В погожие дни мая группа Тульского епархиального паломнического центра совершила путешествие по святым местам Псковщины и посетила монастыри: Псково-Печерский,  Крыпецкий Иоанно-Богословский, Святогорский Успенский, Варлаамо-Хутынский.  А также побывала в Псковском кремле, где любовалась Троицким собором, в Изборске, Никандровой пустыни.

Помолившись покровителю путешественников свт. Николая Чудотворцу и преп. Никандру Псковскому, храм которого  давно стоит в ограде Богородичного Щегловского монастыря в Туле, группа паломнического центра отправилась в путь. В северо-западной части России находятся древнейшие монастыри и крепости,  духовное и историческое наследие которых отражает все этапы многовекового развития нашей страны. Можно сказать, что наше паломничество проложило путь к истокам Руси.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь – один из крупнейших духовных центров Российского государства. Расположен он на расстоянии полсотни километров от Пскова и трех километров от границы с Эстонией. Само название Печерский получил от пещер «Богом зданных», открытых в 1392 году, в которых в древние времена жили монахи-пустынники.

Паломники поднялись на Святую горку, расположенную над пещерами рядом с куполами Успенского храма. Во время экскурсии над святой горой пролетела стая гусей.

– Гуси-лебеди… Птицы словно понесли наши молитвы к небу, – сказала одна из паломниц.

Вечернее богослужение проходило в храме Михаила Архангела. Здесь находится одна из главных святынь – десница великомученицы Татианы.

– С трепетом поклонилась своей святой покровительнице, – сказала наша паломница Татьяна, – рада предоставленной паломническим центром возможности узнать многое о подвигах и подвижниках этой святой обители, прикоснуться к их богоугодной жизни, в основе которой любовь к ближним».

– Важно научиться не только получать назидания святых предков, принимать со смирением их наставления, но и подражать им в исполнении заповедей Божиих для нашего очищения и спасения, – отметила паломница Виктория Резаева.

В 1473 году инок Иона ископал пещерный храм, вокруг которого выросла Успенская обитель. В XVI веке трудами игумена Корнилия воздвигнуты монастырские стены и башни, звонница и храмы. Обитель была мощной твердыней против врагов Церкви и Отечества.

На протяжении веков Успенский монастырь называют Домом Богородицы, твердым оплотом православия, духовной святыней. В Успенском храме находятся чудотворный образ иконы Божией Матери «Успение» и гробница с мощами преподобномученика Корнилия, убитого царем Иоанном Грозным в 1570 году.

Тульские паломники участвовали в Литургии в храме Успения. После богослужения они посетили Богом зданные пещеры, в которых покоятся мощи первого старца Ионы – основателя монастыря, его благочестивой супруги Вассы (почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители), Лазаря Прозорливого, останки многих иноков и воинов – защитников обители, а также старцев, почивших в прошлом и нынешнем веке, в том числе схиигумена Саввы и Иоанна Крестьянкина.

– С интересом узнали о великом значении нашей Святой Руси для православного мира. Нам всем необходимо понять, что Господь Сам промышляет о нашем русском народе, –  были единодушны Алексей Сидоров и его сестра Елена Матвеева.

Изборск. Серебряная гладь Мальского  озера.

Славянские племена ильменских словен и кривичей издавна населяли эти земли. В 862 году было обустроено городище, давшее начало городу Изборску. В XIV веке здесь была сооружена крепость. Ее башни серого плитняка и по сей день выглядят основательно. Внутри крепости находится храм свт. Николая Чудотворца, с внешней стороны – Корсунская часовня. Рядом со стенами древнего города находится источник Словенские ключи и Мальская долина.

Посещение этих мест нашими паломниками было, пожалуй, самой лирической страницей путешествия. С высоты 70 метров открывается прекрасная панорама живописного уголка русской природы. На серебряной глади Мальского озера удивительной красоты редкие птицы – гуси-лебеди.

Группа карстовых  источников возле Городищенского озера – Словенские ключи, которые получили название 12-ти Апостолов по количеству небольших водопадов, сбегающих с холма.

И это далеко не единственное красивое место. В какую сторону света ни пойдешь по Псковской земле – везде найдешь не только озеро или родник, но старинный монастырь или церковь. В вековой тишине непроходимых лесов, по берегам быстрых речек и прозрачных ручьев, на ярких коврах заливных лугов, над бескрайними озерными гладями и посреди широких полей стоят неповторимые белоснежные псковские церкви – четырехстолпные, одноглавые. Дорога в этот край длинная, но каждый километр пути радует буйством красок. И каждая остановка – целое открытие.

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Немало истинных подвижников веры и благочестии воспитывалось на псковской земле. Среди них основатель Крыпецкого монастыря – преподобный Савва, родом серб, пришедший в Псков с Афона. Проявив особое послушание и смирение, получил благословение уйти в пустынножительство к озеру Крыпец. Вскоре вокруг него собралась братия. Монастырь и по сей день находится среди непроходимых лесов и болот. При Савве женщин в монастырь не допускали. Молебен на исцеление супруги князя Ярослава Оболенского преподобный Савва читал за стенами монастыря.

Святой прославился многими чудотворениями. Сам объявил о необходимости открытия его мощей. Его именем назван целебный источник. Сейчас монастырские стены выстраиваются для защиты огромной территории, на которой умещаются храмы, корпуса, огороды и целых три озера.

Наши паломники прибыли в обитель к началу воскресной Литургии. В лучах золотого рассвета все выглядело очень таинственно, и паломники замерли в созерцании удивительного места.

В утренней тишине каждое слово Литургии, участниками которой мы стали, звучало особенно отчетливо. А особой радостью стало участие в крестном ходе вокруг монастыря. Словно снова встретили Пасху! Насельники обители приняли нас как дорогих гостей. Паломникам здесь рады, для них устроена гостиница. Нас пригласили на монастырскую трапезу. Мы забрались на колокольню, искупались в источнике. Особенно запомнились простота и открытость брата Валерия, нашего православного экскурсовода по монастырю. В таких местах хорошо было бы отдохнуть от суеты нашего бытия, но очень хотелось добраться до следующих мест.

Древний Псков – город и государство.

По зову вечевого колокола у святой Троицы собирал Господин Псков на вече представителей всех концов города. К его стенам не раз подступали враги, и псковичи мужественно обороняли рубежи родной земли. Псковщина на карте выглядит, как щит, заслоняющий с запада Русь. Но Псков – это и город-молитвенник. В Пскове, первое упоминание о котором относится к 903 году, паломники посетили кремль.

В Пскове хранят память о равноапостольной княгине Ольге. В древнейших письменах Псков и Ольга упоминаются одновременно. Родиной Ольги считается село Выбуты недалеко от Пскова. Здесь она встретила своего супруга – Киевского князя Игоря. Став первой христианкой из представителей княжеской власти, Ольга побывала в родных краях. В Житии говорится, что однажды Ольга остановилась на правом берегу реки Великой, и неожиданно три солнечных луча пробились сквозь облака и указали на противоположный берег. Княгиня решила, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град, велик и славен».

С тех пор благодарные псковичи стали считать Ольгу своей покровительницей. Современный Троицкий собор – четвертый на месте деревянной Ольгиной церкви – относится к XVII веку и имеет высоту 78 метров. Внутри собора 7-ярусный иконостас, мощи святых покровителей города князей Довмонта и Всеволода, блаженного Николая Саллоса. В феврале 1570 года юродивый Николай Саллос спас Псков от страшной мести Иоанна Грозного, за что и погребен в соборе вместе с князьями.

Паломники поклонились почитаемым псковичами святыням. В храме Троицы – чудотворная икона Божией Матери Чирская, икона Божией Матери Жемчужная, частицы мощей святой Равноапостольной княгини Ольги

Поклонились преп. Никандру Псковскому, давшему название храму Щегловского монастыря в Туле.

Начало пустынножительства на псковской земле было положено преподобным Евфросином. Он подвизался в древнейшем Святогорском монастыре. Затем ушел к северу от Пскова и основал там Спасо-Елиазаровский монастырь.

Односельчанином и учеником преподобного Евфросина был Никон, который стал пострижеником Крыпецкого монастыря с именем Никандр. Впоследствии он основал новый монастырь – Никандрову пустынь. Видя ревность юноши Никадра, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, Никандр услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О “страстех пустынных” ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество – книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

В пустыни Никандр жил в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно на Великий пост преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму.

К преподобному стало приходить много народа “пользы ради”, ибо, по слову преподобного Иоанна Лествичника, “монашеское житие – свет для всех человеков”. Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями.

Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую “гостиницу у дуба”, которую сам протапливал.

Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают –  преподобный Никандр-пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки.

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители – Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

Именем святого Никандра Псковского назван храм Богородичного Щегловского монастыря в городе Туле, прихожанами которого является большинство паломников.

– Велико было наше стремление побывать в этих удивительных местах, – говорит паломница Людмила Кузнецова. – Пустынь и поныне находится среди непроходимого леса. Вековые ели, покрытые мхом, словно сопровождают нас к святым источникам целебной воды. Сегодня, посетив пустынь, кто-то купается, кто-то пишет записки с просьбами великому молитвеннику преподобному Никандру. Но все одинаково счастливы, что добрались в эти прекрасные места.

Варлаамо-Хутынский монастырь.

Две ночи паломники провели в Печорах в гостевом доме. Условия хорошие, но ночлег в паломнической гостинице Варлаамо-Хутынского монастыря понравился еще больше. К вечеру третьего дня паломники прибыли в Варлаамо-Хутынский монастырь. В XII веке на 10 км к северу от Великого Новгорода ушел в пустынножительство преподобный Варлаам. В своей монашеской шапочке он наносил земли, соорудил небольшую горку, где и молился, изгоняя из худого места нечистую силу. Наши паломники обошли крестным ходом вокруг горки с пением тропаря «Христос Воскресе!», а соловьи им подпевали.

На  дороге маршрута Тульский епархиальный паломнический центр спланировал остановки, как подарки для любимых паломников. По дороге в Печоры мы также посетили  Святогорский монастырь в Пушкинских горах. Здесь находится явленная икона Божией Матери Святогорская Одигитрия и могила великого русского поэта А.С.Пушкина.

На обратной дороге заехали в Иверский монастырь на Валдае и в поселок Городня к храму Рождества Богородицы, построенному по благословению преподобного Сергия Радонежского в 14 веке.

Все паломники очень благодарны Тульскому епархиальному паломническому центру и его руководителю архимандриту Клавдиану за прекрасно организованное паломничество, многое открывшее душе и обогатившее всех молитвенными подвигами.

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра, фото паломницы Виктории Резаевой