Председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов принял участие в совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. В рамках Международных Рождественских чтений руководители образовательных отделов и их представители из епархий Русской Православной Церкви подвели итоги и обсудили задачи развития системы православного образования в регионах по следующим основным направлениям: дошкольное образование, катехизация, православные школы, воскресные школы, преподавание «Основ православной культуры», проведение конкурсов.
Возглавил заседание в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, отметивший во вступительном слове, что «радует не только сам факт проведения совещаний, а системное улучшение взаимопонимания в вопросах религиозного образования во внутрицерковном взаимодействии, а также повышение профессионального уровня работников православного образования».
Владыка Меркурий обратил внимание собравшихся как на необходимость тесного межепархиального взаимодействия, так и на улучшение сотрудничества епархиальных образовательных отделов с Синодальным отделом религиозного образования.
Митрополит Меркурий обозначил следующие основные задачи развития религиозного образования в епархиях. В области духовно-нравственного воспитания в детских садах Высокопреосвященнейший Владыка Меркурий подчеркнул необходимость воплощения на практике тех возможностей, которые предоставлены духовно-нравственным компонентом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и церковным документом «Православный компонент дошкольного образования».
В свете разрабатываемой общецерковной Концепции катехизической деятельности для каждой епархии будут созданы индивидуальные программы развития катехизаторской работы. При этом особое внимание должно быть уделено тем людям, которые будут заниматься данным видом церковного служения на приходах, их уровню образования и специальным навыкам работы.
Что касается сферы развития религиозного образования в воскресных школах, то здесь председатель Синодального образовательного отдела отметил необходимость кропотливой работы по анализу и систематизации самого успешного опыта педагогической деятельности в этой области, а также методической поддержки новых епархий.
Такую область работы епархиальных отделов религиозного образования как проведение конкурсов Высокопреосвященнейший Меркурий назвал одной из самых перспективных и рекомендовал активно развивать и совершенствовать это направление. Также глава Синодального отдела призвал собравшихся «не забывать о детях, которые принимают участие в конкурсах. Даже если они не заняли никаких мест, они немало потрудились и трудились с надеждой, что их труд достоин доброй оценки взрослых. Хорошо бы позаботиться о том, чтобы каждый участник конкурсов, которые вы организуете, получил хотя бы скромное свидетельство участника. Ведь это совсем не сложно, а детей и их родителей это вдохновит на дальнейшие творческие труды».
В заключение своего выступления митрополит Меркурий пожелал всем трудящимся на ниве религиозного образования и катехизации крепости сил и неоскудевающей помощи Божией в несении возложенных Священноначалием ответственных послушаний.
С информационными сообщениями по теме совещания также выступили руководители профильных подразделений Синодального отдела: протоиерей Иоанн Гавриков, и.о. заведующего сектором православного образования; диакон Герман Демидов, зав. сектором «Основ православной культуры»; Зайчикова Елена Николаевна, главный юрисконсульт Отдела; Туголуков Денис Александрович, зав. сектором катехизации; иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель информационно-аналитической службы; монах Трифон (Умалатов), зав. сектором образовательных конференций, чтений и конкурсов; Метлик Игорь Витальевич, зав. научно-методическим кабинетом; Челнокова Елена Викторовна, ответственный секретарь экспертного совета.
Митрополит Меркурий также ответил на вопросы руководителей епархиальных отделов образования и катехизации.
Участник заседания от Тульской епархии протоирей Геннадий Антонов отметил следующее: «Пожалуй, одной из самых острых проблем, звучавших на проходивших в Москве XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, в том числе и на совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования, стало расширение преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в российских школах. Этот вопрос был обозначен уже на открытии форума в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Сегодня данный предмет преподается только четвероклассникам в течении 34 часов, и это за весь 11-летний период обучения в школе! При таком положении дел сворачиваются и тормозятся все формы поддержки данного курса из-за его краткости. Например, зачем обучать педагога в вузе на уровне бакалавриата, если в наших городских школах в лучшем случае 3 4-х класса, а соответственно, всего 3 урока в неделю. Понятно, что и уровень знаний, образования, полученного детьми за 34 часа, тоже слишком мал, а ведь согласно концепции курса «Основы религиозных культур и светской этики» 2012 года предполагалось, что преподавание будет со временем проходить со 2-го по 10-й классы.
Поэтому Высокопреосвященнейший Меркурий в своем докладе призвал собравшихся поддержать расширение преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» на уровне епархий и регионов на основной и старшей ступенях школьного образования, стараться обеспечивать свободу выбора модулей курса, а также использовать все возможности для улучшения качества преподавания православной культуры в школах, привлекая к этой работе специалистов, методистов, организаторов, единомышленников из сферы управления образованием».
Следует отметить, что в принятом на торжественной церемонии закрытия форума Итоговом документе XXIII Международных Рождественских чтений, о проблеме преподавания «Основ православной культуры» в школе говорится следующее: «Православные духовные традиции должны быть достойно отражены и в современном образовательном процессе — от дошкольной ступени до высшей школы, что напрямую влияет на формирование нравственно здорового и духовно сильного общества. Призываем Министерство образования Российской Федерации распространить опыт преподавания предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» на все годы обучения в школе. Это будет содействовать и решению насущных вопросов подготовки необходимых специалистов в педагогических вузах и повышения квалификации педагогов. Также призываем власти других государств перенять положительный опыт России в области преподавания традиционных духовно-нравственных основ в государственных и муниципальных школах».
Позицию министерства образования по данному вопросу во время круглого стола «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы» в Государственной Думе, прошедшего в рамках III Рождественских Парламентских встреч, озвучила первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. Она считает важным расширить нравственную составляющую обучения в школах и подумает над расширением курса «Основ религиозной культуры и светской этики». Одной из форм этого расширения, по мнению заместителя министра, может стать изучение духовного наследия в ходе преподавания гуманитарных предметов: «Знакомство с нравственными понятиями и освещение духовных ценностей должно проходить на разных уроках гуманитарного цикла, таких, как русский язык, литература и другие».
Пресс-служба отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии