Члены клуба православных писателей «Родник» при тульском храме преподобного Сергия Радонежского приняли участие в мероприятиях, связанных с художественным наследием Александра Сергеевича Пушкина: в традиционной творческой встрече в Пушкинском сквере и в поэтической конференции «Россия – поэзия дружбы народов».
Пятого июня в Пушкинском сквере у бюста поэта собрались студенты, представители творческой интеллигенции и общественных организаций, неравнодушные к прекрасному горожане. Было не очень многолюдно, но зато атмосфера царила доверительная, как бывает в кругу близких друзей и единомышленников. Всё протекало несуетно, обстоятельно, душевно. За чёткую организацию мероприятия особая благодарность Ирине Викторовне Ивановой – заместителю директора департамента культуры Тульской области и Оксане Леонидовне Будрик – сотруднику этого департамента.
Открыл встречу член Союза писателей Российской Федерации Николай Александрович Жуков. В своём вступительном слове он отметил непреходящее значение Александра Пушкина в становлении русской языковой и поэтической культуры, во всемирном распространении заложенной им в литературе системы тем, образов, изобразительно-выразительных средств.
Виктор Фёдорович Пахомов, ответственный секретарь Тульского отделения Союза писателей Российской Федерации, подчеркнул неоценимую роль Пушкина в воспитании целой плеяды замечательных русских поэтов, прежде всего Михаила Лермонтова, которые, в свою очередь, служили и служат образцами новым поколениям стихотворцев.
Замечательный тульский поэт Валерий Георгиевич Ходулин прочитал свои стихи о великом предшественнике, строчку-рефрен которого хочется процитировать:
Златоглавые церквушки,
Золотые купола –
По Белёву едет Пушкин,
Едет в сторону Орла.
Автор этой статьи, также получившая слово для выступления, в продолжение темы связи Пушкина с Тулой затронула проблему преемственности в творческом служении. Каждый школьник знает и с удовольствием цитирует озорные и одновременно почтительные слова Пушкина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Но хотелось бы отметить, что настоящее профессиональное напутствие поэт получил от нашего земляка, уроженца Белёвского уезда, наставника русского царя Василия Андреевича Жуковского: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты более, нежели кто-нибудь, можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть великим поэтом: будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твоё возможное счастье и все вознаграждения… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».
Слушатели с удовольствием внимали стихам А.С. Пушкина в исполнении студенток факультета русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого Екатерины Карабельниковой и Анастасии Аникушиной. Но искренне сопереживали и творчеству поэтов-земляков, создавших свои произведения «по мотивам».
Прекрасно выступил на встрече Валерий Николаевич Савостьянов, член Союза писателей Российской Федерации и – наша особая гордость – член клуба «Родник».
Поэт поделился радостью: его новый сборник «Русский крест» получил престижные премии в Берлине и Лейпциге. Дело, конечно, не в самих премиях, а в том, что иноземцы поняли и разделили боль, надежды, обстоятельства жизни, православные ценности русского человека. В обострившемся современном противостоянии России и Запада так нужны хрупкие мостки взаимопонимания и дружелюбия!
Валерий Савостьянов прочитал свое стихотворение «Желание», особо выделив строфу:
Нет, я не Пушкин, я иной.
Вся жизнь, похоже, за спиной
И вряд ли что она к судьбе
Ещё прибавит.
Но я хотел бы до конца
Свой путь поэта и отца
Пройти в надежде и борьбе –
Как подобает.
Пушкин любил и ценил «преданья старины глубокой», писал проникновенное:
Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Мы любим и ценим свои традиционные святыни. Старейший тульский поэт Сергей Иванович Галкин прочитал стихотворение «Колокольня»:
Ломали –
Хотели как лучше.
И строили – для этой же цели.
Она – как воспрянувший лучик
Из временной щели.
А крошечный мальчик – иль двойня –
Мордашку задрав из панамы,
– А это…зачем – колокольня? –
Задумчиво спросит у мамы.
И мама, надеюсь, не клуша,
Покажет на верх колокольни:
– Чтоб стали мы чуточку лучше.
И помнили корни.
Об этом же, об исторической памяти, которой так дорожил Пушкин, говорил Марк Самойлович Дубинский, ветеран Вооружённых сил России. Его рассказ был о встрече в Музее оружия с тульскими школьниками. Двести ребят слушали его размышления о великом русском поэте, участвовали в литературной викторине. Оказалось – о, радость! – современная молодёжь читает Пушкина, знает его, находит созвучия со своей жизнью. Родниковец Николай Васильевич Попков посвятил своё стихотворение торжеству жизни над смертью, торжеству русского духа над «новыми порядками» иноземцев, которые так хорошо знал Пушкин – современник Отечественной войны 1812 года. Наш самобытный поэт – современник другой войны – всего лишь поведал историю своего рождения, но какая философия!
