На очередной тематической встрече при миссионерском отделе Тульской епархии рассматривался очень актуальный на сегодня вопрос – о псевдостарчестве и младостарчестве.
Пришедшие на встречу люди разного возраста перед началом могли ознакомиться с различными книгами псевдоправославного содержания, которые находятся в специальной библиотеке отдела.
Руководитель отдела, настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Павел Картушин разъяснил собравшимся, что сегодня подобную лже-литературу легко можно отличить. «Рекомендовано Издательским советом Русской Православной Церкви» – такой гриф должен стоять на тех книгах, что одобрены Русской Православной Церковью.
Кстати, среди псевдоправославных книг встречается много тех, что содержат жизнеописания различных псевдостарцев, написанных их поклонниками или приверженцами.
Старческое окормление – один из путей духовного трезвения, заключающийся в обращении новоначального инока к духовному руководству более опытного подвижника. Будучи элементом православного аскетизма, старческое руководство в истории православной аскетики никогда не выступало как отдельная изолированная аскетическая практика. Но использовалось в комплексе с другими аскетическими практиками: молитвой, внешними подвигами (постом), молитвенным чтением и так далее.
Можно предположить, что старческое руководство пришло на Русь вместе с монашеством в первые века после ее крещения. Оно сопутствовало всей истории монашества на Руси, и даже тяжелый для нашего монашества XVIII век не искоренил духовное руководство из наших обителей.
Отец Павел привел ответ протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля московского храма во имя святителя Николая в Кузнецах, ректора ПСТГУ – крупнейшего православного вуза страны – на вопрос, чем отличается старец от духовника. «Признак настоящего старца – смирение. Подлинный старец бежит от похвал, превозношения и людской молвы.
Сам отец Владимир регулярно посещал архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – самого известного русского старца второй половины ХХ века. Богословский институт (сегодня православный университет), основанный им тогда же, создавался по благословению отца Иоанна.
«Духовник – это духовный руководитель, священник, с которым чадо находится в постоянном контакте, – считает отец Владимир. – Он следит, наставляет, вникает в жизнь. Старческое служение – это служение особое. Старец – это святой человек, а старчество – благодатный дар. Каждый из святых имеет свой чудотворный дар от Бога. Дар старчества – один из них. У старца нет возможности обращаться с каждым, вникать в перипетии жизни, и поэтому к старцу идут не как к духовнику, а как к прозорливцу, который ведом Духом Святым, может дать верный совет. Вот почему старцы так популярны. Люди хотят видеть святых, и всегда будут искать встреч с ними».
Но известно: вслед за пророками появляются и лжепророки, и рядом со старцами обретаются псевдостарцы или младостарцы.
Отец Владимир отмечает: «Часто за святых выдают себя персонажи, далекие от всякой святости. Так же, как подделку от произведения искусства может отличить только профессионал, особенно, если эта подделка достаточно тонкая, то и отличить старца от шарлатана иногда очень непросто, для этого нужен опытный человек».
Важный критерий старчества отец Владимир подчеркивает особо: «Старец должен мыслить трезво, это обязательное условие. Если он высказывает какие-то абсурдные мысли, нелепые, противные Преданию Церкви, то не стоит обращаться к такому старцу. Его советы могут только навредить».
В своем докладе протоиерей Павел Картушин отметил, что проблема младостарчества существует не только в России, но и у греков, сербов. Часто поклонники лжестарцев апеллируют к Афону. Но, как говорит профессор Православного Свято-Тихоновского университета, историк, ведущий российский сектовед Александр Дворкин: «Афон – это достаточно обширная территория, особенно, если ходить пешком. Самая гористая конечность полуострова – северная, там живет множество отшельников, не подчиняющихся ни одному монастырю. Обычно это неуправляемые зилоты, которые выглядят весьма экзотично. У них длинные бороды, вытертые подрясники, что может произвести большое впечатление на малосведущего человека. Своими речами они смущают паломников, новоприбывших… Последнее время там появилось много и русских «старцев» подобного типа. По паломнической визе они прилетают сюда из России и остаются нелегально».
Но и в России часто приходится слышать о чудесных старцах, излечивающих от всех недугов, которые проживают зачастую не в православных монастырях, а отдельно, где-то на частных квартирах, окруженные «паствой».
Поэтому, отправляясь к старцу, христианин оставляет этот поступок на собственной совести, самостоятельно определяя, кто перед ним: святой подвижник, имеющий старческий дар, или шарлатан. Ни гарантий, ни «знака качества» тут быть не может.
