В рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Образ. Образность. Образование», посвященной 700-летию преподобного Сергия Радонежского, проводимой епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», в Выставочном зале историко-краеведческого и художественного музея Тульской области состоялся семинар на тему «Преподобный Сергий Радонежский в духовной и культурной традиции России».
В работе семинара приняли участие священнослужители, деятели культуры, студенты и преподаватели тульских вузов, музейные специалисты.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Елена Дроздова, доктор исторических наук, заместитель генерального директора объединение «Историко-краеведческий и художественный музей». Она отметила развивающееся сотрудничество с Тульской епархией, в частности, епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор», а также пожелала, чтобы сегодняшняя встреча доставила всем радость от интеллектуального и духовного общения и взаимообогащения.
Созвучным стало и обращение Марины Кузиной, заместителя генерального директора объединения «Тульский историко-краеведческий и художественный музей», искусствоведа, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников, которая подчеркнула, что подобные мероприятия с участием, как людей светских, так и духовенства, призваны раскрыть все многообразие и высокую духовность российского исторического и культурного наследия.
Проректор Тульской духовной семинарии по учебной работе, кандидат богословия, протоирей Игорь Агапов, который выступил первым, прежде всего, передал собравшимся архипастырское благословение митрополита Тульского и Ефремовского Алексия. Темой его доклада стало завещание преподобного Сергия Радонежского, которое и сегодня остается актуальным для каждого. Как известно, сам святой не оставил после себя ни единой строчки, но его агиограф – Епифаний Премудрый – первый составитель жития преподобного Сергия Радонежского – приводит его последнее напутствие, его духовное завещание. Оно же отражено на свитке, который держит Сергий на одной из икон.
«Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие».
– В годы пребывания в Троице-Сергиевой Лавре во время учебы в Московской духовной семинарии и академии, когда я постоянно обращался с молитвой к преподобному Сергию, припадал к его мощам, ко мне пришло понимание того, что его завещание – это некое основание, камень духовности. И если я в себя его не заложу, то не увижу в других, – сказал отец Игорь. – В житии преподобного Сергия Епифаний Мудрый отразил реальный опыт его жизни, – сказал отец Игорь. – Игумен Радонежский и всея России чудотворец вдохнул в своих учеников силу благодатной жизни. Пришёл час, чтобы и нам через 700 лет обратиться к этому опыту, хотя, может быть, и не так, как обращалась Святая Русь, когда народ жил единым порывом к Богу. Но все же на наших плечах лежит ответственность перед сегодняшними и будущими поколениями.
Марина Михалева, директор Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», рассказала о месте конференции в программе празднования Тульской областью 700-летия преподобного Сергия Радонежского.
– Думаю, что со мной согласятся все участники конференции, что когда мы говорим о преподобном Сергии, то ощущаем удивительное единение, любовь и понимание того, что вся наша огромная, безграничная страна началась с его маленькой, скромной монашеской кельи.
Марина Александровна также добавила, что одной из примечательных особенностей этой конференции является привлечение к работе студентов тульских вузов. Традиционно по окончании работы форума будет издан сборник научных трудов, который будет распространен по библиотекам и учебным заведениям.
Протоиерей Валентин Матвеев, настоятель храма Рождества Богородицы в селе Велегож Алексинского района Тульской области, иконописец и художник, представил сообщение «Преподобный Сергий Радонежский и преподобный Андрей Рублев». Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение, что автором «Святой Троицы» скорее следует считать не преподобного Андрея Рублева, а преподобного Сергия, отец Валентин подтвердил множеством аргументов, основанных на трудах известных мыслителей, ученых и художников.
– Без преувеличения, «Святая Троица» Андрея Рублева, как и все лучшее, что мы имеем в культуре и духовности России, является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который, приобрел и накопил великий радонежский инок, – обратил он внимание аудитории. – Образ «Святой Троицы» – образ единства и любви, образ спасения и устройства Руси, найденный в глубочайшем переосмыслении преподобным Сергием. Это центральный символ его религиозно – философской концепции: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Отец Валентин также привел цитату из труда протоиерея Павла Флоренского, который был не только известным философом-богословом, ученым-энциклопедистом, но и искусствоведом и иконописцем: «Среди некоторых обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлевшего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь – более небесную, чем само земное небо, эту бесконечную друг перед другом покорность – мы считаем творческим содержанием Троицы».
В завершение отец Валентин привел еще одну мысль Павла Флоренского, указывающую на то, что иконы создают не иконописцы, а святые Божии: «Иконописец не создатель, он только свидетель…»
Большой интерес у аудитории вызвало выступление клирика Тульского Богородице-Рождественского монастыря Иерея Павла Гаврилова, посвященное теме «сердечного делания». Его глубокое и серьезное исследование открыло многие философские понятия с новой стороны. В частности, само понятие «сердца», которое, как оказывается, возникло на Руси после принятия православия, понималось создателями первых духовных трактатов, как центр, как некое средоточие сил духовного познания человека. Значительное внимание было уделено проблеме первичности и сложных взаимосвязей между познанием сердечным и познанием рациональным, а также вопросу воспитания чувств, воспитания сердца, т.е. непосредственно «сердечного делания».
Дарья Бешенцева, студентка четвертого курса факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного университета им. Л.Н. Толстого, ознакомила присутствующих с докладом на тему: «Необходимость уединения для современного писателя». Как противостоять огромному информационному потоку, прежде всего, визуальному, в котором живет современный человек, как вернуть утраченное значение и смысл слову, которое, как известно, предшествовало всему, а в наши дни обесценилось и зачастую подменяется всевозможными картинками и знаками? Таковы главные вопросы, с которыми сегодня сталкивается писатель. И для того чтобы найти на них ответы и создать настоящее художественное литературное произведение, которое вне зависимости от тематики станет источником новых смыслов, писателю необходимо уединение. Но при этом необходимо понимать разницу между уединением, когда человек пребывает не наедине с собой, а с Богом, и одиночеством, когда человек, заключенный в самом себе, отдаляется от общения с Создателем.
В заключение пленарного заседания выступила Ксения Александровна Казакова, ведущий специалист Дома- музея В.В. Вересаева объединения «Тульский историко-краеведческий и художественный музей». Она очень интересно рассказала о собственном опыте знакомства детей с житиями святых в процессе экскурсионной работы по теме «Природа родного края». Название этого необычного познавательного курса для детей говорит само за себя: «Уроки любви и добра».
Подводя итоги семинара, Марина Михалева отметила высокий уровень подготовки участников, а также пригласила их принять участие в работе II Всероссийской научно-практической конференции «Образ. Образность. Образование», которая продолжилась 8 октября в Тульской духовной семинарии.
Марина Полянская, фото автора