С благодарностью Богу и людям встретила свое 60-летие старшая сестра сетричества во имя святых Жен-мироносиц при Всехсвятком кафедральном соборе Тулы, секретарь отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии Нина Петровна Зеленская.

Еще не так давно сестры милосердия в белых полуапостольниках и передниках, появляющиеся в больницах, детских домах, приютах, интернатах для инвалидов и престарелых, казались пережитком прошлого. Однако эти женщины,  объединенные любовью к Богу и велением сердца помогать ближним, своими ежедневными трудами подтвердили истину, что милосердие  способно преодолеть многое, ибо оно жизненно необходимо во все времена. И одна из них –  Нина Петровна Зеленская,  старшая сестра милосердия  сетричества во имя святых Жен-мироносиц при Всехсвятком кафедральном соборе.

С радостью поздравил  с важной жизненной датой Нину Петровну настоятель собора, благочинный Тулы, председатель отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерей Сергий Резухин,  преподнесший в подарок виновнице торжества просфору и букет из алых роз. «Досточтимая, дорогая Нина Петровна! Мы сердечно поздравляем Вас с юбилеем!  Господь ссудил Вам совершать служение в звании сестры милосердия.

Одно только это название накладывает на человека особое послушание и определяет особый стиль жизни. Сестра милосердия должна быть милостивой, милосердной,  а главное – источать из себя любовь, – отметил отец Сергий, – И мы сегодня хотим засвидетельствовать, что Вы являетесь должным примером настоящей сестры милосердия.  Вы имеете то чувство, ту добродетель христианскую, которую мы называем Любовью, и окружающие Вас сестры, Ваши близкие соратницы, могут поучаться у Вас этому житию.

Общаясь с Вами на протяжении многих лет, и официально по работе, и просто по-человечески, могу сказать, что Вы имеете талант принимать все происходящее сдержанно,  разумно оценивать, но самое главное – покрывать многое  любовью».

Поздравляя Вас с такой славной жизненной датой и желаем, чтобы Господь под предстательством Божией Матери укреплял бы ваши силы, поскольку каждый человек нуждается в подкреплении, даровал бы Вам возможность еще долго-долго трудиться на этой ниве. Искренне желаем,  чтобы вокруг Вас сестры милосердия собирались, множились, совершая добрые дела, и чтобы Господь воздал Вам по Вашим делам».

Сестры милосердия – это не просто идеальный, героический образ, это реальные люди со своими судьбами, и у каждой из них свой, порой совсем непростой путь, приводящий к служению.

Нина Петровна родом из Сибири, из Омской области. Она была совсем маленькой, когда семья перебралась в Казахстан, в Кустанайскую область: родители приняли решение стать целинниками.

«Я всегда себя ощущала и продолжаю ощущать счастливым человеком. Господь  вел меня по жизни, и все в ней складывалось хорошо. А истоки радости и счастья – в моей семье, – убеждена  Нина Петровна,-  Мне довелось встречаться по жизни со многими людьми, и среди них было немного таких, кто знал всех своих родных, порой даже самых близких. Сколько  было порушено в советское время семей, люди исчезали, пропадали в неизвестности! Нам же с сестрой  повезло, нас всегда, где бы мы ни жили, окружала семейная полнота.

Так сложилось, что вся наша семья – прабабушки, бабушки, дедушки, – переехали в Советский Союз из Китая в 1953 году. В годы Гражданской войны, спасаясь,  они перешли границу, мама -Екатерина Андреевна-  и папа – Петр Александрович – родились уже там. Все они были подданными  последнего Российского императора Николая II и граждане дореволюционной России. Долгое время у них просто не было возможности вернуться на Родину. Живя в эмиграции, они охранили патриархальный, дореволюционный уклад  российской семьи, основанный на Православии. И папа, и мама закончили гимназии, в которых получили классическое образование и духовное воспитание, папа в юности даже был иподьяконом у одного из архиереев. Хорошие манеры и соблюдение правил этикета для них всю жизнь являлось нормой. Мама с детства нас приучала к рукоделию, всячески старалась прививать нам литературный и художественный вкус. Папа, вообще,  был интеллигентом от природы,  интересовался международными отношениями и мечтал стать дипломатом, но не сложилось».

