О том, как защитить подрастающее поколение от потока обрушивающегося на них с экранов и мониторов негатива, говорилось в ходе межрегиональной научно-практической конференции «Защита детей от вредной информации», состоявшейся в городе оружейников по инициативе уполномоченного по правам ребенка в Тульской области Наталии Зыковой.
Из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Калуги и Тульской области съехались уполномоченные по правам ребенка, представители правоохранительных органов и прокуратуры, ученые, педагоги, психологи, священники, представители общественности.
Приветствуя собравшихся от имени губернатора, заместитель председателя правительства Тульской области министр труда и социальной защиты Марина Левина отметила, что, по информации Центра безопасного Интернета, до 14 миллионов российских детей в возрасте до четырнадцати лет активно пользуются услугами соцсетей, и более половины из них просматривают сайты нежелательного содержания. А почти 16 процентов юных пользователей уже подвержены игровой зависимости.
Помощник руководителя миссионерского отдела Тульской епархии по работе с молодежью иерей Павел Джерики рассказал об опасности моды на оккультизм, язычество и чужие культуры:
– Уже более тысячи лет православная традиция является неотъемлемой частью государства Российского. И за всё это время совместного исторического шествия было сделано много обоюдополезного.
Сам великий князь Владимир после крещения своего по образу Христа преобразился до неузнаваемости, что сказалось не только на его духовной жизни, но и на образе его правления. Так было положено начало плодотворному взаимодействию, и поныне оно продолжается.
Все мы с вами помним те исторические переломные точки физической борьбы с многочисленными недругами и завистниками, которые на протяжении всей нашей истории пытались всячески выбить Россию с исторической арены, но совместным старанием государства и церкви мы всё же устояли и назло недругам лишь более укрепились, перенеся все эти испытания.
Стоит вспомнить лишь самые значимые и потому всем известные события нашей истории:
1240 г. крестоносцы вторглись в пределы Руси. Св. Александр, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя на брань. С небольшой дружиной князь разбил врага.
1380 г. св. Димитрий Донской просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец благословил князя, и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Огромные полчища Мамая были разбиты.
1612 г. перед иконой Божией Матери «Казанская» молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, она сопровождала их в походе. В память об освобождении Москвы от поляков, установлено было празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
1812 г. приняв в Петербурге назначение главнокомандующим армией, Кутузов отправился в Казанский собор и, сняв все свои ордена, долго стоял пред чудотворной иконой Божией Матери. Прибыв в действующую армию, накануне Бородинского сражения, в своем приказе по армии он говорит: «возлагаю все свое упование на помощь Всевышнего».
1941-45 гг. Хотя в вот-вот должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник, Православная Церковь сохраняет свою преданность России и участвует в борьбе с оккупантами не только духовно, но и материально.
И сейчас у России немало недругов, и пусть не все решаются на открытое противостояние, но навредить желают все без исключения. Наше время характерно наличием огромного количества разного рода информации в свободном доступе, и это становится весьма действенным оружием, открытая борьба за территории перешла в борьбу за умы, сердца и, если хотите, души. Мы имеем сейчас засилье информации, направленной исключительно на морально-духовное разложение человека, ведь если не выходит выкорчевать древо с могучим корнем, надо просто питать корень ядом, и древо иссохнет само.
Таковым является и возвращение из небытия язычества, внедрение несвойственных русскому человеку так называемых духовных практик, и попытки интеграции чуждых истин в православие, как наиболее значимую и распространённую традицию в России, и попытки подмены общечеловеческих ценностей на ранних этапах формирования личности. Все эти действия в большинстве своём направлены на наиболее восприимчивые слои населения, оставленных без внимания стариков и доверчивых, любящих сказки и волшебство детишек, а интернет как самое популярное сейчас средство распространения и приобретения информации становится страшным оружием.
Язычество, например, утверждает божественный, характер безличного природного бытия и тем самым низводит человека до уровня природного явления. Человек уже не Образ Божий, не венец творения, а вторичное явление природы, порожденное безличной субстанцией. В язычестве человек превращается в заложника природных процессов, уравненного в своих свойствах с остальными природными явлениями, утратившего свободу, неспособного к самостоятельной деятельности. В язычестве человек не ищет идеал, а претворяет в жизнь совершенно противоположные представления, способствующие его самоутверждению. В процессе подобного самоутверждения человек избегает налагаемой нравственной дисциплины, чуждается морального контроля (т.к. безличная природа ими не обладает), стремится реализовать лишь свои ограниченные и преходящие цели, обожествление производительных сил природы оправдывает развратные культы, храмовую проституцию, оргии и человеческие жертвы, приносимые идолам, низводящие человека до уровня бессознательных инстинктов животного, способствует моральному разложению человека.
Но возвращение по выражению некоторых лиц «к истокам» – не единственная попытка морального разложения личности. Есть и скрытые угрозы, до определённого времени неизвестные широкой общественности, например йога, к слову сказать, довольно популярная сейчас оздоровительная гимнастика, но это на первый взгляд.
