В рамках направления «Церковь и культура» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» 22 января  в  Московской государственной консерватории имени Чайковского  состоялась научная конференция «Русская цивилизация в музыке, литературе и изобразительном искусстве». Музыкальное искусство выражает невыразимое и тем самым смыкается с верой – об этом и многом другом узнали побывавшие на секции сотрудники Издательского отдела Тульской епархии.

Чтения, проходившие в Москве, затронули все сферы жизни и деятельности  христиан.  С актуальностью и остротой они подняли и раскрыли неудобные для наших «европейских коллег» полемические темы, показав, что Церковь в повседневной жизни всегда остается с Богом и людьми, вне политики и геополитики, и потому имеет непреложное право давать трезвую духовную оценку происходящему, а значит, называть вещи своими именами.

На конференции председательствовал доктор искусствоведения, профессор, проректор Московской консерватории Константин Зенкин. Курировал мероприятие иеромонах Никон (Белавенец), сотрудник Патриаршего совета по культуре.

Тема  встречи  имела и другое рабочее название, сразу же верно расставляющее акценты – «Равноапостольный князь Владимир и культурные вызовы современной Европы».

Как церковь и культура взаимодействуют сегодня? Каким вызовам они могут  и должны вместе противостоять? Поиском ответов на эти вопросы и занялись собравшиеся.

В своем приветствии участников Константин Зенкин привел слова из Доклада Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений о том, что  святой равноапостольный князь Владимир  выбрал Православие за его невероятную, неземную красоту.

«Преображая себя, свой внутренний мир, возрастая духовно, мы сможем силой Божественной благодати преобразить и мир вокруг нас, подобно тому, как равноапостольный князь Владимир, встретившись со Христом в Херсонесской купели крещения, смог преобразить жизнь своего народа», – говорил на открытии Чтений Первосвятитель.

«Эти слова в полной мере относятся и к искусству, которое  и вчера, и сегодня одинаково призвано преобразить  внутренний мир человека, – отметил К. Зенкин, – ведь выбор у Крестителя Руси действительно был. Выбор христианства поставил нас на путь единства с европейскими державами. Россия становится частью Европы и наследницей ее древнейшей культуры, через Византию – к Риму и древнегреческой античности. Православие – единственный фактор, который не позволил нам  раствориться в Золотой Орде,  либо в другом суперэтносе. В самые трудные времена благодаря вере Россия сохранила самобытность. Устояла она и в годы гонения на Церковь, и сила традиции оказалась так велика, что она сохранилась и стала возрождаться в годы испытаний Великой Отечественной войны.

Европейский путь России достиг своей кульминации в 18-19 и на рубеже 20 века, когда русская культура стала частью не только европейской, но и мировой культуры,  причем ее особенной частью. Популярные  во всем  мире и сегодня Стравинский, Прокофьев, Шостакович иллюстрируют продолжающуюся жизнь православной традиции.

Сейчас  в Европе наблюдается забвение христианских истин, отход от духа христианства, рост агрессии, насилия, и это тревожно. Становится очевидным: если мы хотим сохранить человеческую цивилизацию, необходимо  сберечь духовное. Но вспомним советское время, когда понятие духовности  нам оставили, но оно было оторвано от своих корней. Это время  научило нас, что без религиозных основ духовное развиваться не может».

Иеромонах Павел (Щербачев), заместитель ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре, насельник московского Сретенского монастыря, член Союза писателей России  рассказал об одном из направлений работы Патриаршего совета по культуре – о создании христианских музеев в митрополиях и епархиях Русской Православной Церкви:

«Преемственность всякой цивилизации – в тесной связи с  цивилизацией-матерью, которой она наследует. Восприняв культуру Византии, Россия унаследовала богатство, яркое, разнообразное и многоликое,  в первую очередь,  в сфере культуры – можно долго перечислять палитру деятельности наших предков, которые восприняли и преумножили наследие князя Владимира.

Долгие годы безбожия многие из предметов культуры пребывали в безвестности и бесхозности. Так появилась инициатива создания христианских музеев в России. Таким объектам не обязательно принадлежать Церкви, они могут находиться и  в частных руках – как, например, музей-квартира отца Иоанна Кронштадского в Петербурге.  Согласно положению Патриаршего совета по культуре, одной из основных его задач является консультативное содействие музеям после лет богоборчества и уничтожения  по сохранению древних артефактов, созданных под влиянием византийской цивилизации.

Задача высокая  – передать уникальное наследие будущим поколениям, и объединение усилий по инициативе епархий, музеев и частных лиц  позволит решать ее более эффективно, обеспечивая сохранение артефактов на территории присутствия РПЦ.

Для этого, по благословению Патриарха Кирилла, в ряде епархий, где сохранилось много  христианских памятников, введена особая должность епархиального древлехранителя (положение утверждено на заседании последнего Синода РПЦ).

Хранитель назначается правящим архиереем из числа квалифицированных специалистов, которые должны пройти дополнительное обучение. Так, первые курсы пройдут уже этим летом в Сретенском монастыре. Информационную помощь древлехранителям окажут известные представители музейного сообщества, сотрудники профильных институтов, Министерства культуры и Церкви. Знакомство с памятниками позволит людям вспомнить о своих духовных корнях и выборе князя Владимира, а главное, поможет обрести четкое понятие, определение и осмысление христианского искусства во избежание его профанации, дискредитации  и искажений, что в некоторых случаях наблюдается.

Примитивная организация интерьеров храмов в глубинке, связанная с материальными трудностями приходов, зачастую не дает людям представления о красоте Православия.   Поэтому необходимо более активное распространение книг и каталогов  по церковному искусству, а также устройство в епархиях передвижных и мультимедийных выставок христианского искусства. И такой опыт уже есть.

Сделать подобные экспозиции более доступными – это основная задача нашего проекта по созданию Исторического парка России на ВДНХ: планируется обустроить 20 тысяч квадратных метров выставки по истории и искусству, которые можно будет вывозить в регионы и показывать людям, которые не имеют возможности путешествовать. Следует  поставить акцент на работу с молодежью с проведением мастер-классов – нельзя упустить тех людей, которые в культурном плане были обездолены в период 90-х годов. Надеюсь, эта информация послужит платформой для новых форм сотрудничества между работниками культуры и Русской Православной Церковью».

Отвечая на вопрос участников конференции о том, что такое христианское искусство, отец Павел сказал, что «сегодня искусство зачастую принимает крайние модернистские формы, которые могут нести и разрушительную силу в смысле ценностей. Форма может не только подавить, но и убить христианское содержание, подменяя его содержанием политических или маргинальных целей самовыражения художника.

Как отличить зерна от плевел?  Критерием  настоящего  в искусстве может послужить общий вектор евангельской истины и духовно-нравственных ценностей, который передан нам через Священное Писание».

В работе секции активное участие приняла  принимающая сторона – Московская консерватория и ее специалисты: кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыки и музыкального образования Дмитрий Смирнов рассказал о  первом Археологическом съезде по проблемам  русского церковного православного пения и народного музыкального творчества. Старший научный  сотрудник Вера Никитина подготовила любопытный доклад на тему  «Духовные стихи казаков-некрасовцев», а кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Роман Насонов выступил с сообщением «Цивилизационный выбор Джона Тавенера».

Помимо научных сотрудников консерватории,  на конференции присутствовали представители и других культурных учреждений столицы. Завотделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович рассказала про современные интерпретации оперы Мусоргского «Борис Годунов», а Ольга Глушкова, советник по культуре Международного фонда славянской письменности и культуры, подготовила интересный  и многоаспектный доклад «Скульптор Клыков: взгляд на историю России».

На  мероприятии также прозвучали выступления участников, приехавших на Чтения из стран Ближнего Зарубежья и самых отдаленных уголков России. Так, Ирина Федяй, доктор философских наук, профессор Кыргызско-Российского славянского университета, преподаватель Ташкентской Духовной Семинарии, поделилась своим видением темы «Наука и религия в контексте западноевропейской культурной традиции». А Любовь Шпаковская, аспирантка Белорусской государственной академии музыки, рассказала о практических наработках коллег, тесно связанных с наследием князя Владимира. Собравшихся заинтересовал ее стендовый доклад «Опыты интонирования византийских песнопений в современной богослужебной практике Белорусской Православной Церкви».

Заключительным смысловым аккордом  всех сообщений стало выступление доктора искусствоведения, профессора Дальневосточного федерального университета из Владивостока Галины Алексеевой «Русская цивилизация – преемница Византии и посредница в передаче православных ценностей миру».

Большинство выступлений  касалось,  на первый взгляд, частных искусствоведческих вопросов и проблем, но  все они были объединены одним  общим стержнем – судьбоносным для мира выбором князя Владимира. Креститель Руси  привил нам мощное древо культуры,  которое до сих пор приносит добрые  и многообразные плоды.

Валентина Киденко, Издательский отдел Тульской епархии, фото автора