В рамках направления «Церковь и общество» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» состоялась секция «Современные вызовы российской семье».
Представители епархий и журналисты, в том числе сотрудники Издательского отдела Тульской епархии, собрались в Международном фонде славянской письменности и культуры. Разговор за круглым столом получился особенным. Участники поделились размышлениями о наболевшем, а именно – о семье и растущем числе внешних и внутренних факторов, всерьез угрожающих ей.
Председателем секции выступил хорошо известный читателям портала «Правмир» автор статей о вере и семейных отношениях протоиерей Александр Ильяшенко, а сопредседателем и куратором – не менее известные православные психологи и общественные деятели, авторы книг Ирина Медведева и Татьяна Шишова. Все они имеют самое непосредственное отношение к тематике мероприятия.
Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в Скорбященском монастыре, его супруга Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. В семье Ильяшенко – 12 детей и 30 внуков, а это большой практический и духовный опыт – и отца, и деда, и православного пастыря.
Ирина Медведева и Татьяна Шишова – активные противники различных нововведений, от политики ограничения рождаемости до проектов ювенальной юстиции, разрушающих институт семьи и ведущих к личным трагедиям детей и родителей. При их содействии приостановлена программа «Половое воспитание российских школьников» и не принят закон о репродуктивных правах, который ставил под угрозу рождаемость в нашей стране.
Круг обсуждавшихся проблем обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии Чтений и на Рождественских Парламентских встречах. Участники секции разделяют тревогу предстоятеля РПЦ. Особенно ее вызывает происходящее на Западе и искусственно насаждаемое с Запада в России.
Тема номер один, словами Патриарха, – это «…попытка подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями. Границы между добром и злом размываются. Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само понятие разрушается».
Из этого утверждения Святейшего вытекают и другие темы встречи. «Это и легализация так называемых однополых союзов, и узаконивание эвтаназии, и введение в общественную жизнь отдельных опасных элементов ювенальной юстиции. Все эти юридически закрепленные новации, противоречащие не только нравственным ценностям, но даже общечеловеческому здравому смыслу и инстинкту самосохранения, получают все большее распространение в мире и навязываются России.
Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей. В то же время забота о защите подлинных интересов ребенка требует поставить во главу угла заботу о семье, определить, признать и защищать право родителей на воспитание детей. Государство может вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи лишь в самых крайних случаях, когда физическому и нравственному здоровью ребенка угрожает реальная, доказанная опасность».
По словам Патриарха Кирилла, «…одной из главных бед России остается огромное число абортов. Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост. Церковь, следуя заповеди Божией «не убий», всегда видела в умерщвлении неродившегося ребенка тяжкий грех.
Большую озабоченность вызывают и репродуктивные технологии, которые вторгаются в Божий замысел о человеке, разрушают человеческое достоинство. Нельзя примириться с разрешением на уровне закона суррогатного материнства, превращающего детей и женщин в предмет сделки. Нам говорят: но что же делать женщине, если она не может родить? Взять сироту, как всегда поступали люди.
Многих людей волнует вторжение в их жизнь новаций, связанных с электронными средствами сбора и учета личной информации, которые повышают контроль над личностью не только со стороны государства, но и любой организованной силы, которая владеет технологиями. Убежден: люди должны иметь право выбора», – отметил Патриарх.
Обо всем этом и шла речь на секции в формате круглого стола.
Некоторые болевые точки семьи обозначила психолог Лариса Павлова, акцентировав, что отменено принудительное лечение в психиатрических клиниках, а значит, в семью возвращаются опасные психические больные, жизнь с которыми невыносимо тяжела.
Она упомянула новый закон о социальном воспитании, когда воспитатель в так называемых замещающих семьях, берущий детей за деньги, не только никогда не станет для них полноценным родителем, но и не обладает полными правами, а значит, не может защитить и права ребенка. Л. Павлова также привела пример нового понятия медиации, ставшего столь популярным сегодня у психологов. Например, ребенок в садике украл машинку. Что должен сделать родитель? По концепции медиации психолог рекомендует ему… похвалить выбор ребенка, его вкус, дать поиграть, а потом ненавязчиво попросить вернуть. Никакого осуждения его действия не предполагается, а значит, не будет воспитано понимание греха, не будет развита потребность в покаянии.
Участники эмоционально восприняли выступление настоятеля московского университетского храма святого Иоанна Кронштадского протоиерея Евгения Соколова, который задался вопросом: как выстоять в борьбе за заповедные уголки детства в стране, где валеология имеет больший вес, чем основы православной культуры? И почему приходится следить за законами, которые принимаются для нашего блага, и бороться с законодателями?
«Бог создал мир по закону, и мы соблюдаем законы физики и математики. Но есть у человека и духовные законы, которые также работают. Но как государство оценивает человека, его нравственность? Не по этим законам, а по Уголовному Кодексу. Государство, живущее по УК, ничего не добьется, и всякая борьба за лучшее бессмысленна, поскольку нет национальной идеи – духовного смысла существования данного народа на данной территории. И пока ее нет, никакая доктрина – ни экономическая, ни образовательная – не будет принята.
Церковь отделяет грех от человека. Примирение с собой – плохой выбор мальчика-двоечника, по-настоящему оно может состояться только на основе покаяния. А почему нет покаяния? Я служащий священник и могу свидетельствовать, что покаяния нет. Каждый день я беру в руки целый роман о грехах: соседку обидел, начальника осудил, а зачем он нужен мне? Зачем он нужен Богу? «Вот, батюшка, двойки получил – сотрите». Сотру – а грех останется! Откровение помыслов надо приносить духовнику в личной беседе, а для исповеди достаточно 3-4 минуты, чтобы грех назвать одним словом: украл или прелюбодействовал. Покаяния нет? Бог и не лечит. А не каемся – не можем растить и ребенка. Если духовное не внесем в наши ряды, если не придем к подлинной любви по духовным законам (а духовность – это умение правильно любить), то ничего не изменим.
Недавно мы поздравляли друг друга с праздником Рождества. Рождество каждый год – это новая встреча. Христос снова приходит в мир и хочет видеть нас выросшими, и что застает? Веселимся, гуляем, поем, а душа не поменялась. Пока не покаемся, и не поменяется. А национальная идея не изобретается философами и законодателями и другими важными умами. Национальная идея дается Богом. И нам она дана: «Русь Святая, храни веру Православную!».
Биолог Татьяна Крылатова коснулась темы молодежных и детских флешмобов: «Вместо того, чтобы усовершенствоваться, сегодня человек снова становится на четвереньки. Недавно был случай. Очень успешные дети в очень успешной столичной школе раздетыми бегали на глазах у учителей и младшеклассников. Но школьные психологи, вместо того, чтобы осудить безобразное поведение, применили медиацию и говорили с детьми о случившемся как о чем-то позитивном. Алгоритм медиации – свести все к игре – в некоторых ситуациях недопустим. Я не призываю к карательным мерам, но учить ребенка покаянию необходимо.
Некоторые подобные «перфомансы» с раздеванием в общественных местах – это случаи даже не плохого воспитания, но классической психиатрии, и беда в том, что и специалисты, и просто окружающие не видят патологии. Понятие нормы размывается.
На самом же деле понятие девиации (правильного и неправильного, нормы и отклонения) очень четкое.
Сегодня душевнобольные вышли из узилищ и темниц, где содержались в прошлые века. Что делать с больными? Они тяжело страдают, их болезнь – это морфоэмоциональная незрелость, которой поражены и тело, и мозг, но мир не замечает проблемы. Словно в среде законодателей преобладают сектанты, сайентологи, которые считают, что с помощью психологии можно выйти из любой болезни. С Запада пришло веяние, когда помощь врача редуцируется, все отдается на откуп вспомогательным специалистам – социальным психологам, психологам-педагогам, волонтерам. А ведь дело серьезное. Психическое здоровье – то, на чем держится семья».
Вера Пащенко из Воронежа поделилась вопиющим ювенальным случаем, когда у священника изъяли девятерых детей. Аргументация соцслужб была жесткой: детей воспитывали по-православному строго, они бедно одеты и потому якобы испытывают моральные страдания, а их детский труд незаконно использовали… в доме и на огороде. Изъятие происходило без родителей и сопровождалось скандалом и насилием: старшую девочку, которая особенно сопротивлялась, соцработники волокли за волосы по снегу, лицо подростка было в крови. Несмотря на широкий общественный резонанс, документы для лишения священника родительских прав по-прежнему готовятся.
Врач Людмила Яцухна приехала из Анапы – «пилотного» региона, где опробуют новый «семейный» законопроект. Под видом противопожарной безопасности полицейский, работник МЧС, психолог и соцработник вчетвером обследовали 30 тысяч семей, где задавали неуместные вопросы о собственнике жилья и о том, кто является наследником, проверяли холодильники и шкафы, призывали детей жаловаться на родителей. Жители города уже поняли, закон опасен – он дает доступ государству в любую семью, куда в любое время могут прийти посторонние равнодушные люди и все разрушить.
За круглым столом выступили представители духовенства по проблемам абортов, а также глава нового информагентства «Иван-чай» Ирина Жгутова, сотрудники АРКС (ассоциации родительских комитетов и сообществ). Они призвали участвовать в православных инициативах в защиту семьи и оттачивать свое правовое сознание.
Большой отклик вызвало выступление Елизаветы Дьяченко из Луганской области, директора духовной лечебницы для детей, которая показала небольшой видеоролик о больнице и попросила молиться о детях Малороссии. По ее словам, в лечебнице стремятся компенсировать интеллектуальную недостаточность маленьких больных развитием их душевных качеств, и с Божьей помощью это получается.
Итог секции подвел протоиерей Александр Ильяшенко: «Многодетные семьи в России встречаются, и это отрадно, но даже в православной среде и литературе почему-то бытует негативное отношение к ранним бракам, хотя у них много плюсов – нет болезней, нет развращенности молодого поколения. Но это неприемлемо для широкой аудитории. И мы сталкиваемся перед противоречием, когда, осуждая ранние браки, боремся с абортами.
Если бы эти дети родились, появилось бы еще два миллиона детишек в год. Но до совершеннолетия человек нетрудоспособен, а значит, это 36 млн. иждивенцев – а готова ли страна их принять: кормить, лечить, давать образование? Еще во времена Менделеева в России была колоссальная рождаемость – 50 человек на тысячу населения, то есть каждая пятая женщина с ребенком в коляске или под сердцем. Зайдя в метро, сегодня я не встретил ни одной беременной или с малышом. При этом смертность в России – это 16 человек на тысячу. Сравните, в 60-е годы – всего 7-8 человек. Сейчас у нас отрицательная рождаемость. А ведь еще в Отечественную войну 1812 года известный французский генерал в переписке говорил об угрозе для европейского мира со стороны северных народов (русских), о том, что нужно ставить заслон на пути их размножения».
Из слов отца Александра напрашивается вывод, что и сегодня пока еще большая глазами США и Европы Россия по-прежнему «несет опасность», поэтому никуда не исчезло стремление поставить заслон нашей рождаемости и способствовать ослаблению семьи.
В завершение батюшка призвал полемизировать с теми, кто придумывает бесчеловечные и бездарные законы, доказывать их непрофессионализм и несостоятельность. И тогда наша аргументация усилится.
Покидая очередную секцию Чтений, участники познакомились с выставкой работ членов Межвузовского иконописного совета «Верность традициям» в здании Фонда.
Валентина Киденко, издательский отдел Тульской епархии, фото автора