Для многих, кто находился в поисках веры в 90-е годы, оказалось недостаточно «православного ликбеза» в СМИ.

Катехизаторские курсы и миссионерские лекции стали для них неким откровением. С тех пор курсы действуют на многих приходах Русской Православной Церкви, и, конечно, есть они и в Тульской епархии. Цели этих объединений – общие, методы – пожалуй, одинаковые. Но у каждого священника, который не ограничивается богослужебной проповедью, а принимает на себя дополнительный труд просвещения – опыт этот поистине уникальный. В этом мы убедились в беседе с настоятелем храма святого великомученика Димитрия Солунского, преподавателем воскресной школы для взрослых протоиереем Максимом Троеглазовым.

– Отец Максим, что побудило Вас девять лет назад создать воскресную школу для взрослых?

– Общая проблема – низкая духовная грамотность в вопросах веры. Она возникла из-за советского периода в истории, когда несколько поколений выпало из церковной жизни. В своем большинстве наши современники не могли воспринять знания о вере и Церкви от родителей, воспитанных «в лучших традициях» официального атеизма, и поэтому сами были неспособны передать их детям и внукам. Так образовался большой «пробел» в современной церковной жизни – люди, пришедшие в Церковь, не знали «во что верует наша вера». С этим положением дел нельзя было миритьсяпрофанация в вопросах веры недопустима. И потому православные курсы и воскресные школы стали открываться повсеместно.

Хорошо, что многие  начали понимать, что православие не учит бездумной вере, напротив, оно учит нас мудрому восприятию божественных истин. Протоиерей Андрей Ткачев, известный современный православный публицист, веско утверждает: «…невежество при умении читать и доступности Священного Писания, при открытых храмах и при факте принадлежности к Телу Церкви не извинительно. Конечно, способности к учению у людей не одинаковы. Но насущность духовной жажды и самостоятельный труд совершенно необходимы». Есть у него и такой тезис: «Невежество – грех. Добровольное невежество – грех сугубый, если не более. И цепи безразличия, самоуверенности, холодного презрения к знанию нужно рвать».

– Как Вы определяете для себя цель занятий в воскресной школе для взрослых?

– Главная цель – по-настоящему ввести человека в храм, сделать так, чтобы Церковь стала для него понятной. А для того, кто уже не видит себя вне Церкви – раскрыть бесценный духовный опыт, накопленный в ней веками. К этой цели нас приближают вполне конкретные задачи курсов, и сейчас они те же, что и девять лет назад – показать людям православие во всей его полноте, с разных сторон, а значит, приоткрыть его евангельские, исторические и богословские смыслы, познакомить с церковной литературой, помочь услышать духовную красоту и глубину молитвословий.

– А можно ли научить верить?

В обычной школе учитель не просто дает знания – он учит учиться. Можно научить поиску, пробудить интерес, но к вере человек идет сам. Это личная тайна его и Бога.

Чувство Бога присутствует во всякой душе, потребность в Нем есть у каждого. В начале своего духовного поиска люди задаются вопросом: что делать? И для большинства очевидно – идти в церковь. Но впервые приходя в храм, человек зачастую не понимает, о чем идет речь на богослужениях, о чем поют и молятся. Он нуждается в руководстве. Когда на курсы приходят абсолютно новые в Церкви люди, то вскоре они начинают ходить на службы и постепенно воцерковляются.

Но бывает, что и воцерковленные прихожане привычно внимают богослужению, но не слышат и не видят за ним всей многозначной симфонии слова, символов, образов. Им еще предстоит открыть для себя огромные пласты православной культуры, традиций, обычаев. И еще только предстоит понять и воспринять, что такое церковное воспитание. Пройдет много времени, пока воцерковленный человек станет компетентным, поймет, что стоит за богослужением, а главное, в чем суть христианства.

Кстати, в духовном смысле научить человека – значит, защитить.

– От чего приходится защищать своих учеников?

– От всякого рода заблуждений. Самое главное – от неверно понятого христианства.

До сих пор все так же остро звучит для нас центральный вопрос Евангелия, который Христос задал апостолам: «За кого Меня почитают люди?» И даже апостолы ответили на него по-разному. Кто принял Христа за пророка, кто – за политического деятеля, кто – за лекаря и подателя благ. И лишь один среди них почитал Его за Сына Божия.

Важно, чтобы для изучающих Писание людей, для всех молящихся в храме существовал вот этот единственно верный ответ.

Но часто человек забывает про Крестный путь Спасителя, создает для себя некий удобный вариант верования и думает, что это и есть православие. На самом же деле это тупик, в котором он останавливается и не может дальше идти к Богу. А без Бога любой становится язычником и создает вокруг себя языческий мир. Понятно, что и мировосприятие становится таким же искаженным. Способствуют этому всякого рода псевдоправославные течения – увлечение ересью «ИННщиков», псевдостарчеством и прочими подобными вещами.

Еще большая опасность – когда человек принимает внешнюю сторону христианства, вроде бы все исполняет, а требований к самому себе не повышает и в жизни своей ничего не меняет. Важно, чтобы он понял, что христианство говорит об ответственности за свою жизнь, когда от того или иного поступка зависит и будущее, и спасение, и предстояние пред Богом на Страшном суде.

– Кто приходит на занятия?

– Это очень разные люди – много преподавателей, врачей, есть и рабочие, в основном среднего возраста, от тридцати до пятидесяти. Собирается от 25 до 40 человек – полный учебный класс, иногда за столами не хватает места. У нас есть свой костяк – те, кто ходит постоянно на протяжении многих лет, ведь обучение не ограничено во времени. Есть и те, кто появляется периодически, им мы тоже рады, ведь абсолютно все люди, приходящие поговорить о вере – не случайные.

Сам иногда называю учеников «приходом на приходе». За богослужением это те же самые прихожане, но во время службы я словно чувствую их плечо, ведь это те, кто готов отстаивать свою веру и исповедовать ее – грамотно, и открыто.

– Можно ли судить о духовных запросах слушателей по их вопросам?

– Безусловно, то, о чем спрашивают на занятиях – показатель «духовного градуса» не только конкретного человека, но и всех прихожан в целом.

Причем у того, кто пришел не просто попить чаю в уютной обстановке, а что-то почерпнуть, кто в поиске Бога и себя в Нем – вопросы есть всегда. Они продолжают и продолжают возникать, и чем дальше человек входит в православие, тем больше у него появляется «почему». К примеру, много вопросов задают о двунадесятых праздниках: почему они касаются каждого – в истории и в жизни? Часто спрашивают о природе богочеловечества Христа, о почитании Богоматери, об апостольском служении.

Бывают настолько серьезные вопросы, что без подготовки я не решаюсь ответить. И здесь уже не до личного авторитета и компетентности – лучше честно признаться в незнании, чем дать опрометчивый ответ. Но вопросы не повисают в воздухе: к следующему уроку обязательно нахожу материал, отвечаю. Ведь, как сказал в одном из посланий апостол Павел, «всякому вопрошающему у тебя со смирением и благоговением дай ответ».

Кстати, замечаю, что с каждым годом спрашивают все серьезней, переходя от вопросов церковного благочестия к более глубокой проблематике духовной жизни, к оценке собственного духовного состояния, к личному опыту и ощущению Бога, и, наконец, к спасению. Приобретенные знания неизбежно побуждают к размышлениям: а кто я пред Богом? Чего я на самом деле стою? Где мой путь и в чем мой крест?

– Значит ли это, что компетенция учащихся постепенно растет?

– А как же иначе, если, занимаясь в школе, люди начинают самостоятельно читать святых отцов: Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, авву Дорофея? И это вполне практический интерес. Многих продолжает интересовать опыт святых и подвижников веры, которые уже прошли свой путь. Это опыт, на который можно опереться, ведь он работает.

Уровень слушателей, конечно, растет, поэтому мы не боимся браться за большие события в истории Русской Церкви: Крещение Руси, раскол, петровские реформы, Поместный Собор 1917 года. Разбираем и общецерковные периоды – Византию, и глобальные темы – ереси, разделение Церквей. Поднимаем и серьезный богословский пласт.

– Что школа дает Вам?

– На самом деле, многое. Во-первых, обратную связь. Благодаря курсам я понимаю, что волнует людей, о чем они задумываются всерьез. Очень признателен всем за активный интерес на занятиях. Часто задаваемые вопросы всегда дают мне пищу для размышления, а иногда и материал для воскресной или праздничной проповеди, ведь то, что интересно кому-то из учеников, наверняка будет интересно многим. Во-вторых, школа для меня – это стимул к собственному развитию. Чтобы суметь ответить на некоторые вопросы, нужно заставлять себя постоянно штудировать литературу. В-третьих, занятия помогают понять, что процесс учебы – бесконечный. Сам я, уча других, постоянно учусь, и это очень полезный опыт.

– Как обычно проходят занятия?

– На курсах свободная, непринужденная обстановка, и это оказывает благотворное влияние, раскрепощает – сокращает дистанцию между говорящим и слушающим. У нас нет домашних заданий, только рекомендуемая литература для чтения. Во время бесед пьем чай с пирогами и сладостями – что-то в храме готовим, что-то приносят сами ученики. Смотрим православные фильмы, разбираем ситуации, отвечаем на вопросы. Всегда у нас выстраивается диалог, идет живое обсуждение.

Программа учебного курса не пишется заранее – она рождается из бесед, из потребностей аудитории. Мы вместе решаем, о чем пойдет речь в дальнейшем, определяем темы. И тогда я начинаю готовиться к следующему занятию.

В этом году записалось много новых людей. Приходится выстроить работу так, чтобы всем было интересно. Обычно это у нас получается!

– Какой была тема первого урока в новом учебном году?

– Наш учебный год начался в октябре.  И открылся он с очень серьезного разговора, который станет главным на протяжении нескольких занятий – о восприятии Бога в Ветхом и Новом Заветах. Тема возникла неслучайно – многие спрашивают, почему Господь по-разному проявляет Себя в дохристианское и в христианское время? И, конечно, начатый мной ответ на этот непростой богословский вопрос будет развернутым.

– Девять лет  преподавания в воскресной школе для взрослых – немалый срок. Как Вам удается находить новые ракурсы тем, новые аспекты, не повторяться?

– Это на удивление легко, ведь православие многогранно и необъятно. Сколько бы я ни преподавал, устать от этого процесса невозможно – настолько интересен и подвижен сам материал. Он говорит нам о вере. И именно поэтому он по-настоящему живой.

Беседовала Валентина Киденко, сотрудник издательского епархиального отдела, фото из архива отдела