В киноклубе миссионерского отдела Тульской епархии состоялся показ просветительской медиа-программы «Задонщина». Ее представил волонтер отдела, катехизатор Петр Степанович Яценко – актер по образованию.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов во вступительном слове отметил, что основная идея «Задонщины» – величие Куликовской битвы: автор произведения восклицает, что слава победы  донеслась до разных концов земли.

– Перед собравшимися звучал текст на старославянском языке, и все могли оценить его красоту, величие. И очень важно еще раз послушать это творение – когда происходят такие сложные события в стране и в мире, – отметил Алексей Викторович. – Без знания истории, без ее понимания невозможно дать оценку дню сегодняшнему. Особенно актуально донести все мысли, заложенные в «Задонщине», до подрастающего поколения. Ведь молодежь в результате всех катаклизмов, случившихся в стране за последние двадцать лет, оказалась словно в некоем вакууме, пребывает в растерянности.

Петр Яценко вначале рассказал слушателям, как подходил к этому произведению, как ему помогали освоить старославянский язык преподаватели-филологи ТГПУ имени Л.Н. Толстого. Наш земляк с успехом выступал с этим произведением в прошлом году на Международных образовательных Рождественских чтениях в Москве. Много ездит по Тульской области: показывает «Задонщину» в школах, интернатах, домах престарелых, называя это своим служением.

В миссионерском отделе на экране шел фильм «Миротворцы», снятый Петром Яценко и его женой Татьяной, где были показаны торжества на поле Куликовом с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента РФ В.В. Путина. Съемки шли там, где прошло великое сражение, на которое, по словам Гумилева, пришли разрозненные полки, ушедшие оттуда уже русским народом. Звучали слова святого преподобного Сергия Радонежского, ставшие национальной идеей: «Любовью и единением спасемся!».

«Задонщина» – памятник древнерусской литературы конца 14–15 вв., посвященный победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Дмитрием Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая; битва произошла на Куликовом поле 8 сентября (по старому стилю) 1380 года.

В основе произведения лежат реальные события Куликовской битвы, но это не последовательный исторический рассказ о подготовке к сражению, о самом сражении, о возвращении победителей с поля брани, а эмоциональное преломление всех этих событий в авторском восприятии.

Дата создания «Задонщины»неизвестна. По мнению исследователей М.Н.Тихомирова и В.Ф.Ржиги, это произведение было написано вскоре после Куликовской битвы, между 1380 и 1393. Их доказательства таковы. Во-первых, в «Задонщине» упомянута столица Болгарского царства город Торнава (Тырново), до которого доходит весть о славной победе, одержанной Дмитрием Донским. Но Тырново было завоевано турками в 1393, а значит, Задонщина, скорее всего, была написана до этого времени.

Куликовская битва изображается в Задонщине как подвиг русских князей и воинства во имя православной веры, как победа, предначертанная Богом.

Фрагмент, который открывается обращением к русским людям – своеобразный рефрен во вступлении к основному тексту Задонщины. Автор призывает повергнуть в печаль восточную землю, татарские пределы, и прославить Дмитрия Донского и его двоюродного брата Владимира Андреевича. Повествователь вспоминает искусного певца («горазна гудца») Бояна. Подобно тому, как Боян прославлял в стародавние времена победы киевских князей, автор Задонщины, следуя за Бояном и здесь же упомянутым Софонием рязанцем, возносит хвалу победителям Мамая.

Центральная часть Задонщиныоткрывается известием о том, что Дмитрий Донской и Владимир Андреевич выступили против Мамая. Сбор русского войска обозначен метафорой «звенит слава по всеи земли Рускои» и изображен посредством сравнения русских ратников с орлами. Автор Задонщины прибегает к гиперболе, говоря, что против Мамая выступили все русские князья и воины, собранные во всех русских землях.

В описании похода и сражения доминируют речи и диалоги. Дмитрий Донской призывает брата и воинов не посрамить своей чести и славы, пролить кровь «за землю за Русскую и за веру христианскую». Беседуют между собой братья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, сыновья литовского князя Ольгерда, бывшего злейшим врагом Дмитрия Донского: они решают помочь московскому князю и выступить против Мамая. Дмитрий Донской укрепляет дух своего двоюродного брата мужественной речью перед битвою, перечисляя своих славных воевод и бояр. А воин-монах Пересвет вдохновляет на битву самого князя Дмитрия кратким напоминанием: «Лутчи бы нам потятым (убитым) быть, нежели полоненым от поганых татар». Другой же монах-воин, Ослябя, обращая речь к Пересвету, предрекает гибель в сражении ему и своему собственному сыну Якову.

К кульминационному моменту битвы приурочен плач русских жен по убиенным мужьям, а перелом в сражении происходит после новых речей Владимира Андреевича и Дмитрия Донского, призывающих воинов на подвиг. Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате, испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых». Другая развернутая метафора сражения в Задонщине– засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». Битва уподоблена также охоте, в которой охотничьи птицы обозначают русских ратников, а их добыча – воины Мамая: «Уже бо те соколы и кречаты за Дон борзо перелетели и ударилися о многие стада лебединые. То ти наехали русские князи на силу татарскую».

Руководитель миссионерского отдела иерей Павел Картушин поблагодарил Петра Степановича Яценко за прекрасное выступление:

– Можно пожелать только одного: чтобы было больше таких замечательных проектов, самостоятельных работ. И хоть юбилейный год преподобного Сергия Радонежского уже прошел, эта тема должна развиваться в разных направлениях. А мы будем способствовать, чтобы Петр Степанович имел возможность как можно чаще выступать с показом Задонщины перед людьми разного возраста, но, в основном, конечно, перед молодежью.

Пресс-служба Миссионерского отдела