Накануне празднования дня памяти преп. Никандра Псковского в погожие дни золотой осени группа Тульского епархиального паломнического центра совершила путешествие к святым местам Псковщины.
Паломники посетили Спасо-Елеазаровский, Крыпецкий Иоанна-Богословский, Снетогорский Рождества Богородицы и Святогорский Успенский, Псково-Печерский монастыри, Псковский кремль с Троицким собором, погост в Камно, Изборск.
Это древние монастыри и крепости, которые создавались много веков, но начальная история Пскова, как и многих других древнейших русских городов, забыта. Время его возникновения уходит в отдаленное прошлое. Это отметил и автор Псковской летописи. Паломники с удивлением слушали рассказ экскурсовода о том, что «о Пскове городе не находится упоминания, кем был создан и какими людьми, только известно, что был уже в то время как наехали князья Рюрик с братьею из варяг в славяне княжить, так как рассказывают, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова».
Побывав в древнем Кроме — Псковском кремле, в псковских монастыря, паломники согласились с мнением историков о том, что древний Псков – это город и государство.
– Волнующе было ступать по старым камням, осознавая, что именно здесь по зову вечевого колокола у храма Пресвятой Троицы собирал господин Псков на вече представителей всех концов города, – поделилась впечатлением паломница Елена Белова. – Псковщина на карте выглядит, как щит, заслоняющий с запада Русь.
– Можно сказать, что наше паломничество проложило путь к истокам Руси, – сделала вывод Татьяна Комарова.
Но Псков – это и город-молитвенник.
Всем известны имена варяжских дружинников. Рюрик – основатель династии – княжил в Новгороде, а Трувор обосновался под Псковом, и здесь в 862 году было обустроено городище, давшее начало городу Изборску. В 14 веке здесь была сооружена крепость. Ее башни серого плитняка и по сей день выглядят основательно. Внутри крепости – храм Николая Чудотворца, с внешней стороны – Корсунская часовня. Рядом со стенами древнего города находится источник Словенский ключи и Мальская долина.
– Здесь самая лирическая страница нашего паломничества, – рассказывает Валентина Евсеенко. – С высоты открывается прекрасная панорама. На серебряной глади Мальского озера редкие птицы – гуси-лебеди. Интересно было наблюдать за ними.
Места эти известны как древнеледниковые. Красивы карстовые источники возле Городищенского озера – Словенские ключи, которые получили название 12 апостолов по количеству небольших водопадов, сбегающих с холма.
В какую сторону света не пойдешь по Псковской земле – везде найдешь не только озеро или родник, но старинный монастырь или церковь. Неповторимы белоснежные псковские церкви – четырехстолпные, одноглавые. Дорога в этот край длинная, но каждый километр пути радует красотой церковной архитектуры и красками… осени. Каждая остановка здесь – целое открытие.
Спасо-Елеазаровский монастырь
Как ласково и значительно названа эта земля, на которой закладывались основы русской государственности. Удивительно, но именно сода в XV веке привез как благословение из Царьграда икону Божией Матери преподобный Евфросин Он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из его обители, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых.
Внимательно слушали паломники рассказ о начале государственной идеологии, которое было положено здесь.
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. Выразителем этой идеи стал ученик преподобного Евфросина игумен Филофей, который в письме великому князю Василию III впервые написал о Москве, как центре христианского мира. Он был первым русским идеологом, который кратко и мощно сформулировал мысль о величии и бессмертии православного Московского царства, называя Москву третьим Римом.
Почему же именно эта маленькая обитель северо-запада Руси подарила стране концепцию национальной идеи и привлекла внимание Византии? В рассказе послушницы Спасо-Елеазаровского монастыря Наталии тульские паломники нашли ответ на эти вопросы.
– Монастырь был основан преподобным Евфросином, носившим в миру имя Елеазар, рассказывала послушница Наталия. – С юности тяготел к монашескому подвигу, стал пострижеником Снетогорской обители. Затем ушел в безлюдные леса недалеко от Псковского озера, положив тем самым начало пустынножительства на псковской земле. Но свет его молитвы привлек новых подвижников. Вскоре обитель стала местом спасения монашествующих и мирян. Жили здесь монахи-ученые, духовные старцы. Сам Евфросин радел о чистоте Православия, ездил за разъяснениями в Константинополь к патриарху Иосифу. Святой подвижник сподобился явления трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, от них получил благословение в чистоте хранить Веру Православную, не отутпать от догматов. На месте келии, где произошло это чудесное событие, был построен Трехсвятительский храм. Сюда из покоренного турками Константинополя был прислан священный дар – Цареградская икона Божией Матери. Братия встретила икону на дороге. На месте встречи забил источник.
Из Сретенского источника наши паломники набрали воды.
Наши паломники приобщились не только к истории обители, но понесли посильные труды – помогли в заготовке яблок в изобилии поспевших в этом сезоне.
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь
Немало истинных подвижников веры и благочестии воспиталось под благодатным руководством преподобного Евфросина. Среди них основатель Крыпецкого монастыря – преподобный Савва. О нем нашим паломникам рассказали насельники Крыпецкого монастыря.
– Савва Крыпецкий – родом серб, пришел в Псков с Афона. В обители Евфросина получил благословение уйти в пустынножительство к озеру Крыпец. Вскоре вокруг него собралась братия. Монастырь и по сей день находится среди непроходимых лесов и болот. При Савве женщин в монастырь не допускали. Молебен на исцеление супруги князя Ярослава Оболенского преподобный Савва читал за стенами монастыря. Святой прославился многими чудотворениями. Сам объявил о необходимости открытия его мощей. Его именем назван целебный источник.
Сейчас монастырские стены восстанавливаются вокруг огромной территории, на которой умещаются храмы, корпуса, огороды и целых 3 озера.
Когда наши паломники прибыли в обитель, туман стелился над водой, все выглядело очень таинственно, и паломники замерли в созерцании удивительного места. В поразившей тишине каждое слово литургии, которой они стали участниками, звучало особенно отчетливо.
– Насельники обители встретили туляков, как дорогих гостей, – рассказала экскурсовод Елена Агапова. – Прихожан здесь совсем нет, на несколько километров ни одного селения. Паломникам здесь рады, для них обустроена гостиница. Нас угостили монастырской трапезой, неторопливо беседовали о самых разных духовных вещах и даже не хотели отпускать. Мы забрались на колокольню, искупались в источнике. Особенно запомнился брат Валерий, его простота и открытость. В таких местах хорошо было бы отдохнуть от суеты нашего бытия, но очень хотелось посмотреть Псков и Печоры.
Псков. Снетогорский монастырь и места подвигов Никандра Псковского
В Пскове, первое упоминание о котором относится к 903 году, паломники посетили древнейший Снетогорский монастырь и кремль.
В Пскове хранят память Равноапостольной Княгини Ольги. Родиной Ольги считается село Выбуты недалеко от Пскова. Здесь она встретила своего супруга – Киевского князя Игоря. Став первой христианкой из представителей княжеской власти, Ольга побывала в родных краях.
В Житии говорится, что однажды Ольга остановилась на правом берегу реки Великой и неожиданно три солнечных луча пробились сквозь облака и указали на противоположный берег. Княгиня решила, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик и славен». Благодарные псковичи считают Ольгу своей покровительницей.
Современный Троицкий собор – четвертый на месте деревянной Ольгиной церкви, это уже XVIIвек. Внутри собора семиярусный иконостас, мощи святых покровителей города князей Довмонта и Всеволода, блаженного Николая Салоса.
В феврале 1570 года блаженный Николай спас Псков от страшной мести Иоанна Грозного, за что и погребен в соборе вместе с князьями.
Паломники поклонились почитаемым псковичами святыням. В храме Троицы чудотворные иконы Божией Матери «Чирская» и «Жемчужная. Частицы мощей святой Равноапостольной Княгини Ольги.
Во время пребывания тульских паломников здесь мироточила икона св. Великомученика и целителя Пантелеимона.
Снетогорский монастырь Рождества Богородицы был заложен князем Довмонтом, собор Рождества сохранился с 1310 года. Он был построен после разорения ливонскими рыцарями, в результате которого были сожженны настоятель обители Иоасаф и 17 иноков.
Наши паломники уже научились собирать звенья истории. Из истории монастыря они установили, что именно из этого монастыря вышли преподобный Евфросин и Савва Крыпецкий, основавшие свои монастыри недалеко от Пскова. Односельчанином преподобного Евфросина был Никон, который стал пострижеником Крыпецкого монастыря с именем Никандр. Впоследствии он основал новый монастырь – Никандрову пустынь.
Господь за молитвенные труды наделил его даром чудотворения. Именем святого преп. Никандра Псковского назван храм Богородичного Щегловского монастыря в г. Туле, прихожанами которого является большинство паломников.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь – один из крупнейших духовных центров Российского государства. Само название он получил из-за пещер «Богом зданных», открытых в 1392 году, здесь в древние времена жили монахи-пустынники.
В XVвеке инок Иона ископал пещерный храм, вокруг которого выросла Успенская обитель.
Здесь были воздвигнуты монастырские стены и башни, звонница и храмы. Обитель была мощной твердыней против врагов Церкви и Отечества.
На протяжении веков Успенский монастырь называют еще и Домом Богородицы, твердым оплотом Православия, духовной святыней. В Успенском храме находятся чудотворный образ «Успение Пресвятой Богородицы» и гробница с мощами преподобномученика Корнилия, убитого царем Иоанном Грозным в 1570 году.
Тульские паломники участвовали в литургии в храме Успения. После богослужения посетили Богом зданные пещеры, в которых покоятся мощи первого старца Ионы – основателя монастыря, его благочестивой супруги Вассы, Лазаря Прозорливого, останки многих иноков и воинов – защитников обители, а также старцев почивших в прошлом и нынешнем веке, в том числе схиигумена Саввы и Иоанна Крестьянкина.
Затем паломники поднялись на Святую горку, расположенную над пещерами рядом с куполами Успенского храма. Вечерние богослужения проходили в храме Михаила Архангела. Здесь находится одна из главных святынь – десница великомученицы Татианы.
– С трепетом поклонилась я своей святой покровительнице, – сказала Татьяна Комарова, – рада предоставленной паломническим центром возможности узнать многое о подвигах и подвижниках этой святой обители, прикоснуться к их богоугодной жизни, в основе которой любовь к ближним.
– Важно научиться не только получить назидание святых предков, принять со смирением их наставление, но и подражать им в исполнении Заповедей Божиих для нашего очищения и спасения, – отметила Валентина Евсеенко.
– С интересом узнали о великом значении нашей Святой Руси для православного мира. Необходимо верить всем нам, что Господь Сам промышляет о нашем русском народе, – были единодушны супруги Беловы.
На обратной дороге Тульский епархиальный паломнический центр сделал подарок своим паломникам: предоставил возможность посетить Святогорского монастырь в Пушкинских горах. Здесь находится явленная икона Божией Матери «Святогорская Одигитрия» и могила великого русского поэта А.С.Пушкина. Все были очень этому рады и признательны.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра