Школьные Рождественские чтения, традиционно проходящие в Иншинской средней общеобразовательной школе в начале февраля, в этом году совпали с работой стажировочной площадки для учителей-преподавателей курса «Основы православной культуры».
Приветствуя гостей, директор МОБУ «Иншинская СОШ им. Л. Н. Толстого» Алла Обрезкова напомнила, что изначально школа начинала работать по концепции Льва Николаевича Толстого: «Реализуемые нами нравственные принципы сегодня воплощаются через авторский курс «Духовное наследие России» на основе православных традиций. Этот курс органично сосуществует с предметом «Основы православной культуры» на культурологической основе».
Олег Хавронюк, доцент кафедры технологий обучения, воспитания, дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», обратил внимание собравшихся на новые тенденции в образовательной и культурной политике государства: «Главное – это ориентирование ученика на самообразование и желание воспринимать преподаваемые ему знания. Если личность готова к восприятию, то процесс усвоения проходит легко и гармонично.
Задача преподавателя ОПК и ОРКСЕ заключается в формировании российской гражданской идентичности, потому что в ней заключено ядро национальной самобытности.
Когда речь идет о размыве многих нравственных положений, важную роль в сохранении нравственных основ и традиций играют религии. Особую роль в этом деле играет Православие».
Творческий коллектив учащихся подготовил для гостей школы спектакль «…Откуда есть пошла Русская земля…», созвучный теме Школьных Рождественских чтений, посвященных 900-летию со дня преставления преподобного Нестора Летописца, главным подвигом жизни которого было составление «Повести временных лет».
Вклад Нестора Летописца в русскую литературу и культуру по достоинству оценили не только историки. Русская православная церковь возвела летописца в ранг святых.
Дмитрий Хололеенко, учащийся 9-го класса МОБУ «Иншинская СОШ им. Л. Н. Толстого», исполнитель роли преподобного Нестора, поделился обретенными на Школьных Рождественских чтениях знаниями: «Нестор Летописец называл книги реками мудрости и говорил, что они приносят пользу душе, потому что тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми».
Духовный наставник учеников и учителей школы иерей Игорь Митусов, клирик храма в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси г. Тулы, поблагодарил Бога за возможность соработничества со светским учебным заведением: «Подобные семинары с учителями, в которых задействованы ученики Иншинской школы, позволяют акцентировать внимание педагогов на том, как необходимо преподавать в школах знания и навыки, в основе которых лежат православные ценности, которые приведут детей к правильному пониманию истории и дадут им возможность жить по законам любви к ближнему и к Богу».
По завершении спектакля хозяева и гости Рождественских чтений побывали на двух открытых уроках по предмету «Духовное наследие России». Первое занятие, – «Исполнен долг, завещанный от Бога…», – было созвучно теме Школьных Рождественских чтений и посвящено Нестору Летописцу.
Пятиклассник Дмитрий Кислов в ходе урока сделал вывод: «Преподобный Нестор – это самый главный летописец, и я считаю его отцом русской истории».
На тематическом уроке «Оптина Пустынь – духовный центр России» учащиеся старших классов ознакомились с житием и трудами преподобного Амвросия Оптинского, богомудрого учителя веры и благочестия.
Семиклассница Дарья Исаева на уроке узнала о том, что Лев Толстой, после беседы со старцем Амвросием, сказал, что когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога.
Ирина Овчинникова, педагог начальных классов МОУ СОШ №7 г. Щекино ТО, высоко оценила труд авторов курса «Духовное наследие России» Натальи Крючковой и Натальи Антроповой: «Сегодня мы увидели колоссальную подготовку учителей, пропускающих через себя учебный материал, которым они щедро делятся с детьми.
Школьники живо и активно участвуют в учебном процессе, подтверждая правоту слов Франсуа Рабле, считавшего детей не сосудом, который надо наполнить, а факелом, который надо зажечь. Смотря на учеников и их заинтересованность, мы с коллегами понимаем, что таких факелов в этой школе зажглось очень много.
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что как бы ни был тяжел крест, который несет человек, дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца. Поэтому задача педагога – научить детей жить, подобно вращающемуся колесу, которое одной точкой едва касается земли, а остальными стремится вверх».
Алексей Анкин, фото Максима Курчакова