Настоятель Свято-Вознесенского храма протоирей Павел Картушин 10 июля, в день памяти преподобного Амвросия, старца Оптинского, отслужил молебен в ГУЗ ТО «Тульский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
Молельная комната в этом медицинском учреждении была организована два года назад по инициативе администрации Центра и при активной поддержке отца Павла.
Ее открытие было приурочено ко дню памяти св. Пантейлемона, являющегося одним из самых почитаемых в народе святых. Пантелеймон – значит «всемилостливый»: он всегда сочувствовал нищим, больным, страждущим, убогим, узникам.
Не секрет, что именно физические недуги часто становятся толчком для переосмысления жизненного пути и обращения к ценностям веры.
– По своему опыту медики знают, что нельзя вылечить телесные болезни, если больна душа, – пояснила главврач центра Людмила Александровна Асеева. – И теперь у наших пациентов, их родственников, членов их семей, сотрудников Центра наконец-то появилась возможность почувствовать себя не оставленными Промыслом Божьим и ощутить заботу Церкви.
Наше сотрудничество с Православной Церковью – добрый пример совместной работы медиков и Благочиния.
Медицина – самая гуманная отрасль человеческого знания, объединяющая всех: она призвана быть милосердной к больным и здоровым, к побежденным и победителям. Таким образом, назначение врачевания совпадает с христианскими ценностями милосердия.
Отслужив молебен, на котором присутствовали врачи и медперсонал, протоиерей Павел Картушин освятил палаты для дневного стационара в ГУЗ ТО «Тульский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». А затем обратился к медикам, пожелав им успехов, терпения и сил в столь сложной работе.
Отец Павел рассказал собравшимся о житии преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века, чья рака с мощами находится во Введенском храме обители. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.
Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен, принял схиму и стал иеросхимонахом, в этом чине и умер.
Он мог с каждым поговорить на его языке, помогал неграмотным крестьянам, отвечал на вопросы писателей Ф. М. Достоевского, К. Н. Леонтьева, философа В.С. Соловьева и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).
Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы».
Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. В течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг.
До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.
Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.
После проповеди Людмила Александровна Асеева сказала:
– Служение врача также есть служение любви в первую очередь, он должен относиться к своей деятельности как к служению и воплощать евангельский принцип любви к ближнему. Болезнь имеет не только чисто телесное происхождение, но и духовное. Академик Павлов и другие отечественные исследователи говорили о соотношении системы высшей нервной деятельности и функций соматических органов. Православный взгляд на эту теорию заключается в том, что духовное и нравственное неблагополучие играет очень большую роль в прохождении заболевания. И чтобы лечить больного полноценно, нужно лечить не только заболевания внутренних органов, но нужно лечить корень, то состояние греха, в котором человек находится. Здесь без священника никак не обойтись, потому что врач не умеет и не уполномочен вести духовную терапию. Мы считаем, что присутствие священника в процессе врачевания болезней обязательно.
А отец Павел отметил:
– Происхождение болезни как следствие греха — это не единственное объяснение. Существует множество возможных духовных причин болезни, но о некоторых необходимо сказать. Мы знаем, что болели и святые люди. Надо помнить, что после совершения первородного греха человек стал смертен и начинает умирать буквально с момента рождения: отмирают его клетки, страдает тело, а грехи это просто многократно усугубляют. Глубоко верующие люди этим не смущаются, не обижаются на Бога. Они понимают, что мы остаемся грешными, сколько бы мы не исповедовались и не каялись. Господь посылает болезни, чтобы на примере выздоровления больного свету явилась слава Божия, чтобы окружающие посмотрели, как кротко и со смирением надо переносить страдания, если человек болеет и страдает как воин Христов.
Но в подавляющем большинстве случаев болезни человеческой души и тела есть следствие болезни духа. Отсюда совершенно ясно, что целостное лечение человека должно включать терапию тела (чем и занимаются терапевты, хирурги, дерматологи, офтальмологи и т.д.), терапию души (сферу психиатрии) и, наконец, терапию духа — а это уже дело Церкви и ее служителей.
Пресс-служба миссионерского отдела