В тульской Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого состоялась встреча с читателями Олега Сенина, писателя, поэта и публициста, магистра богословия, консультанта по вопросам русской литературы епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», посвященная теме «Личный духовный опыт в произведениях русских литераторов».
Открывая мероприятие, заведующая сектором читального зала Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого Светлана Федоровна Люкшина отметила, что представлять собравшимся Олега Михайловича вряд ли есть необходимость. Ведь это далеко не первая встреча в стенах библиотеки с автором нескольких книг и множества публикаций, преподавателем Тульской Духовной семинарии и просто человеком незаурядной судьбы. И каждая из них открывает новые интересные грани его личности и творчества.
«Зажегши свечу общения», выражаясь образно, Олег Михайлович начал свое выступление, посвященное теме личного духовного опыта в произведениях выдающихся русских литераторов, практически с самых начал. А именно – с уникального человека, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. Будучи выходцем из архангельской деревни, он своим удивительными дарованиями показал не только возможности русского человека постпетровской эпохи воспринять научные достижения западной цивилизации, но и поразительную жажду всестороннего познания мира. При этом Ломоносов оставался человеком веры. За время обучения в Германии у выдающихся философов своего времени, он только утвердился в том, что Господь Бог установил в окружающем нас мире законосообразность и гармонию. Одно из многочисленных подтверждений того, что Ломоносов воспринимал Вселенную как Творение Творца – его великолепная ода «Утренние размышления о Божием величестве», которую прочел на память Олег Михайлович.
Духовность, вера в Бога Всемогущего как Создателя мира и как праведного Судию положена в основу творчества другого крупнейшего поэта, представителя эпохи Просвещения, основоположника русского классицизма и автора переведенной еще при его жизни на 17 языков оды «Бог» Гавриила Романовича Державина. Еще совсем ребенком он остался без отца. Его мать была вынуждена, спасаясь от бедности и притеснений бесчестных людей, защищать себя и своих детей в судах. В передних чиновников бедная вдова простаивала часами, но правды добиться она не могла нигде. Эти грустные впечатления детства оставили в душе ребенка неизгладимый след. Идея высшей правды, справедливости отразилась в духовной оде Державина «Властителям и судиям», которая, по существу, является переложением одного из псалмов царя Давида.
В процессе беседы была затронута тема духовных исканий, открытий и обретений, произошедших в последние годы жизни «солнца» русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина. Бесспорно, это повод для отдельного разговора. Но все же слушателям было весьма интересно вместе с Олегом Михайловичем по-новому прочитать, понять и прочувствовать избранные места из его стихотворения-манифеста «Памятник», узнать о роли в духовном осмыслении поэтом собственной жизни, богатой на различные события, митрополита Филарета, святителя Московского. Особое внимание было уделено теме покаяния, отразившейся в стихотворениях «Монастырь на Казбеке», «Воспоминание» и других творениях духовной лирики, вершиной которой, бесспорно, является «Отцы пустынники и жены непорочны…» – искренний отклик разума, сердца и души поэта на покаянную молитву Ефрема Сирина.
Не менее увлеченно рассказал Олег Михайлович о непростых жизненных и творческих путях Федора Ивановича Тютчева. Награжденный от рождения чувствительной натурой и поэтическим даром, Федор Иванович с детства воспринял Христа всей душой и был воспитан в Православии своей богомольной матушкой. Неоценимую роль в дальнейшем его воспитании и образовании сыграл поэт и переводчик Сергей Раич (Амфитеатров), выходец из семьи священнослужителя и младший брат Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). Жизнь Тютчева, сложная, порой не укладывающаяся в общепринятые рамки, была исполнена внутренними терзаниями и мучениями, которые выливались в прекрасные, тонкие по своему лиризму и глубочайшие по степени чувств и их осмысления стихи.
Конечно же, невозможно представить разговор о духовности как основе литературного творчества, минуя Федора Михайловича Достоевского. Олег Михайлович поделился с присутствующими собственным сокровенным опытом открытия и переосмысления произведений Достоевского во время, когда он сам отбывал наказание в лагерях.
В этом контексте, как продолжение изначальной многомерной и многоплановой темы, своевременной и интересной для слушателей оказалась последняя книга Олега Сенина «Благодати светлое крыло». Особую роль играет подзаголовок – «Отклик сердца на Слово Божие и жизнь Церкви», который, по существу, выражает суть книги.
– Книга эта была задумана именно как выражение своего личного опыта переживания веры, его соотнесенности к тому, что заключено в Священной истории, в жизни Церкви, – сказал Олег Михайлович. – Все мы читаем «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского – одну из лучших книг для знакомства с Православием, которая лично мне дала очень многое. Но когда я читаю, к примеру, «Мысли христианина» святого Иоанна Кронштадтского, то понимаю, что это нечто иное, пропущенное через сердце и душу. Подобный опыт узнавания и удивительного приятия случился со мной, когда я открыл для себя «Лето Господне» Ивана Шмелева. Во мне заново с той же живостью, с тем же восторгом ожил калейдоскоп детских воспоминаний.
Когда я приступил к работе над этой книгой, у меня уже был некий материал. В каждой главе я совместил свои проповеди, в которых доступно, с ненавязчивой дидактикой изложены основные темы Ветхого и Нового заветов, с духовной поэзией. И тогда мне пришла мысль: вовлечь в этот обозначенный круг библейских тем свой личный опыт, потому что ничто так не удостоверяет в неподдельности мыслей и чувств, как личный опыт человека. Так возникло решение помещать после каждой темы мой небольшой рассказ.
Олег Михайлович остановился на нескольких рассказах, которые действительно вызывают неподдельный интерес у читателя одними своим названиями. Как, например, рассказ «Цистерна», размещенный в главе «От доверия к Богу до отпадения», или «Заступница усердная» из главы «Материнская вера Пречистой». Каждый из них повествует о переломных моментах в судьбе автора, о его непростых поисках и обретении веры, его разочарованиях и радостях.
Надежда Первухина, сотрудница Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого, писательница и поэтесса, выразила Олегу Сенину от имени всех присутствующих благодарность: «за очередную великолепную, умную книгу, за присущую ему позитивную энергию. И хотя Олегу Михайловичу не дарован Богом сан священника, его можно назвать настоящим миссионером», – добавила она.
В завершение встречи Олег Михайлович преподнес в дар Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого собрание сочинений в семи томах своего друга – замечательного русского писателя Леонида Ивановича Бородина, с которым он вместе отбывал наказание с 1969 по 1970 год в одной из зон «Дубравлага». Этот человек удивительного мужества и таланта был арестован, будучи учителем, как член антисоветской организации ВСХСОН – «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа» и находился в заключении с 1967 по 1973 год. Писать стихи Леонид Иванович начал еще в заключении, а после своего освобождения обратился к прозе. В 1990 Бородин руководил отделом прозы журнала «Москва», а с 1992 стал его главным редактором. Четыре года назад Леонида Ивановича не стало.
Важно отметить, что такой подарок, приуроченный ко Дню Православной книги, стараниями Олега Сенина получат все библиотеки города Тулы, а также 25 районных библиотек.
Марина Полянская, фото автора