Поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь состоялась в те дни, когда вся Русская Православная Церковь готовилась отметить и отметила день памяти святого преподобного Серафима Саровского. Поездка была организована Тульским епархиальным паломническим центром.
Молитвами прп. Серафима Дивеевская обитель устояла и возродилась в своей дивной красоте
1 августа – особый праздник для всех православных. В этот день в 1754 году родился Серафим Саровский, в 1903 году его канонизировали, а в 1991 году мощи Серафима Саровского вернулись на дивеевскую землю.
Тысячи паломников со всей России и из других стран приезжают в село Дивеево Нижегородской области на торжества, посвященные дню памяти преподобного Серафима Саровского. Верующие традиционно разместились в палаточном городке. Они были обеспечены спальными принадлежностями, питьевой водой, горячим питанием, медицинской помощью и всем необходимым для проживания. Кроме того, в часовне, расположенной на территории палаточного городка, паломники молились и исповедовались, беседовали со священнослужителем.
В дороге тульским паломникам было рассказано житие преподобного Серафима Саровского и история Серафимо-Дивеевского монастыря. До приезда в Дивеево паломники побывали в Цыгановке, где находится источник прп. Серафима. Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом – и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказался засыпать источник.
Сейчас на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. Рядом устроена купальня.
Сегодня в Дивеево действуют девять храмов и несколько скитов монастыря. В обители проживают более 400 сестер.
Утешительным оказалось и посещение на другой день святых источников в честь Казанской иконы Божией Матери и великомученика целителя Пантелеимона. В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.
История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры – первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены. Паломники имели возможность поклониться святым мощам преподобного Серафима, святых жен Дивеевских, посетить Канавку Пресвятой Богородицы.
Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов – «служка Божией Матери и Серафимов», питатель и благотворитель обители. Потом паломники прошли мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.
Далее мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат паломникам рассказали, что слева находится игуменский корпус, впереди – главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафима.
Троицкий собор – главный храм монастыря, в котором хранятся чудотворные иконы и мощи батюшки Серафима. Указание строить его дал сам святой старец.
– Собор-то какой у нас будет! Диво! Куда лучше Саровского, и будут они нам завидовать! – восклицал преподобный старец.
Во время строительства храма происходило немало чудес. Хотя зимой он был заколочен, внутри постоянно слышались звуки работы, а временами над собором видели необыкновенный свет. При воздвижении креста в 1874 году было знамение: над крестом вились три белых голубя, а ниже – три журавля. И тогда было решено определить собор со славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
Обойдя Троицкий собор справа, паломники подошли к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.
Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказались у начала особой дивеевской святыни – Канавки Божией Матери и прошли по ней. Считается, что землю, которую опоясывает Канавка, взяла в Свой удел сама Богородица. И когда настанет Апокалипсис и придет антихрист, он сможет побывать везде, кроме огороженного Канавкой места. Паломники по Канавке идут постоянно. Летом, осенью, весной, зимой… Нередко босиком. Лучше всего, говорят, ходить по ней ночью, с трех до четырех часов – в это время сама Царица Небесная здесь бывает и является избранным. А самую большую благодать получают те, кто, проходя Канавку, многократно читают «Отче Наш», «Милосердия двери отверзи нам», «Богородица Дево, радуйся».
Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века. В 1927 году его закрыли, а возрождение началось в конце 80-х годов прошлого столетия.
Дивеевская обитель пережила закрытие и разорение в советское время, но молитвами прп. Серафима, устояла и снова возрождается в своей дивной красоте.
По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела и с 1992 года была вновь зажжена неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.
В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается Неусыпаемая Псалтирь.
Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над ними устроена сень по образцу сени 1903 года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.
За Преображенским собором находится начало святой Канавки – особой дивеевской святыни. Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка. Батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.
Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.
Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции приехал в Дивеево 1 августа. На соборной площади обители у раки с честными мощами преподобного Серафима, принесенными из Свято-Троицкого собора собрались молящиеся. Среди молившихся были настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) и настоятельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, многочисленные паломники.
В Дивеево дождь, но пришедшие на Литургию под открытым небом верующие только расцветили зонтиками площадь между храмами.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
– Старец Серафим был смиренным затворником, а обитель плещет своими золотыми куполами, – сказал Патриарх на службе, обращаясь к собравшимся. – Но между тем и другим есть духовная связь. И эта связь в том, что преподобный Серафим Саровский показал красоту Богом данной человеческой природы. Обретенное святым ангелоподобие стало результатом его борьбы и победы над своими страстями.