Целительство – одна из многих «специализаций» псевдостарцев. Впрочем, часто они ограничиваются «наставлением» и «духовным руководством». По советам таких «старцев» в начале 90-х сотни человек продали городские квартиры в ожидании пришествия антихриста и удалились в леса. Это они проповедуют о последних временах и грехе ИНН, прочей ереси.
Для неофита, равно как и для человека малоцерковного, определить лжестарца довольно сложно. Когда очередной доброжелатель приглашает его в паломничество, то перспективы поездки описываются, как правило, лучезарно: «Батюшка посмотрит раз в глаза – и все про тебя скажет».
На что стоит обратить внимание, если вы все же решились отправиться в поездку «к старцу»?
«Очевидно, что настоящий старец никогда не навязывает свою волю, не лишает свободы выбора, – предостерегает Александр Дворкин. – Псевдостарец же всегда больше похож на гуру и требует беспрекословного подчинения себе. Гуруизм, в принципе, это и есть синоним младостарчества, а слепое повиновение – явный признак сектантства».
Кроме того, можно обратить внимание на неканонические иконы со Сталиным, Иваном Грозным, Распутиным.
«Это – однозначный сигнал!» – считает Александр Леонидович Дворкин. – Малоцерковному человеку сложно оценить степень догматических заблуждений, которые могут разделяться общиной псевдостарца. Но некоторые признаки сложно не заметить. Если данная группа противопоставляет себя священноначалию, если старец начинает с приказаний, если в учении старца присутствует отрицание всей светской культуры – не критика какой-то из ее частей, а принципиальное отрицание культуры как «сатанинской», «нечистой», – все это знаки, на которые надо обратить внимание.
И еще один важный момент: если поклонники такого духовного лидера начинают говорить вам, что их община – особенная, что только она по-настоящему православная, в отличие от всей (или почти всей) остальной Церкви, что только у них истинная традиция, от которой остальные отступили – будьте бдительны!
Часто псевдостарцев окружает целая гвардия экзальтированных почитателей или почитательниц. Впрочем, само по себе их наличие не может быть решающим критерием. Святого праведного Иоанна Кронштадтского, известного русского подвижника начала ХХ века, тоже окружали экзальтированные поклонницы из числа прихожанок. Святой пытался всячески избавиться от них, обличал, но ничего не помогало. Важно отношение старца к таким людям. Если он поощряет поклонение собственной персоне – это непременно должно вызывать опасения.
Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов в своем докладе рассказал о псеавдостарцах и «целителях», действующих в последние годы на территории Тульской области.
Зачастую они именуют себя православными священниками, хотя никто их в сан не рукополагал, носят рясу и наперсный крест. Одни занимаются «целительством» – известен случай, когда такой деятель проводил у себя на дому некие «операции», делая в антисанитарных условиях надрезы на телах у своих пациентов. Причем брал за это немалые деньги – от десяти тысяч рублей и больше за «операцию».
Известны случаи, когда так называемые «старцы» создавали оккультно-сектантские группы или собственные «церкви», кстати, некоторые из них в прошлом были пациентами психбольниц.
На деньги своих адептов эти «пророки» издают книги, выстраивают собственные «монастыри», известны случаи, когда эти постройки возводились на самовольно захваченной территории и потом были снесены.
Собравшиеся в миссионерском центре обсуждали услышанное, задавали разные вопросы; актуальная в наши дни тема никого не оставила равнодушным.
Затем был показан документальный фильм об истинных старцах – «Монастырь. Псково-Печерская обитель», созданный в 2007 году по съемкам 1986-го года, сделанным еще не архимандритом, а выпускником ВГИКа Георгием Александровичем Шевкуновым. Именно тогда он, выпускник сценарного факультета, ушел в Псково-Печерскую обитель, где после девятилетнего послушничества у старца отца Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг.
Псково-Печерский монастырь – совершенно особое явление в жизни Русской Православной Церкви. Это единственная в нашей стране обитель, которая никогда не закрывалась за всю свою историю, даже во время советской власти. Именно в этом монастыре было сохранено старчество – самое драгоценное сокровище Русской Православной Церкви. Старцы – это те люди, которые на деле исполнили христианские заповеди, жизнью своей показали, как надо выполнять волю Божью. И именно к ним сотни лет идут и идут русские православные люди, именно в них находят то, что невозможно найти в мире: познание воли Божией, исцеление от самых страшных духовных и телесных недугов, разрешение самых сложных и запутанных обстоятельств жизни.
Пресс-служба Миссионерского отдела