В Санкт-Петербурге прошла 7-я ежегодная конференция межправославной инициативной группы по изучению религий и деструктивных сект.
Заседания конференции, прошедшей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на которую собрались специалисты по сектоведению из 14 стран мира, представляющие 11 Поместных Православных Церквей, проходили в стенах Александро-Невской Лавры.
Представители миссионерского отдела Тульской епархии – заместитель председателя отдела Алексей Ярасов и психолог Наталья Ярасова- приняли участие в работе конференции, в обсуждении всех ключевых моментов и принятии документов.
Как рассказал Алексей Ярасов, в приветственном слове митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отметил, что европейская цивилизация зачастую идёт по пути отказа от своих духовных корней, и призвал противостоять сектам «с оружием правды в правой и левой руке». Среди собравшихся были 6 архиереев, в том числе и такой видный иерарх как архиепископ Критский Ириней (Вселенский Патриархат).
Конференция приняла по итогам своей работы итоговый документ. В нем, в частности, говорится:
«Местные Православные Церкви, тщательно изучив вопрос, могли бы обратиться к местным властям, проинформировать их и потребовать принять меры по защите граждан, используя в этом также и институты гражданского общества», – предлагают участники конференции, указавшие на то, что следует, чтобы «правительство и разные так называемые «правозащитные» организации признали неотъемлемое право Церкви, основываясь на своем учении и практике, определять, где проходит граница между православным христианством и ересью”».
Целью этой встречи было обсуждение общей темы: «Изучение практических форм сотрудничества Церкви, государства и общественных организаций для борьбы с разрушительными последствиями деятельности сект. Общий обзор международной обстановки». Основной акцент работы форума был сделан на международной организации сайентологов, которая являет наиболее типичный пример деятельности деструктивного культа на мировом уровне.
Разрушительные последствия деятельности сектантских сообществ беспокоят многие общественные и государственные организации практически во всем мире. Этой проблемой занимаются исследователи и представители некоторых Церквей, общественных организаций и государственных органов, международные организации, правительства, юристы, родители, которые создают инициативные группы по изучению этого опасного явления и борьбе с ним…»
Действительно, и сейчас еще можно услышать, что секты якобы мешают только православной Церкви. Такое мнение сложилось потому, что именно она первая в нашей стране заговорила об опасности тоталитарных сект.
На самом же деле секты несут в себе опасность на четырех уровнях:
1.Государства – потому что каждая из них живет по собственным законам, часто противоречащим государственным, и по собственным морально-этическим принципам, противоречащим традиционным общечеловеческим.
2.Общества – потому что, тоталитарные секты ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества людские, финансовые и прочие ресурсы.
3.Личности – потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
4.Семьи – потому что каждая тоталитарная секта являет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить собой подлинную, настоящую семью; она вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы.
Вот уже на протяжении многих лет православная Церковь занимается исследованиями проблемы сектантства, информированием и защитой человека не только от тоталитарных сект, но и от всех тех групп, которые создают «религиозную» систему и стремятся разрушить православный мир. Подобные организации уничтожают надежду их спасения во Христе. Они могут утверждать, что берут истоки от оккультных традиций, азиатских философских учений, т. е. от всего, что мы именуем «Новая Эра» (New Age), могут ссылаться на христианство, говорить о «возрождении» древней языческой традиции, действовать под видом «психологических» тренингов, организаций многоуровневого маркетинга и т. д.
На прошедшем в Санкт-Петербурге форуме докладчики, исследователи-специалисты, приводили множество наглядных примеров опасности нарушения целостности всех сфер нашей жизни — духовной, общественной, политической, экономической, культурной, которую таят в себе тоталитарные секты и оккультизм. Более того, было отмечено, что они действуют под разнообразными масками, например, выступая под видом организаций, якобы приносящих научную и общественную пользу. При этом зачастую они даже используют наши христианские термины для передачи совершенно иного смысла, переворачивая с ног на голову все ценности нашей жизни. В результате им удается поймать в свои сети ничего не подозревающих людей, среди которых встречаются и государственные деятели, и управленцы, и служители правосудия, как и прочие значимые фигуры нашей общественной жизни. Было замечено, что иногда даже церковные деятели, не имеющие представления об их уловках, содействуют им в так называемой благотворительной деятельности.
Таким образом, остро ощущается срочная необходимость сплочения – Церкви, общества, общественных организаций — для совместного противодействия этой проблеме и защиты наших граждан.
Специальным гостем конференции стал писатель и публицист из США Джонатан Атак – один из крупнейших в мире исследователей тоталитарной секты сайентологии, автор ставшей уже классической книги-разоблачения «Кусочек голубого неба».
Псевдорелигиозные группы и деструктивные тоталитарные секты используют средства психологического давления, направленные на изменение личности человека. Посредством такого давления достигается полная зависимость, люди превращаются в слепые орудия экономико-политической империи, стремящейся к мировому господству для достижения собственных целей – получения власти и денег. Когда-то основатель Сайентологии Хаббард утверждал: «Если хочешь заработать миллион долларов — создай собственную религию». Сайентологическая организация также верит и в другие слова своего основателя: «Никогда не бойся причинить другому вред ради правого дела», отождествляя при этом «правое дело» с выгодой самой организации.
Тоталитарные секты распространяются за счет нейтрализации эмоций и извращения нравственных принципов, что делает их последователей аморальными и наилучшим образом служит целям организации. Например, сайентология провозглашает, что «лишь тигры выживут», секта обещает своим адептам вырастить из них «тигров».
В итоговом документе седьмой встречи православной инициативной группы по изучению религий и деструктивных сект было отмечено: «Вышесказанное наглядно демонстрирует, что техника психологической манипуляции, используемая этими группами, разрушает личность их последователей, которые превращаются в бесправных рабов. Таким образом, под предлогом самореализации создается психологический конвейер, участие в котором реализуется через цепь дорогостоящих семинаров и абсолютное порабощение организацией и подчинение ее лидеру.
Негативные последствия деятельности тоталитарных и оккультных организаций как для человека в отдельности, так и для общества в целом, вкупе с теми проблемами, которые они создают для общества, можно обобщить в следующих пунктах:
Деструктивные секты не являются только пастырской проблемой Церкви, но проблемой общественной, касающейся политической жизни общества и его институтов. Следовательно, этот вопрос следует изучать при содействии политических и общественных институтов для принятия мер по профилактике и лечению. В Рекомендации-директиве Совета Европы — в соответствии с оценкой «Европейской комиссии по вопросам преступности» (1178/1992), говорится о том, что «деятельность определенных сект и новых религиозных движений часто заключается в противоправных действиях». По этой причине государства Евросоюза призываются принять соответствующие меры в сфере образования, законодательства, охраны правопорядка, а также в любых других сферах для решения этой проблемы.
В соответствии с этим мы предлагаем, чтобы:
- Местные Православные Церкви сообща изучали проблему в ее комплексе и доносили до своих клириков информацию как о деятельности сект, так и об опасностях и способах борьбы с ними.
- Местные Православные Церкви, тщательно изучив вопрос, могли бы обратиться к местным властям, проинформировать их и потребовать принять меры по защите граждан используя в этом также и институты гражданского общества.
- Общество в целом воспринимало со всей серьезностью Рекомендацию Совета Европы, а также и соответствующую оценку «Совета по образовательному сотрудничеству» по поводу внедрения в программу Общей Образовательной Системы информации «о новоявленных сектах и их видении этики и личностных и общественных прав» (1178/1992).
- Церковь, при содействии Межпарламентской Православной комиссии, организовала специальную конференцию по вопросам изучения данной проблемы с участием министров, депутатов и других политических деятелей.
- Инициативные группы или государственные органы отдельных европейских государств, созданные специально для наблюдения и решения проблемы сектантства, стали примером для подражания, для информирования и создания других подобных групп в наших государствах.
- Правительство и разные так называемые «правозащитные» организации признали неотъемлемое право Церкви, основываясь на своем учении и практике, определять, где проходит граница между православным христианством и ересью.
Мы отмечаем, что православная Церковь ведет эту деятельность, основываясь на пастырском попечении и человеколюбии. Она не руководствуется противостоятельным или враждебным отношением к людям, ищущим надежду на спасение, но лишь ставит своей целью направить их искания на верный путь и предостеречь их от опасных заблуждений. Поэтому Церковь ищет сотрудничества со всеми организациями и людьми доброй воли, заботящимися о защите прав и достоинстве человека.
Изучив этот вопрос, Православная инициативная группа, собравшаяся благодаря сотрудничеству Православных Церквей, и действующая по их благословению, представляет все сказанное выше на суд церковных, политических, общественных и прочих организаций для того, чтобы создать основу для общегражданского сотрудничества по борьбе с тоталитарными сектами и защите от них личности, семьи и всего нашего общества.
От Вселенского Патриархата
Архиепископ Критский Ириней
От Московского Патриархата
Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан
От Антиохийского Патриархата
Архимандрит Иаков (Халиль)
От Иерусалимского Патриархата
Митрополит Бострийский Тимофей
От Грузинского Патриархата
Протоиерей Бидзина Гуния
От Румынского Патриархата
Священник Раду Мурешан
От Сербского Патриархата
Митрополит Загребский и Люблянский Порфирий
От Болгарского Патриархата
Митрополит Неврокопский Григорий
От Кипрской Церкви
Епископ Карпасийский Христофор
От Элладской Церкви
Протопресвитер Кирияк Цурос
От Польской Церкви
Протоиерей Андрей Левчак
От Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
Епископ Обуховский Иона».
Было также принято Специальное заявление 7-й встречи межправославной инициативной группы по изучению религий и деструктивных сект, в котором говорится:
«Участники Седьмой встречи межправославной группы по изучению религий и деструктивных сект с глубоким возмущением воспринимают факты распространения недостоверных сведений в отношении лиц, осуществляющих просветительскую и научную деятельность в сфере изучения тоталитарных сект и деструктивных культов.
Несколько лет назад сектозащитными организациями была организована кампания по дискредитации личности и деятельности психиатра академика РАН П.И.Сидорова, обличавшего в своих работах деструктивную природу сект, а на протяжении 2014 года представителями тоталитарных сект развернута оголтелая клеветническая кампания в отношении известного православного ученого и публициста профессора А.Л.Дворкина. Указанная кампания осуществляется методами, неприемлемыми в цивилизованном демократическом обществе, и сопровождается публикацией в сети Интернет и средствах массовой информации недостоверных сведений о состоянии здоровья исследователя сект, фальсификацией медицинских документов.
Секты в своем стремлении опорочить честь и достоинство неугодных им лиц прибегают к использованию авторитета уважаемых научных медицинских учреждений, беззастенчиво прикрывая ими свои фальсификации.
Мы полагаем, что клевета в адрес проф. Дворкина, признанного специалиста в области сектоведения, является частью информационной кампании, направленной против всех, кто противодействует распространению опасных для общества организаций и лжеучений. Стремясь опорочить конкретного человека, представители сект пытаются поставить под сомнение те сведения, которые излагаются в работах и публичных выступлениях, и разоблачают опасные, нередко преступные методы, которые используют секты для вовлечения, удержания и порабощения своих адептов.
Мы утверждаем, что подобные факты являются не только безнравственными, но и явно противозаконными, влекущими различные формы юридической ответственности.
Мы выражаем свою искреннюю поддержку А.Л.Дворкину в его нелегком служении на благо Церкви и общества. Мы утверждаем, что все попытки опорочить уважаемого человека в глазах российской и международной общественности не увенчались успехом. Клеветническая деятельность сект никак не повлияла на репутацию проф. Дворкина в глазах коллег и широкой общественности, и никак не повлияет на его дальнейшую профессиональную деятельность».
А присутствующий на конференции профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин в своем выступлении отметил: «Лидеры сект – личности беспринципные, им в этой жизни устроиться легче, потому что большинство людей не может поступать по лжи. Мы не можем нарушать нравственные нормы, а они это делают легко».
По мнению участников конференции, именно секты сейчас едва ли не самый главный враг всех мировых религий, не только православного христианства. А течение, основанное на учении Рона Хаббарда и вовсе похоже на военную организацию или даже секретную службу с четкой иерархией и жесткой дисциплиной. Священнослужители говорят: это и есть тот самый опиум для народа, ведь попав к сайентологам однажды, вырваться практически невозможно.
Главным направлением работы конференции можно считать слова Александра Леонидовича Дворкина: «Мы боремся не с сектантами, а с сектами. Даже так: мы боремся за сектантов!» и епископа Карпасийского Христофора: «Большинство сект действует под личиной. Они направлены на разрушение личности человека, но Церковь с любовью и заботой хочет оградить и защитить достоинство людей, направить их на верный путь поиска надежды и спасения…»
Пресс-служба миссионерского отдела