Я не ранен, не увечен,
Но я тоже фронтовик:
Был в войну очеловечен,
Хоть и до неё намечен
Виртуальный этот лик.
Хутор наш Александрийский,
Богородицкий район,
Стал до времени «арийский».
В тот момент, совсем уж близкий,
Был слуга ваш нарождён.
В той избёнке деревенской
Повитуха приняла
Бесшабашный вопль мой детский –
Он свергал режим немецкий,
Хоть на миг, на полсела!
Заглянули немцы в хату,
Сдвинув занавесь штыком.
Загалдели вдруг солдаты:
«Кранкен!» – тиф! – и злые взгляды,
И – суются с огоньком.
Ушли. Испугались. Или пожалели? Отечество получило ещё одного поэта. Да, он не Пушкин; он едва ли станет номинантом Патриаршей литературной премии, но пусть он будет, поверьте, ему есть, что сказать миру. Он – малая толика русского православия и русской культуры. Он – часть Родника, который питает полноводную реку и православия, и культуры.
В очередной раз приходят мысли о символичном названии нашего литературного объединения. Род. Родимый. Родник. Появляющийся чудом, невесть откуда. Зыбкий – может иссякнуть, исчезнуть. Упорный – если пробился, глядишь, и проторит тропку, напитается живительной влагой и сам напитает жаждущих.
На встрече была здравая, казалось бы, попытка ранжировать гениальных, великих, талантливых, просто одарённых и далее – до бесконечности, до самоунижения, до самоуничтожения. Десятки или сотни тысяч людей живут на берегах Волги, великой русской реки. Эта река – страдалица, труженица, героиня. Где-нибудь недалеко от Тулы и Москвы, на Валдайской возвышенности, лесники, егеря, случайные охотники перешагивают через неё, не замочив ног, ворчат: путается тут, мелкая, под ногами. Я видела Волгу в районе Саратова: от берега до берега – почти три километра: перешагни, попробуй!
Так и русская литература: путаются тут всякие Жуковские, Пущины, Рылеевы, Рубцовы, Галкины и Попковы – не совместимы, не совместны с Гением. Но сам Александр Пушкин никогда ни с кем не мерился талантом, уважал друзей-поэтов, терпеливо учился у своих учителей, которых потом стократно перерос. Для него гений был не совместен только с одним – со злодейством. Но так много в современном мире злодейства – надо ставить ему заслоны!
Об этом в конце встречи напомнил умудрённый знаниями и жизненным опытом краевед, публицист Вячеслав Иванович Боть: к великому сожалению, жизнь так устроена – и это наше земное испытание – что на каждое 6 июня, найдётся своя – нет, не просто трагическая дата – Чёрная речка:
Падает солнце,
Падает знамя,
И всё-таки Пушкин – с нами!
С этой, как сейчас говорят, позитивной мыслью «И всё-таки Пушкин с нами» люди уходили в будничную суету города, унося с собой свои переживания, высказанные и невысказанные мысли. А я вспоминала свою подругу Татьяну Остапову, члена «Родника», маленькую, но чистую капельку в безбрежном океане русской поэзии. Она не могла быть на этой встрече, потому что – вот совпадение! – пришла в этот мир почти вместе с Пушкиным, 11 июня, и в этом году, зимней ненастной порой, почти в его срок ушла в мир иной. На память я читала строки из её поэтического сборника «Душевная трапеза», написанные почти Пушкинским слогом:
Не сотвори себе кумира –
Так Божья заповедь гласит.
Иначе прелестями мира
Тебя лукавый соблазнит.
Восторгом, лестью, похвалами
Кумира водрузим на пьедестал.
Потом не понимаем сами,
Как он таким жестоким стал.
Как он не замечает боли,
Что ближнему теперь несёт,
Не Божью исполняет волю,
А славу сам себе поёт.
Теперь нам каяться, молиться о прощенье,
Заучивать падения урок,
Не забывать в коленопреклоненье,
Что выше всех на свете только Бог.
В 16 часов родниковцы встретились в библиотеке на Красноармейском проспекте. Здесь прошла творческая конференция «Россия – поэзия дружбы народов», организованная Конгрессом интеллигенции Тульской области, Тульской городской правозащитной организацией «За права человека», Тульским историко-краеведческим обществом и Ассоциацией музейных работников при содействии Общественной палаты Тульской области.
Участниками конференции стали представители Союзов писателей и композиторов, члены различных творческих объединений, представители тульских национальных диаспор. Вёл встречу Юрий Сергеевич Алёшин, исполнительный директор Конгресса интеллигенции Тульской области, член Общественной палаты.
Со вступительным словом выступил секретарь Общественной палаты Тульской области Александр Васильевич Воронцов, который определил несколько задач конференции, главная из которых – силами искусства, прежде всего литературы, укреплять взаимопонимание людей разных национальностей и конфессиональной принадлежности.
Закономерно встал вопрос: может ли русский поэт с африканскими корнями, живший двести лет назад, поспособствовать в решении современных проблем мирного сосуществования людей? Ответствуем уверенно – может. Более того, он и делает это все двести лет. Сам о себе Поэт сказал пророчески:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Объяснение мощному и благотворному влиянию Пушкина на мировоззрение и культуру других народов дал Федор Достоевский: «Не было поэта с такою всемирной отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной отзывчивости тут дело, а в изумительной глубине её, в перевоплощении своего духа в дух других народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном. Он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему и пророческое, ибо тут выразилась наиболее его национальная русская сила…и выразилась пророчески».
«Всемирная отзывчивость» характерна для всей русской литературы, возможно, это одна из главных черт загадочного русского характера. Нам всегда, до всего и до всех есть дело; нам интересны другие народы и культуры.
Пушкин хорошо знал Бессарабию и Крым, знал и любил Кавказ. В свои двадцать лет он написал «Южные поэмы». Мы до сих пор по этим произведениям узнаём восточного человека, учимся понимать и уважать его культуру.
Но Пушкин никогда не пересекал западную границу Российской империи, не бывал в любимой им Греции, не видел музеев Италии и Франции. А посмотрим просто названия его произведений: «На перевод Илиады», «Перед испанской благородной», «Песни западных славян», и, наконец, «Маленькие трагедии». С удивлением понимаем, что и западный мир открывается нам благодаря гению поэта. Это ли не дружба народов, основы которой неожиданно зашатались в XXI веке?
Участники конференции поделились своим видением проблемы, своими произведениями вослед Пушкину. Почти пушкинская элегичность чувствовалась в стихах родниковца Александра Петровича Ситникова
С самим собою не сыграю в прятки,
И сколько бы не длился смертный транс,
Но кончена пора сомнений сладких –
Оставлю веру на последний час.
Руководитель интересного музыкально-литературного объединения «Орфей» Татьяна Ивановна Леонова прочитала стихотворение «Украина 2014 года»:
Холмы могил, дома в руинах,
Не сжаты тучные поля.
Здесь, рядом, гибнет Украина,
Малороссийская земля.
Оказывается, нам всем знакома «всемирная отзывчивость» к большим и малым народам. Татьяна Ивановна и её коллеги исполнили песни собственного сочинения, которые украсили встречу и напомнили нам, сколько стихов Пушкина, положенных на музыку, стали романсами и народными песнями. А профессиональный музыкант, член Союза композиторов Москвы Владимир Михайлович Фоменко представил видеофильм, в котором рассказал о своём творческом сотрудничестве с поэтами и исполнителями Белоруссии, Казахстана, других стран ближнего зарубежья.
На конференции были слышны и тревожные нотки. Да, Александр Сергеевич Пушкин был и остаётся человеком мира, да, он обладает «всемирной отзывчивостью». Но он лучше многих знал о коварстве и вероломстве некоторых улыбчивых иноземных друзей. Именно его перо начертало грозное предостережение – «Клеветникам России», которые ревнивы к нашей силе и славе, которые из века в век испытывают нас на прочность, не любят нас.
Укором клеветникам, которые обвиняют Россию в агрессивных замыслах, прозвучали стихи Сергея Ивановича Галкина:
Когда Европа расцвела,
О жуткой той войне забыла,
Россию страшная волна
Забытой той войны накрыла –
Демографический провал
Скребнул по дну когтистой лапой.
Кто даже крови не видал,
И тот бы в ужасе заплакал.
Конференция закончилась на оптимистичной волне. Её итоги подвел Юрий Сергеевич Алёшин, отметив словами Максима Горького: «Пушкин первый почувствовал, что литература – национальное дело первостепенной важности, в его глазах поэт – выразитель чувств и дум народа, он призвал понять и изобразить все явления жизни». Нужно развивать культуру и литературу, печатать книги, поддерживать библиотеки. Особое внимание необходимо уделить поиску и продвижению талантливых творческих людей. Может быть, со временем в Туле, по примеру других регионов, будет учреждена литературная премия Митрополита, чтобы выявить лучших, «отделить зерна от плевел».
А поэтическим напутствием самому себе и нам всем, помня великого Пушкина, ответил родниковец Виктор Николаевич Мызников:
Мысль не исчезает никуда,
Её нельзя убить, хоть обнаружишь,
Мысль – главное орудие труда
И грозное духовное оружие.
Поэтому даю себе обет –
Стараться изъясняться точно, строго.
За мысль и слово я держу ответ
Перед людьми, а главное, – пред Богом.
Анна Шадская, преподаватель ТулГу, член тульского литературного православного объединения «Родник»