В конференц-зале «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» в рамках Дня славянской письменности и культуры прошёл областной научно-практический семинар для преподавателей модуля «Основы православной культуры» в рамках школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Темой семинара стали инновационные педагогические технологии в освоении школьниками историко-культурного наследия. Организаторами мероприятия выступили министерство образования Тульской области, «Институт повышения квалификации…» и отдел религиозного образования и катехизации Тульской епархии. Помимо педагогов общеобразовательных школ Тульской области, в семинаре приняли участие сотрудники епархиального образовательного отдела, помощники благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации Тульской епархии, преподаватели воскресных школ.
Открыла мероприятие проректор по научно-методическому развитию института Брызжева Наталия Владимировна: «Очень хочется выразить благодарность всем собравшимся за то, что вы смогли приехать и поучаствовать в этом семинаре, хотя майский период, наверное, самый трудоёмкий в нашей профессиональной деятельности. Наше мероприятие является научно-практическим, поэтому мы условно разделили его на две части. Практическая часть прошла в Свято-Никольском храме, а сейчас мы хотели бы остановиться на основных вопросах преподавания модуля «Основы православной культуры», поделиться своими мыслями, обозначить основные акценты в этом направлении деятельности и определиться с ключевыми подходами к реализации этого курса в следующем учебном году».
Следует отметить, что практическая часть семинара для педагогических работников, готовящихся в следующем учебном году преподавать модуль «Основы православной культуры» для 4 классов школ, включала в себя экскурсию по Свято-Никольскому (на Ржавце) храму г. Тулы и мастер-класс «Проектная работа «Православные храмы Тулы»».
С сообщением на тему «Актуальные вопросы преподавания модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» к собравшимся обратился председатель отдела религиозного образования и катехизации Тульской епархии протоиерей Геннадий Антонов: «Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько вопросов. За годы преподавания в 4-х классах «Основ религиозных культур и светской этики» далеко не всё и не полностью было отработано: есть проблемы с обеспечением свободного выбора модуля, есть слабая подготовка учителей, прежде всего профильная, есть и учебники, содержание которых не предусматривает выбор модулей, не везде складывается система взаимодействия благочиний с методическими объединениями учителей и органами управления образования в районах. Но, в общем, мы достаточно тесно взаимодействуем с педагогами и руководством в сфере образования, присутствуем практически везде, благодаря тому, что в Тульской епархии создана модель, включающая в себя помощников благочинных и настоятелей по образованию. Часто в ходе такого рода встреч приходится слышать вопросы: почему модель преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» не расширяется? Этим обеспокоены не только учителя и родители: такие вопросы можно услышать и от самих школьников. Действительно, основная проблема, которую сегодня ставит Синодальный отдел религиозного образования и катехизации – это несоответствие сроков преподавания предметов по религиозным культурам масштабам тех воспитательных задач, которые стоят перед школой.
Однако нормальное расширение этой предметной области по всем ступеням школы со 2-го по 4-й класс и с 5-го по 10-й потребует большой подготовительной работы и займет не месяцы, а целые годы. И это далеко не лишний повод, чтобы мы незамедлительно начали трудиться в этом направлении. Мне хотелось бы, чтобы мы сегодня также обсудили и, может быть, сформировали нашу совместную позицию по этой теме».
Следующая докладчица, Брызжева Наталия Владимировна, представила презентацию на тему «Научно-методическое сопровождение реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в условиях реализации ФГОС»: «Целью комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Содержание каждого модуля курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений».
Говоря о правовых основах преподавания религиозных культур в светской школе, Наталия Владимировна отметила: «Изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации). Результат должен быть зафиксирован протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) о выборе определенного модуля для своего ребенка. Решение родителей должно быть осознанным, поэтому необходимо проводить консультации, обеспечить условия для ознакомления с содержанием программы и учебников по каждому модулю».
Наталья Владимировна в своем докладе ознакомила собравшихся с мониторингом выбора модулей в Тульской области и планами «Института повышения квалификации…» по проведению семинаров для преподавателей модуля «Основы православной культуры».
Доклад главного специалиста «Центра обеспечения деятельности системы образования г. Тулы» Ефимушкиной Марины Евгеньевны был посвящён «Педагогической инноватике в освоении школьниками историко-культурного наследия»: «Педагогическая инноватика – учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. При этом новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим. Сегодня вся педагогическая пресса заполнена методическими материалами в помощь педагогу в направлении воспитания будущего поколения россиян. Глубокое и серьезное рассмотрение темы нашего сегодняшнего семинара позволяет определить оптимальные пути совершенствования всей современной системы образования. Если мы хотим получить хороший результат, важно видеть, на каком содержании, в каких условиях, какими способами можно осуществлять эффективный образовательный процесс.
Содержание – это все, что в первую очередь направлено на формирование в человеке таких качеств как духовность, нравственность, патриотизм. Наиболее эффективными способами преподавания сегодня названы, и всей общественностью признаны проектная и исследовательская деятельность. К сожалению, не всё, что называют проектами, является ими. Самый главный подводный камень здесь – самостоятельность ребенка и его уважение к самому себе, ответственность. К условиям следует отнести то, что в современном информационном обществе ребенок усваивает зеркально поверхностный способ познания окружающей действительности. На ребенка обрушивается такой поток информации, что он уже не может усваивать те знания, которые формируют стержень его личности. Все это должно учитываться при преподавании «Основ православной культуры». Поэтому важно организовать процесс таким образом, чтобы ребенок не просто репродуктивно получал информацию, а получал её в деятельности. Деятельностный подход в образовании означает, что процесс учения – это процесс деятельности, направленный на становление сознания обучающегося и его личности в целом. Этот подход в преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» должен быть доминирующим».
В качестве одной из форм такого познания через деятельность докладчица предложила интерактивные занятия со школьниками в православном храме. Если при создании проекта львиная доля работы может пасть на плечи родителей, то приходя в храм, ребенок сразу сам погружается в мир православной культуры, и это погружение Марина Евгеньевна обозначила как путь «от «прохождения» учебного материала к изучению, следованию, от посещения храма, соприкосновения с миром православной культуры к со-бытию, погружению, эмоциональному переживанию, проживанию.
Также были заслушаны доклады по темам «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении», «Творческие итоговые работы учащихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)», «Интерактивные формы работы на занятиях по основам православной культуры в начальной школе», «Взаимодействие учителей с храмами и воскресными школами в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», «Церковно-государственное взаимодействие на современном этапе».
После обсуждения и обмена мнениями были подведены итоги практического семинара.
Иванова Елена, фото диакона Алексия Иванова