Как вспоминает наша героиня,  детские и юношеские годы были проведены в духовной атмосфера , в семье все были верующими. «Нас не учили вере в буквальном смысле этого слова, не насаждали, этим просто жили. Как и положено,  в красном углу – святые образа, пирог в печку – «Господи, благослови!», пирог из печки – «Слава тебе, Господи!». «Богородице Дево, радуйся!» сопутствовала во всех делах, и эта молитва сопровождала потом меня и моих детей всю дальнейшую жизнь. Просто до определенного времени я не знала, что это молитва. Помню, как бабушки и дедушки приносили из храма просвирочки, и торжественные приготовления к Пасхе, богато украшенные куличи… И папина любимая загадка: «чем кадило отличается от паникадила».

 Но в храм нас, детей, не брали,  видимо, просто боялись, что у нас будут проблемы в школе. Ведь в советские времена  у храмов дежурили активисты, которые вылавливали  пионеров и комсомольцев».

Окончив школу, девушка с подругами поехала в столицу Казахстана, чтобы продолжить обучение. Однако, в институт легкой промышленности поступить не удалось из-за высокого конкурса. Зато успешно была освоена профессии мотальщицы на только что открывшемся крупном хлопчатобумажном комбинате.

На следующий год наша героиня стала студенткой  отделения «Парогенераторы и турбинные установки» Алма-атинского энергетического техникума. Студенческие годы, замечательная и веселая пора, пролетели незаметно. По распределению  Нина с группой однокашников попала в Ташкент, на одно из крупнейших в Средней Азии предприятий, осуществляющее наладку и пуск котельных установок. Там же через некоторое время  состоялась свадьба с однокурсником – Геннадием Андреевичем Зеленским. А вскоре супруг получил назначение в Фергану, где вводили в эксплуатацию крупнейшую теплоэлектростанцию.

«В Узбекистане мы прожили 18 лет, – вспоминает Нина Петровна, – Это было хорошее, доброе время. Мы с супругом занимались любимым делом, прошли с ним, что называется все ступни производственного роста, подрастали наши дети – сын и дочь. Иными словами,  жили в одном ритме со всей страной. Но скоро в нашей жизни начался  новый, полный непредсказуемости этап».

С распадом Советского Союза рухнули социальные и экономические связи, а затем в Фергане на межэтнической почве  произошли страшные кровавые события… В разные концы России из Узбекистана потянулись беженцы. Но семья Зеленских смогла покинуть уже полюбившуюся Фергану только в 1995 году. Так, по воле Божией им снова пришлось начинать все сначала, но теперь уже в Туле.

«Найти работу по специальности в то время, особенно сорокалетней женщине,  было практически невозможно, – продолжает Нина Петровна, – Благо супругу предоставили возможность заниматься своим делом, сначала в Советске, потом в Москве. На съемной квартире, где мы жили, по утрам включалось местное радио, и несколько раз я услышала объявление о наборе на епархиальные катехизаторские курсы при храме во имя великомучеников Флора и Лавра. Я поняла, что нужно идти учиться. Так, я пришла к покойному отцу Николаю Пикузе. Эти два года обучения – с 1995 по 1997 год –  были  лучшими и запоминающимися в жизни. Наш курс был самым первым, преподавательский состав был просто блестящим, да и мы все горели желанием изучать, постигать Православие. Можно сказать, что с перового момента я понял, что это именно то, чего мне так не хватало. Так началось мое настоящее воцерковление.».

По окончании курсов два года Нина Петровна в паре с Лидией Черных  исполняли послушание отца Николая Пикузы в Доме милосердия на улице Шевченко. Довелось ей потрудиться преподавателем  начальной группы Воскресной школы  Богородичного Щегловского  монастыря, который в то время был женской обителью,  и заниматься организацией паломнических поездок (опыт этот впоследствии очень пригодился).

Во Всехсвятский собор Нина Петровна пришла в 2003 году. Прежний руководитель общества добровольных помощников, сестричества  как такового  тогда еще не было, матушка Светлана должна была срочно последовать со своим мужем на нове место послушания – в Кимовск.

«Я сначала сопротивлялась, как могла, поскольку не представляла себе, как я, настоящий «технарь»,  буду ухаживать за больными, помогать им, – делится юбилярша, – Но отступать было уже некуда. Особенно после того, как на это послушание меня благословил Владыка Кирилл, и  по сей день я здесь.

За эти годы была проделана большая организационная работа, в том числе и по решению многих формальных вопросов по созданию сестричества во имя святых Жен-мироносиц, по распределению их по больницам и социальным учреждениям.  Здесь нужно сказать огромное спасибо отцу Сергию Резухину, как председателю отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии и как отзывчивому человеку и заботливому отцу, нашему духовнику, заместителю председателя отдела, настоятелю храма в честь святого благоверного князя Александра Невского протоиерею Виктору Рябоволу и многим нашим батюшкам, которые в течение многих лет трудятся с нашими сестрами  на различных поприщах».

Сегодня сестричество во имя святых Жен-мироносиц  при Всехсвятском кафедральном соборе объединяет 32 женщины ( посвященных) и несколько добровольцев.

«Чтобы стать настоящей сестрой милосердия и принять посвящение,  нужно пройти испытательный срок, который длится год, – объясняет Нина Петровна, – За это время будущая сестра должна познакомиться с сестрами, понять, где она может приложить с большей пользой свои руки, сердце и душу –  в больнице, в доме для престарелых, или помогая детям. Это такой своеобразный искус, позволяющий в течение года человек отработать какие-то свои сильные привязанности или же, справиться с отторжением и неприятием, одним словом обрести духовную крепость.

Задачи сестричества – помогать людям, попавшим в сложные обстоятельства, не только облегчать их боли и пребывание в больнице непосредственным уходом, но и только духовно. Там, где появляются сестры милосердия, люди начинают меняться к лучшему. Ведь, когда рядом оказывается православная верующая, сестра милосердия, она не только поддерживает в человеке жизнь телесную, но и может помочь ему сделать очень важный шаг: переступить порог церкви, вступить с Церковью в очень важные духовные отношения – в таинствах, в молитвах, в покаянии, в Причастии.

К нам приходит достаточно много людей, но костяк остается неизменным.  Для меня сестричество – это уже настоящая семья, где все общее – и радость, и горе. И каждый член   этой семьи мне дорог, мы за столько лет уже проросли друг в друга, мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Я  часто говорю, что у нас каждая  сестра – это ограненный за годы усердной работы бриллиант».

Ответ на самый главный вопрос – что для Вас означает служение сестры милосердия – Нина Петровна отвечает не сразу. «Знаете, я еще во время учебы на курсах, когда мы изучали Евангелие, понимала, что это мое, родное. Это то, что меня окружало в семье. Это не от меня идет, это идет от Господа. Мне всегда было жалко моих бабушек, мою старенькую прабабушку Вассу, с которой я подростком проводила практически все свободное время, ухаживала за ней, как она когда-то  за мной. Я их всех очень любила. И с возрастом эта потребность о ком-то заботиться, отдавать то, что ты имеешь внутри, не исчезла.  А здесь она смогла вылиться в дела. Мне просто жалко всех, кто к нам приходит. Будь-то бабушка одинокая, пусть она и ворчливая, больной и брошенный  ребенок,  алкоголик и бродяга… Они не вызывают у меня отторжения, я понимаю, что им нужно помочь, хоть немногим, но поддержать. А главное – каждое дело нужно стараться делать с Любовью, как завещал Господь».