Напомнив присутствующим слова апостола о том, что Христовы последователи должны распять свою плоть «со страстьми и похотьми», Патриарх Кирилл пояснил, что похоть – это господство плоти над человеческим разумом и чувствами, торжество законов плоти над законами Духа. А ничем не стесняемые чувства – гнев, чревоугодие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие – это знакомые нам страсти. А слово «страсть» означает «страдание». И похоть плоти в итоге, в финале всегда заканчивается страданием. Радости и подлинного счастья в ней не найти. Трагедией назвал Патриарх современную привычку отождествлять сиюминутные проявления удовольствий плоти со счастьем. И еще раз напомнил, что те, кто с Господом, распинают свою плоть со страстьми и похотьми. Там же, где плоть подчиняется возвышенному человеческому началу, в жизни открываются духовные перспективы блаженства, счастья и спасения.
1000 дней и ночей стоявшего в молитве на камне святого Серафима силой нельзя было снять с него. И никакие человеческие услаждения не смогли бы оторвать его от молитвенного стояния на камне. Само имя «Серафим» означает небожителя, находящегося в особом общении с Богом. Святой Серафим Саровский был подлинным пламенным серафимом, а его прекрасный, богатый внутренний мир делал его поистине счастливым человеком.
И мы, люди XXI века, со всеми невиданными техническими средствами устроения жизни, не перестаем чтить красоту, силу и немеркнущую притягательность образа святого Серафима Саровского. И молодое поколение, так часто сталкивающееся с соблазнами, должно слышать этот призыв победы Духа над всякой похотью плоти.
– В Дивеево, где находятся мощи преподобного Серафима и как нигде в мире почитается его имя, особенно чувствуешь, как молитвенное призывание имени великого старца преображает людские сердца, – подчеркнул Патриарх. И пожелал, чтобы немеркнущая слава и духовная сила этого святого места сегодня, как и в прошлом, притягивали к себе тысячи и тысячи сердец.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление преподобному Серафиму Саровскому и молитву у честных мощей святого. Предстоятеля Русской Церкви приветствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который преподнес Его Святейшеству комплект из двух панагий и креста.
От лица насельниц обители Святейшего Владыку приветствовала игумения Сергия (Конкова), она подарила Предстоятелю икону преподобного Серафима Саровского, написанную сестрами обители.
Святейший Владыка поблагодарил митрополита Георгия за труды по окормлению Дивеевского монастыря и вручил юбилейные панагию и крест, созданные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Игумении Сергии (Конковой) Предстоятель передал старинную икону Божией Матери «Знамение».
Тульские паломники приложились к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе.
Батюшка Серафим при жизни помог сотням верующих, которые приходили к нему за облегчением телесных и душевных хворей. Но и после смерти святого происходят чудесные случаи исцеления паломников, обратившихся к батюшке за помощью. Такие свидетельства вы можете услышать повсеместно.
В 20-е годы ХХ века мощи святого был изъяты из монастыря. До 1991 года местонахождение святыни оставалось неизвестным. В январе 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, были найдены мощи преподобного. Первого августа 1991 года его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
– Преподобный Серафим Саровский – близкий и родной святой для многих русских людей, – сказала паломница Любовь Морозова. – Каждый находит в его житие, в поучениях что-то важное именно для себя. Для меня преподобный Серафим – это человек, который своим примером учит нас помнить об апостольской заповеди: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. В устроении своего внутреннего мира уподобляться лучше ангелу.
Особенное обетование Пресвятой Богородицы
Особенное обетование Пресвятой Богородицы несет на себе Дивеевская обитель: «Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих», – такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители.
– Так утешительно знать, что Матерь Божия ежедневно обходит обитель по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость, – сказала паломница Лариса Тюменева.
В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Прп. Серафим говорил дивеевским сестрам: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду».
Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей преподобного благодатную помощь и исцеление.
…На обратном пути тульские паломники остановились в Муроме. В Троицком монастыре они приняли участие в Божественной литургии, поклонились св. мощам святых князей Петра и Февронии. Затем побывали в Спасо-Преображенском монастыре.
Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра