Множество интересного о повседневной жизни предков узнали ученики четвертых и пятых классов средней школы №66 города Тулы, благодаря интерактивному занятию «Домострой», которое провела Марина Михалева, руководитель Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор».
В начале занятия Марина Александровна Михалева рассказала ребятам, о том, что «Домострой», этот величественный свод житейских правил, был издан более 400 лет – в 1552 году, хотя возник еще раньше, в конце XV века. Автором этого уникального издания признан духовник и сподвижник Ивана Грозного – новгородский протопоп Сильвестр, который создал его в качестве назидания молодому царю.
– «Домострой» – это удивительная книга, – отметила Марина Александровна. – Вне всякого сомнения, ее можно назвать полезной энциклопедией, написанной, к тому же, живым, красивым языком. К помощи «Домостроя» прибегали и родовитые бояре, и купцы, и просто зажиточные люди. В нем находили полезные и мудрые советы, касающиеся самых разных сторон жизни: как строить семейные отношения, чтобы семья была крепкая, как правильно воспитывать детей, как вести себя с незнакомыми людьми вне дома, чтобы не прослыть невежей, и еще множество подробных руководств, включая домоводство.
А затем началось самое интересное: Марина Александровна предложила ребятам на некоторое время представить себя автором «Домостроя», т.е. протопопом Сильвестром, и составить оглавление книги, как это сделал бы он. Причем сделать это нужно было практически, а именно – с помощью различных предметов из фондов Церковно-археологического кабинета Тульской Духовной семинарии.
Желающих поучаствовать в таком необычном задании было много, как тут не вспомнить, исключительно в хорошем смысле слова, классическое учительское выражение про «лес рук».
В итоге за дело взялся пятиклассник Илья Баранов, представивший свою версию оглавления «Домостроя» следующим образом: икона святителя Николая Чудотворца, миниатюрная шапка Мономаха, рушник с вышитым на нем храмом, чугунок, снова рушник, но уже обыкновенный, лампадка с несколькими монетами, означающая копилку для добрых дел, традиционные русские тряпичные куклы и деревянные ложки.
Как оказалось, эта версия полностью совпадает с авторской. Начинается «Домострой» с раздела «О духовном строении». В этой части, состоящей из 15 глав, содержатся религиозные наставления, рассказывается о церковных правилах и обрядах, о том, как прикладываться к святыням, как правильно украсить свой дом иконами, как принимать священника. И началом всех начал является глава «Как Святую Троицу славити», которую символизирует образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийскийх.
Настоящим открытием для ребят стали книги, изданные 3 – 4 века назад под названием «Псалтырь», которые можно было полистать, рассмотреть , а самое главное – попытаться прочитать и понять начальные строки Первого псалма Давида «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на ста, и на седалищи губителей не седе».
Затем ребята обратились к главной мысли следующей главы: «Как царя чтити» (вот она, шапка Мономаха).
– А как вы думаете, почему священник Сильвестр призывал проявлять почтение к царю? – спросила Марина Александровна у школьников.
Рассуждая, все вместе пришли к выводу, что самодержец, как любой государственный деятель, – человек, который несет ответственность за свой народ и страну, и главная его задача – искоренять зло и помогать добру. Кроме того, автор «Домостроя» писал о том, что «всякого старшего нужно почитать и уважать, к среднему относиться как к брату, а младшего любить, как дитя».
Во втором разделе говорится «О мирском устройстве». Сильвестр дает рекомендации, как следует строить отношения между мужем и женой, детьми и домочадцами, как учить и воспитывать детей, как детям любить родителей, почитать отца и мать и повиноваться им. Говорится также о том, как жить семье по своему достатку и при этом творить благие дела, проявляя милосердие и оказывая помощь нуждающимся и страждущим.
– Обратите внимание, что в «Домострое» не сказано в первую очередь о том, как приобретать себе красивые наряды и украшения, но говорится о том, как проявлять внимание и заботу о других людях, – подчеркнула Марина Александровна. – Именно поэтому у нас на самом видном месте лежит парадная ложка для гостей.
Следующий раздел – «О домовом строении» – посвящен тому, как строить домашний очаг – твердыню быта и бытия. В нем собраны советы, относящиеся к ведению домашнего хозяйства в мельчайших подробностях.
Много интересного узнали учащиеся во время урока о том, какие блюда готовили на Руси, чем потчевали домашним и приглашенных, почему среда и пятница – постные дни, и что хозяйственными припасами и запасами в былые времена занимался не кто-нибудь, а глава семейства.
Марина Александровна предложила ребятам поиграть в забавную русскую народную игру – «угадай, что в мешочке», а еще – определить названия некоторых уже давно вышедших из обихода предметов быта и хозяйственных инструментов, без которых в былые времена не обходилась ни одна семья в России.
Единственное, в чем не согласились современные школьники с автором «Домостроя» – так это в том, что детей нужно воспитывать в неукоснительной строгости. Но это вполне объяснимо.
Карина Власова, ученица 5 «Б», поделилась своими впечатлениями от занятия: «Мне очень понравилось, особенно меня поразили древние книги: такие красивые, такой необычный шрифт. И, конечно, было очень интересно отгадывать названия предметов, например, шило для плетения лаптей, или расческу для льна. Я первый раз такое увидела».
А Даше Щегловой, однокласснице Карины, больше всего запомнилось, что «Домострой» учил уважать старших, равно относиться к своим сверстникам, заботиться о младших. И еще понравилось, что в те времена богатые люди обязательно помогали бедным.
Преподаватель курса «Основы православной культуры» средней школы №66 Ольга Александровна Климова выразила благодарность Епархиальному культурно-просветительскому центру «Фавор» в лице Марине Александровны за плодотворное сотрудничество, и отметила, что занятия, проведенные в подобной интерактивной форме, больше всего нравятся детям: «Можно очень долго рассказывать о традициях, народной культуре и обрядах, но, как мы сейчас смогли убедиться, лучше им дать возможность прикоснуться в буквальном смысле этого слова к своей родной истории – книгам, предметам быта. Другим важным итогом занятия, на мой взгляд, является то, что дети поняли, что в жизни человека огромное значение имеет семья, большая, дружная и крепкая, где все друг друга уважают и любят»
Марина Полянская, фото автора