кинотом

Следующая остановка в столице Афона – Карее. По дороге в скиту Белозерка поклонились иконе свт. Николая. Из известных карейских келий стоит выделить Буразери («Белозерка»), посвященную свт. Николаю. Она располагается на дороге, ведущей из Кареи в Ставроникитский и Иверский монастыри.

Приехали в Карею. Посетили храм Х века и пропели тропарь иконе Божией Матери «Достойно есть».

Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей находятся в окрестностях Кареи. В Карее много монахов-келлиотов. Их послушания очень разнообразны: иконопись, резьба по дереву, пошив монашеской одежды, производство ладана, плотничество, строительство. При каждой келии обязательно имеется небольшой храм, но на большие праздники отцы часто собираются в протатском соборе.

Кроме Протата (Священного Кинота – органа управления монашеской «республикой» Афон), здесь находятся конаки (то есть представительства) всех святогорских обителей (большей частью это постройки XIX–XX веков).

Здесь же резиденция губернатора Афона, полицейский и таможенный участки, почта-телеграф, медицинский пункт, несколько магазинов, небольшая гостиница, пекарня и харчевня.

В настоящее время монашеская республика Афона управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четверок, ежегодно поочередно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой.

Первое лицо из четырех эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четверки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара.

Два раза в год (через пятнадцать дней после Пасхи и 20 августа) проходит собрание игуменов всех афонских монастырей. Здесь принимаются самые важные решения, касающиеся жизни Святого Афона.

Карейский  протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.

В Карее, в древней келлие Типикарница, пребывает чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. «Галактотрофуса»). Эту келью основал сербский святитель Савва, принесший на Святую Гору из Палестины, из Лавры преп. Саввы Освященного, две иконы Богородицы: «Млекопитательницу» и «Троеручицу» и жезл преподобного Саввы.

Этот скит был создан для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, он построен как отдельная от Хилендарского монастыря келлия в административном центре Афона — Карее. Для устроения монашеской жизни в этой келлии свт. Савва Сербский написал устав (Типик), ставший образцовым для скитского монашества. Святитель Савва сам некоторое время в келлии «Типикарница» подвизался в посте и молитве; здесь по его завету до сих пор не прерывается молитва за православный сербский народ.

Служба на Афоне не прекращается никогда

Пошли к источнику – в эти места по преданию к Афону пришла по воде Иверская икона Божьей Матери, и здесь в давние времена ступала Сама Богородица. Попили водички, решили прочитать акафист. Помолились.

Здесь интересная традиция: крестиками, сплетенными  из веточек, уложен весь берег. Паломники решили собрать маленькие камушки на берегу близ источника. Кто знает, может по ним прошла сама Богородица?

Главным сокровищем Иверона является икона Богородицы «Портаитисса» (Вратарница). Она чудесным образом приплыла в Иверский монастырь по морю, и афонские иноки верят, что в последние времена она покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

Перешли в привратный храм, где пелся акафист Иверской Иконе Божией Матери. Здесь, как нигде ощущается благодать, исходящая от образа.

Утреннее богослужение здесь начинается в 3:30. Поют монахи особенно красиво, можно почувствовать всю красоту афонского распева. Темно, горят лампадочки, свечки еле тлеют, вся роспись темная, только на фоне золотистых бликов внезапно всплывают и исчезают в темноте силуэты монахов. По периметру храма установлены стасидии – это высокие стулья с откидной сидушкой: можно сидеть, полусидеть или стоять, облокотившись на поручни. Молитвы читаются по-гречески и с особым распевом. Все происходит в тишине и спокойствии.

Служба на Афоне не прекращается никогда. Такое тысячелетнее боевое дежурство. И бой ведется каждую секунду. С кем бой – и так понятно.

Долгое время в Ивероне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Предание монастыря повествует о чуде, сотворенном Божией Матерью еще во времена турецкого ига. Как-то раз служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель.

«Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный», –  сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания ее обители.

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Иверона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа.

По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона.

Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель.

В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что один человек долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощенном виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:

«Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост…»

В Ильинском скиту много святынь

Поблизости от монастыря Пантократор находится принадлежащий его владениям Ильинский скит. Здесь русские паломники встречают радушный прием.  Небольшая братия очень гостеприимна.

В 1757 году монастырь Пантократор предоставил преп. Паисию Величковскому (1722–1794) небольшую келлию, находящуюся в получасе ходьбы от обители. Вскоре вокруг него собралось много русских монахов. Со временем их число увеличилось до четырех сотен, и в 1892 году Константинопольский патриарх объявил о появлении нового общежительного скита.

Внимание паломников привлекает величественный соборный храм, строительство которого было завершено в 1900 году. Он считается одним из самых красивых на Афоне. Престол освящен в честь Ильи Пророка, а два предела посвящены Апостолу Андрею и Святой Александре. В кафоликоне находится кресло, подаренное обители последним российским императором Николаем II.

Большое впечатление производит резной деревянный позолоченный иконостас и проскинитарий. В Ильинском скиту много святынь: Чудотворная Тихвинская икона, заплакавшая в день начала Крымской войны, образ Богородицы «Млекопитательница», частицы пелен нашего Господа и Спасителя, мощи многих Святых.

Основатель Щегловского монастыря в Туле Василий Макарухин был укреплен в своем решении создать мужской монастырь, когда в 1848 году в Россию прибыла икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» именно из скита святого пророка Илии на Афоне — список с чудотворной иконы.

Безмолвно стоял перед святым образом в Богоявленском соборе Москвы Василий Макарухин, отдавал земные поклоны, молился. Сокрыто от нас, какая духовная помощь была явлена тогда Василию, но в том, что чудесное явление было, нет сомнений — ведь вскоре именно после этого события была заказана икона для нового тульского монастыря в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Чудо выбора имени посвящения главного собора Щегловской обители свершилось в сердце Василия Макарухина, пришло ему «в тихом веянии ветра», нам неслышном.

На иконе Божией Матери «Млекопитательница», выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня». Это предвидение Василия Макарухина, будущего святого преподобного Варсонофия. В 1859 году в Туле не только мужского монастыря, но и главного собора еще не было.

Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» в Туле заложили в 1860 году, и лишь после его освящения в 1864 году архиепископ Тульский Никандр осмелился обратиться в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря. Богородичным монастырь решили назвать во имя очень редкой иконы, которой был посвящен его главный собор — образа Божией Матери «Млекопитательница».

Особое попечение об умирающих старцах

Тульские паломники  спустились к побережью, в монастырь Пантократор, который посвящен Преображению Господню и занимает седьмое место в афонской иерархии.

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», т. е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображен сосуд с изливающимся через край елеем.

Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свое особое попечение об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой такое название.

Бесценная святыня Ватопеда – Пояс Богородицы

Следующая обитель – монастырь Ватопед, отстоящий от Ильинского скита километров на десять (около трех часов ходу). Перешли в архондарик для размещения, где паломников ожидало традиционное афонское угощение.

Прибывших поселили в келье под крышей, где на балконе открывается великолепный вид на прилежащие горы, море и поля. Вообще, на Святой Горе вся природа, любой уголок – необыкновенные.

Осмотрели монастырь. Главный храм освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в его нынешнем виде он был построен в IX веке и фрески X-XI веков.

В храме находятся семь чудотворных Богородичных икон. Специально для паломников выносятся основные святыни для поклонения: пояс Пресвятой Богородицы, глава св. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, глава свт. Григория Паламы, мощи св. Георгия Победоносца.

В семь часов по греческому времени началось торжественное всенощное бдение. Очень красивая служба с раскачиванием паникадила и пением в два хора завершилась в третьем часу ночи. Всем паломникам очень понравилась эта служба!

Бесценная святыня Ватопеда – Пояс Богородицы. Приложились к Поясу Богородицы, без спешки и суеты. Монах подарил Пояски Богородицы и масло в маленьком флакончике.

Вынесли частички мощей евангелиста Луки, все приложились и перешли в соседний храм на литургию.

Главное сокровище Ватопеда – это сонм просиявших в нем святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие, другие святые.

Особенное внимание обращает на себя храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.).

В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом.

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия и другие.

Здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона и других святых.

Небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери.

В Ватопеде, когда турки угоняли монахов для продажи в рабство, один инок опустил в алтаре в колодец чудотворную икону, называемую «Ктиторская», и затеплил около неё свечу. Когда через несколько десятков лет монах был освобожден из плена по старости, он вернулся в монастырь и рассказал об этом братии. Колодец был открыт и в нем обрели икону, а подле нее неугасимую свечу.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь.

Ровно в 2:50 по коридорам этажей монастырской гостиницы начинает ходить монах с колокольчиком и призывает всех на утреннее богослужение. Все встают и идут в храм св. целителя и великомученика Пантелеимона. Перед началом службы монахи и паломники прикладываются к главным иконам храма и занимают стасидии. Утреня длится около трех часов, а затем литургия примерно час сорок.

По окончании службы – завтрак в трапезном храме. Кормят в монастырях в обычный день два раза, а постные дни – один. В день пятничный  завтрак  не положен, только травяной чай с сушками в архондарике.

Вечерняя служба в субботу начинается в восемь вечера (это по греческому времени, а вообще в монастырях время византийское, разница часов в пять). Все очень торжественно и в темноте – только пара свечей горит.

После трапезы верующие стоят три часа в очереди на исповедь к духовнику всего монастыря. Священнослужители и монахи подходят на исповедь без очереди, русские паломники терпеливо читают Последование ко Святому Причащению.

Служба очень торжественная и на русском языке. Часть молящихся стоит в центре, часть сидит в стасидиях. Установлены они по периметру собора. Службы длинные, поэтому можно облокотиться или присесть в уголочек, где потемнее. Монахи все черные, только бороды в темноте сверкают.

Хорус (такой большой светильник вокруг главного паникадила) раскачали, все движется, плывет, хор чудесно все это поддерживает, причем с левого и с правого клироса, поочередно. Все как в нереальном сне. В какой-то момент показалось, что даже воздух в храме другой.

Первые русские иноки появились на Афоне еще во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м, к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек.

В 1875 году был избран игумен – русский по национальности. Это был сын тульского купца Михаил Сушкин, в постриге Макарий.  Службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке.

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов.

Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве и привезен на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона.

В 1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским Патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской Церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон.

Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки и других святых.

Паломник постепенно перестает ощущать течение времени

При спуске к морю, уже почти перед самым монастырем Ксенофонт, паломники увидели источник святого Великомученика Георгия. Было жарко, и они испили водицы. Она несколько солоновата, но это и не удивительно, море находится всего в нескольких шагах.

В старом соборном храме монастыря Ксенофонт (XVI) хранятся две чтимые мозаичные иконы XI века: вмч. Георгия Победоносца и вмч. Димитрия Солунского и чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия».

Участвуя в афонских службах, человек испытывает ни с чем несравнимые ощущения. Постепенно погружаясь в звуки византийской музыки и поэзии, паломник постепенно перестает ощущать течение времени и уже не понимает, где находится – на небе или на земле.

Этому способствует и окружающая обстановка – храмы освящаются только свечами и лампадами, а не электричеством. Афонские певчие известны во всмм мире. Они сочетают певческое мастерство с опытом аскетического делания, поэтому их голоса звучат особенно искренне и естественно. Наиболее известны хоры монастырей Ватопед, Дохиар, Каракал и Симонопетра, а также монахов-келиотов Данилеев и Фомадов.