Ответвлений в йоге достаточно много, но, в общем, все они на самом деле – религиозные течения, пропагандирующие медитативные практики, направленные также к обезличиванию человека, растворению в «океане бытия», отказу от самоконтроля.
В основе всех традиционных направлений йоги лежит одна философская система. Согласно ей, наше «я» является побочным продуктом физических процессов, и с помощью тренировок человек будто бы очищается, как луковица, добираясь до того центра, где находится «чистое сознание». Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к душевному расстройству; пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически. А не имея идеала, к которому необходимо стремиться, человек деградирует духовно. Стоит также упомянуть, что и физические практики, без предварительной консультации с врачом и медицинского осмотра, могут не только не принести пользы, но и существенно навредить организму, хотя как гимнастика, без духовной составляющей, вполне приемлемы.
В завершении – пример попытки интеграции в уже имеющиеся устои и традиции – Хэллоуин.
Считается, что праздник восходит к традициям древних кельтов, полагают, что прообразом этого праздника является кельтский фестиваль Самхей – по имени бога Смерти. Предположительно это вариация от имени Сатаны, отмечается 31 октября. Важной его частью являлся акт жертвоприношения тёмным силам, поэтому готовились угощения блуждающим во мраке ночи духам.
В IX веке эти языческие традиции смешались с католическими. Католическая Церковь долго боролась с языческими обычаями, для этого перенесла на 1-е ноября празднование Дня Всех Святых. Однако христианизация языческого праздника не удалась. Он получил название «Канун Дня Всех Святых».
Основными темами Хэллоуина являются смерть, зло, оккультизм и монстры, в меню праздника обязательно должны входить, насколько это возможно, мерзкие блюда. Это могут быть и «отрубленные руки и пальцы», супчики из «глаз», «ушей» и «носов», а также различные напитки из «кровавых сердец и ядовитых мухоморов».
Древний смысл Хэллоуина – наладить связь между миром потусторонним и нашим. В эту ночь открыты ворота и в прошлое и в будущее. Ведьмы и демоны – хранители этих ворот. Он связан с жертвоприношениями и поклонением тёмным силам. Для сатанистов Хэллоуин – праздник смерти, напрямую прославляющий сатану.
Религиозная культура сатанизма считает, что участие человека в определенном действии так изменяет его, что даже обманом вовлеченный в почитание сатаны уже никогда не сможет служить Богу, его душа все равно «погибнет», Бог ее «не примет».
И это очередная ложь: человек, принесший искреннее покаяние в содеянных грехах, непременно получит прощение.
Культивирование этого праздника среди нашей молодежи является способом отдаления её от Церкви. Наличие в праздновании Хэллоуина элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит Православию и разрушительно сказывается на психическом и духовно-нравственном здоровье.
Многие воспринимают праздник как весёлое мероприятие для детей. Но это совсем не весело когда дети копируют человеческие жертвоприношения, насмехаются над человеческими страданиями и смертью, и это не проходит бесследно. Организаторы Хэллоуина спекулируют на тяге детей к сказочному, волшебному и необычному. Никто не согласится принять участие в сатанинском ритуале, но любой ребенок будет рад участвовать в костюмированном шутливом карнавале с оттенком волшебства, как представляют Хэллоуин детям организаторы этого действа.
Ситуация усугубляется тем, что приятие этих неестественных демонических проявлений имеет место не только в сам, так называемый, праздник, но и вне него. Сегодняшняя кино- и мульт-продукция кишит невнятными персонажами демонического вида, а иногда и откровенно положительными, но в тоже время сохраняющими свою злую сущность. Этакое доброе зло. Т.е., мы не можем ждать, что образ будет соответствовать его виду, он, скорее всего, будет размытым, спорно положительным, заслуживающим сочувствия и понимания, он не будет учить, что зло это плохо, он будет показывать, что оно приемлемо. Не будет осознания и исправления, только лишь оправдание. Это не учит борьбе со злом и противлению ему, а способствует стиранию чётких границ между чёрным и белым, делая восприятие мира в целом просто серым, у человека формируется моральная гибкость – способность изменять свои этические принципы исходя из ситуации.
И всё это в период максимальной восприимчивости, когда фильмы и мультфильмы должны быть добрыми, должны вдохновлять, мотивировать, формировать лучшие качества.
Православная церковь всеми возможными способами пытается донести до людей истинное значение всех этих тлетворных проявлений, скрывающих свою истинную сущность под маской невинности, простоты и доброты. Труд нелёгкий, но это задел на будущее, ибо моральное состояние молодёжи является показателем состояния нации в целом. Наша задача, как родителей, закладывать моральные и духовные основы в молодое поколение, помогать им в их неудержимом желании познавать, не ограничивать, не лишать возможности, а именно помогать. Если уже сейчас не создавать противовеса всей этой деструктивной пропаганде, последствия будут катастрофическими, и они не заставят себя ждать, всё в наших руках, и да поможет нам Господь.
Пресс-служба миссионерского отдела