«Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях… Хотя бы у нас всё наше было благоустроено, но мы подвергнемся крайнему наказанию, если не радеем о спасении детей. Нет нам извинения, если дети у нас развратные», – читаем у Иоанна Златоуста. 

За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви.

Воскресная школа при Свято-Вознесенском храме города Тулы существует уже несколько лет. Основная ее зада­ча – способствовать духовному развитию учеников через формирование у них православного мировоззрения. Новый учебный год начался с молебна, который отслужил настоятель храма иерей Павел Картушин для 10 учеников и их родителей, бабушек и дедушек. Потом было общее чаепитие, дети делились впечатлениями о лете, рассказывали друзьям новости. Преподаватель Татьяна Сергеевна Климова окончила педагогический факультет Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

– Воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посред­ством которого у детей пробуждается и воспитывается про­изволение ко спасе­нию души, формиру­ется православное мировоззрение, – отметила она в беседе. – Мы с детьми изучаем Закон Божий, жития святых, говорим о двунадесятых праздниках, церковное пение, в этом году появится новое занятие – бисероплетение. Наша задача при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но, в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой “от сердца к сердцу”. Ректор Православного Свято – Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Николаевич Воробьева говорит: “Как зажигаются сердца верой? Сердце от сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось до революции”. Если ребенок, придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры, искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять свои знания о христианском вероучении. Здесь уместно сослаться на слова монахини Магдалины, посвятившей всю свою жизнь делу духовного воспитания детей: “Есть такая пословица: “Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь”. Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей и наставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им (Мф.6,33)”.

Школу при Свято-Вознесенском храме чаще именуют воскресным клубом, чтобы у детей не было негативного отношения к занятиям в воскресный день. Здесь есть свои традиции:  занятия в школе завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа, у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с друзьями.

Одной из традиций школы является проведение рождест­венских и пасхальных праздников.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились в первой половине XVIII века. А немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX века.  Повсеместное распространение воскресные школы получали в России в середине XIX века. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Так, под руководством Н.И. Пирогова, студенты Киевского университета имени святого князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (для преподавания Закона Божия приглашались священники).

Термин «воспитание» в православии имеет существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы  жизнь он ни вел. То есть те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни.

Пресс-служба миссионерского отдела