Заступники обители Дохиар – святые Архангелы

Недалеко от Ксенофонта находится монастырь Дохиар. Тропа проходит по берегу и вокруг открываются живописные виды. Здесь находится известная всем икона «Скоропослушница».

К концу 70-х годов старцы, на плечах которых почти 75 лет держалась обитель, ушли из жизни. Дохиар бедствовал и почти обезлюдел. Монастырь стал общежительным с 1980 года, заселен новыми монахами. Возрождение монастыря совершается усердно, последовательно и с благоговением. Монахи восстанавливают родную обитель, словно древнюю чудотворную икону: постепенно и осторожно, стараясь донести до нас первоначальную красоту.

Летом 1996 года чудотворная икона «Скоропослушницы» приготовила неожиданное благословение как для насельников обители, так и для всех православных христиан: за иконой, на которой был позолоченный оклад, реставратор Антоний Глинос обнаружил настенную роспись 1563 года, то есть саму чудотворную икону.

Тогда более поздняя икона была помещена отдельно в часовне, и теперь монахи и паломники-миряне имеют возможность благоговейно поклоняться первой чудотворной иконе Скоропослушницы.

Богоматерь является скорой Помощницей всем, кто с верой просит Ее о помощи. Об этом свидетельствует огромное количество пожертвований в виде маленьких серебряных изображений излеченных частей тела, родившихся детей, спасшихся корабликов и так далее, находящихся на цепочках у самой иконы, в застекленном шкафу около нее, на большой фотографии, сделанной, когда переносили накопившиеся изображения с иконы в шкаф.

В 1299 году, когда императором был Андроник Палеолог, а игуменом обители – Матфей, Дохиар из-за продолжительной засухи переживал тяжелые времена. Монастырь расположен в засушливом и неплодородном месте, в нем всегда ощущалась нехватка воды. Приснопамятные ктиторы Дохиара нашли в трех километрах к северо-востоку от обители небольшой источник.

Игумен Матфей решил проложить глубоко в земле глиняные трубы, и с их помощью доставлять воду от источника к монастырю. Дело это было очень сложным и дорогим. Однако за день до начала работ в дело вмешались заступники обители – святые Архангелы и навсегда решили проблему питьевой воды. Во время сна строитель Феодул вдруг увидел, как к нему в келью вошли святые Архангелы Михаил и Гавриил.

– Зачем ты вводишь монахов в большие труды и расходы, ведь вода есть и в самом монастыре, – сказали они и, взяв инока за руку, отвели его к северной стене собора.

Ударили землю киркой, и внезапно оттуда истекла кристальной чистоты вода. Монаху даже дали ее попробовать.

Утром Феодул рассказал о видении игумену, и они начали копать в месте, на которое указали Архангелы. После продолжительной, но нетрудной работы открылся источник. Вода и поныне течет здесь, подтверждая постоянное присутствие и заботу Архангелов о монастыре.

Источников на Святой Горе очень много, но в них не принято купаться, ведь на Афоне даже рубашки должны быть только с длинным рукавом.

Во дворе монастыря все вымощено камнем. Постройки стоят плотно. Возвышаются вверх, и кое-где из каменной стены вдруг произрастает гранатовое, апельсиновое или лимонное дерево.

Доступ к иконе “Скоропослушницы” открыли после недолгого ожидания. Тульские паломники помолились с земным поклоном перед иконой «Скоропослушнице», испросив помощи в своем предстоящем деле, за близких, болящих и за знакомых. Конечно же, не забыли оставить записки и за страждущих. Помогай нам, Матушка, Своим заступничеством.

Ум был занят молитвой!

Тульские паломники побывали во многих монастырях, посетили скиты и другие интересные и живописные места, поклонились афонским сокровищам – чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих. Пребывание в этом святом месте показалось сказочным мгновением. Паломники забыли о мирских заботах, проблемах, суете, в душе поселились умиротворение, абсолютная тишина и спокойствие, и молитва.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра