Многим, должно быть, доводилось видеть по телевизору шокирующие кадры с религиозных мероприятий, где люди в состоянии некоего психического возбуждения истерически что-то выкрикивают, размахивают руками, некоторые из них падают на пол, а иные безудержно смеются.
Все это, естественно, выглядит, по меньшей мере, странным, и не может не удивлять. Но так получается, что подобное времяпрепровождение считается вполне нормальным и даже духовно-полезным для членов харизматических (неопятидесятнических) сект, коих в современной России довольно много.
Не во всех сектах неопятидесятнического толка описанные выше практики в крайнем их проявлении имеют место быть, но все эти секты можно распознать по необычному строю богослужебных собраний, напоминающих рок-концерты, где под динамическую музыку члены общины поют коротенькие песни и размахивают руками. Так же адепты этих сект прибегают к практикам «говорения на иных языках», т.н. глоссолалии. Неопятидесятники считают, что на них сходит Святой Дух, в результате чего они начинают произносить непонятные ни им самим, ни окружающим (кроме особых толкователей) звуки и слова из «древних» или современных иностранных языков, или даже «ангельских языков». Глоссолалия, как полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков, известна с древности и является непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов. Как правило, «говорение языками» у неопятидесятников начинается в результате воздействия «богослужебной» динамической музыки и иных приемов, используемых пасторами сект, посредством которых сектанты входят в состояние измененного сознания. Неопятидесятники уверяют, что это следствие сошедшей на них Благодати. На самом деле, по мнению специалистов, это есть не что иное, как психолингвистический феномен, и не более того.
В Туле секты аналогичные описанным выше есть. К таковым можно, например, отнести секты «Слово Жизни», «Тульский Христианский Центр», «Исход», «Краеугольный камень» и др. Остановимся подробнее на наиболее активной из этого списка секте – «Слово Жизни». Эта секта входит в «Ассоциацию христиан веры евангельской «Церкви веры», которая, в свою очередь, входит в объединение российских неопятидесятников – «Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)» (РОСХВЕ). Также тульская секта «Слово Жизни» позиционируется как дочерняя «церковь» украинской неопятидесятнической секты «Посольство Божье» (г. Киев), лидером которой является скандально известный нигериец Сандей Аделаджа. К слову сказать, на Украине Аделаджа находится под следствием за крупные финансовые махинации. Аделадже было предъявлено обвинение в организации завладения средствами граждан мошенническим путем, совершенного в особо крупных размерах.
В тульской секте «Слово Жизни» состоит несколько десятков человек. Словожизненцы своего молельного дома не имеют. Для богослужений в разное время они арендовали помещения в Домах культуры города или конференц-залы различных учреждений. Сектанты в нашем городе осуществляют достаточно активную вербовочную деятельность, иногда с привлечением к этому иностранных проповедников.
Неопятидесятническое (харизматическое) движение ведет свое начало из США. Неопятидесятники считают своими предтечами таких постпротестантских деятелей, как Джон Весли (основатель методизма), Чарльз Финней, Пирсел Смит, Дуайт Муди. Вот что писал официальный печатный орган пятидесятников СССР – журнал «Христианин» – о начале харизматического движения:
«Было это в 1900 году. Молодой методистский служитель Чарльз Пархем решил, что его религиозная жизнь нуждается в каких-то изменениях. Читая книгу Деяния и Послания Апостола Павла, он сравнивал немощь своего собственного служения с силой, отраженной в этих книгах. Где его новообращенные? Где его чудеса? Его исцеления? Несомненно, говорил он себе, что христиане первого столетия обладали каким-то «секретом» силы, который утратили теперь и он сам, и его церковь.
Для обретения этой самой «силы первохристианского служения» Чарльз Пархем (1873-1929) открыл в канзасском городе Топека библейскую школу. Главной задачей ее студентов и преподавателей было тщательное изучение Библии, чтобы понять, как установить новые, качественно иные отношения со Святым Духом. По мнению Пархема, мысль об обретении этих отношений пронизывала весь Новый Завет. Вскоре «топекцы» пришли к выводу, что началом христианской жизни является «крещение Святым Духом», сопровождаемое глоссолалией, т. е. говорением на иных языках. И вот, в 19 часов 31 января 1900 г., после возложения рук Пархема, молодая студентка Агнес И. Озмен заговорила на языках. В течение последующих трех дней в городе было множество «крещений Святым Духом», а 3 января и сам Пархем, вместе с двенадцатью представителями христианских деноминаций, получил долгожданное «крещение» и заговорил на языках».
В относительно короткие сроки это направление сектантства быстро распространилось по миру. В настоящее время в России насчитывается около 350 000 членов неопятидесятнических сект. Секты неопятидесятников не имеют единой централизованной организации, но они едины в вероучительных практиках и строе внутрисектантской жизни. К тому же, данные секты не имеют единого названия, что затрудняет порой их идентификацию. Например, они могут называться: «Слово Жизни», «№-ский христианский центр», «Святая Троица», «Церковь Живого Бога», «Христианская Пресвитерианская церковь» и др.
Специалисты-сектоведы едины в определении неопятидесятнических сект как тоталитарных деструктивных организаций, то есть разрушительно действующих на психическое, физическое и, конечно же, духовное здоровье людей.
В маскировочных целях и для придания своим группам респектабельности неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов, и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о «гонениях на протестантов». В России неопятидесятники объединились в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ). Возглавляет этот союз «епископ» Сергей Ряховский. Это самое крупное в России объединениие неопятидесятников, но не единственное.
Практики сектантов-харизматов, при которых они входят в трансовые состояния, со временем приводят их к зависимости от секты. Им снова и снова хочется приходить в секту и получать «дозу» эндорфина – «гормона счастья», выделяемого человеческим мозгом в возбужденном состоянии. Все это не проходит бесследно для человеческой психики. Членство некоторых в неопятидесятнических сектах приводило даже к самоубийствам. В Швеции, откуда в начале девяностых годов в Россию прибывало много проповедников, несколько лет назад было проведено обследование членов одной из неопятидесятнических сект под названием «Слово Жизни». Клинический терапевт из г.Уппсалы Г.Свартлинг возглавивший группу врачей, проводивших исследование, сообщил что 85 % членов обследованной группы секты «Слова Жизни» заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении материального благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и имеют проблемы со сном; 25% предпринимали серьезные попытки самоубийства.
Каждый адепт неопятидесятничеких сект обязан выплачивать секте десятину (десятую часть своих ежемесячных доходов). Но этим не ограничивается – в сектах постоянно проводятся сборы пожертвований. Некоторые неопятидесятнические пасторы учат: «Наша церковь – это «Небесный» банк, вы жертвуете сто рублей, вам вернется тысяча, жертвуете десять тысяч – получите сто тысяч», или «Перед тем как совершить очередное пожертвование, помните, что на Страшном суде вам напомнят этот день, этот час и ту сумму, которую вы пожертвуете, так что не скупитесь!». После таких проповедей люди отдают свои сбережения.
Вербовка новых людей в неопятидесятнические секты производится различными способами. Самые распространенные из них – бесплатные кинопоказы и т.н. «служения исцеления», которые устраиваются либо в кинотеатрах, либо иных культурных центрах с большими залами. Сектанты обещают всем пришедшим к ним исцеление от всех недугов. И им верят.
Так же с целью вербовки новых адептов неопятидесятники создают так называемые «реабилитационные центры» для наркоманов.
К слову сказать, и тульская секта «Слово Жизни» также имеет связь с одним из таких «центров». А именно: тульские словожизненцы активно сотрудничают с т.н. реабилитационным центром «Сила Жизни». «Сила Жизни» есть не что иное, как сектантский реабилитационный центр. Он располагается на территории бывшего детского лагеря под г. Киреевском Тульской области.
Такого рода «реабцентры» в последние годы действуют и возникают повсеместно. И это при том, что Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) много лет открыто выступает против создания сектантских «реабилитационных» центров. Еще в 2005 году начальник департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов говорил: «Мы выражаем серьезную озабоченность в связи с деятельностью тоталитарных сект в области реабилитации наркозависимых». С его слов следовало, что «лечение» в таких центрах приводит к иной зависимости – психологической, которая не менее опасна, чем наркотическая, и тоже наносит ущерб здоровью.
Тульские словожизнецы регулярно направляют в указанный выше «реабцентр» наркозависимых и алкоголезависимых на «лечение», но это во многих случаях не помогает. Некоторые действительно бросают пить, колоться, но ненадолго.
Эти «центры», как показывает практика, не оказывают реальной помощи. Скорее наоборот, они представляют опасность для людей, попадающих туда.
Алексей Ярасов