Название документального фильма «Конец смутного времени», предложенного к просмотру в Дискуссионном киноклубе Миссионерского отдела Тульской епархии, сегодня вполне может считаться призывом. Эта лента не случайно была показана накануне Дня народного единства: просмотр предварял разговор о празднике, о страницах истории нашей страны.
В этот раз встреча Дискуссионного киноклуба состоялась в стенах Тульского Историко-архитектурного музея и была проведена при участии сотрудников этого уникального в своем роде учреждения.
Сначала, по традиции, состоялась викторина: собравшиеся отвечали на вопросы, касающиеся времени правления Бориса Годунова. Затем заместитель руководителя отдела Алексей Ярасов во вступительном слове отметил, что День народного единства сегодня воспринимается по-особому в свете событий, происходящих на Украине. Мы наблюдаем трагедию нации, нашей нации, ведь россияне никогда не смогут отделить себя от украинцев.
Фильм, снятый телеканалом «Россия» в 2005 году, позволяет зрителю не только составить свою точку зрения о случившемся, но и выслушать мнение разных людей – историков, писателей, представителей духовенства.
Идет подробный рассказ о том, как после трагической гибели царевича Дмитрия в Угличе вспыхнуло восстание, которое было подавлено властями, и началось время, метко названное «смутным», когда почти распалось Государство Русское.
«Милосердие исчезло из сердец, людей подвергали смерти, храмы разоряли, псы жили в алтарях, на иконах играли в кости, могилы везде возвышались, люди жили в лесах и в болотах, пустели села и города, грабители сжигали то, чего не могли взять с собой, превращая Россию в пустыню…» – писано было тогда монахом Троице-Сергиевского монастыря Авраамием Палициным.
Писатели Борис Васильев и Борис Акунин, историк Игорь Далуцкий, художник Илья Глазунов дают свои комментарии к этим событиям, которые и спустя четыреста лет не могут никого оставить равнодушным. В это время Россия была невероятно ослаблена и обескровлена, превратилась в сплошное поле сражения, над которым летали стервятники, а целые области стояли пустыми. И мор, и голод, и иностранное нашествие, и внутренние разногласия – все навалилось разом, и казалось, страна с названием Россия должна была прекратить свое существование. Там царило безвластие, никто не знал, куда идти, каждый мог быть лидером, вождем. И это при том, что на Руси царь – не просто человек правящий, царь не мог быть ни назначенным, ни выбранным, он – помазанник Божий, поэтому ему традиционно подчинялись: Россия никогда не восставала против монархов. И смута – это обрушение центральной власти: сменяющие друг друга на престоле избранные иноземные и отечественные правители и несколько лже-Дмитриев рвали страну на части и грабили до основания, приводя в катастрофическое состояние.
Что может спасти в такой ситуации? Только национальное достоинство и самосознание, и ведущая роль в воспитании этих качеств принадлежит Церкви. И вот из Троице-Сергиевского монастыря во все стороны летят гонцы с воззваниями Патриарха Гермогена: «Пора объединиться и спасти землю Русскую…» И начинается удивительный процесс: простые крестьяне без страха бросаются на вооруженных иноземцев. А в 1611 году в Нижнем Новгороде создается ополчение: его собирает торговый человек Кузьма Минин, дабы изгнать врагов и спасти Россию. Для управления войском он приглашает князя Дмитрия Пожарского. Сколотить ополчение – дело трудное и дорогостоящее, призыв Минина «отдать все свое добро, заложить жен и детей, дабы встать на защиту Отечества» несколько облагорожен историками. Интересный факт: письменные источники «смутных времен» не всегда доброжелательно описывают этого новгородского старосту, но ни в одном из них нет указаний на то, что Минин пользовался полученными средствами в личных целях. И именно этот жесткий, предприимчивый человек стал движущей силой русского ополчения. К примеру, когда в Ярославле, куда ополченцы пришли по пути в Москву, купцы отказались давать деньги, Минин приказал посадить их всех в темницу – средства нашлись сразу. Недаром и его соратник, князь Пожарский, происходящий из Рюриковичей, когда в 1643 году ушел в монастырь, постриг принял под иноческим именем Кузьма – такое уважение он испытывал к этому простому по рождению человеку.
В это же время в Москве враги требуют от Патриарха Гермогена, чтобы он запретил собранному в Новгороде войску идти на столицу. Тот отказался, и тогда «начали его гладом морити», и великий пастырь земли Русской вскоре скончался.
Нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который во время съемок данного фильма был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, отмечает, какую роль сыграл Патриарх Гермоген в освобождении страны, в укреплении веры и духа народного. Его воззвания находили путь к сердцам и душам людей, поднимали их на борьбу за свободу Отечества.
Люди всех национальностей шли под знамена Минина и Пожарского: в ополчении были и татары, и калмыки, и другие народы. Из Сибири пришли отряды со знаменитыми богатствами этой земли – мехами, которые пошли в казну ополчения. Народы, не принимавшие непосредственных действий в сражениях, помогали, чем могли – деньгами, провиантом.
А после одержанной победы и дворяне, и люди посадские, и казачество, и «черносошное» крестьянство, как пишут летописи, собрались на Земский собор и единодушно выбрали на царство Михаила Федоровича – заново создали государство. И это при том, что на Западе нас всегда считали негосударственной страной.
Здесь, в фильме, историки рассуждают о том, что наша страна выжила не благодаря, а наперекор всему: и климат был суровый, и постоянные набеги врагов, и эпидемии. До сих пор западные политологи, историки, экономисты удивлены, как смогла состояться страна при постоянных нашествиях – с древних времен и до Гитлера на нас нападали, желая завоевать те огромные богатства, которыми располагаем. И все бесславно погибали, несмотря на превосходство и в численности, и в вооружении. Потому что были едины и сословия, и нации, и в этом сила России. Все народы, считавшие ее своей Родиной, вставали на защиту как один, и выигрывали все сражения.
После просмотра все собравшиеся в Дискуссионном клубе были единодушны: надо знать свою историю и не забывать ее уроков. Всем запомнилась фраза митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «Хранить великие наши богатства может только великое государство. И Россия может быть только великой, добавим – и многонациональной, либо она не будет никакой…»
Пресс-служба Миссионерского отдела